Состояние и тенденции незаконной миграции на федеральном и региональном уровнях

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Оценки общей численности незаконных мигрантов в России варьируют от 1,5 до 15 млн человек. Оценки численности незаконных мигрантов из дальнего зарубежья составляют от нескольких сот тысяч до 2 млн. Диапазон вариаций свидетельствует об отсутствии надежных методов получения оценок либо об отсутствии необходимой информации.

Отсутствие или низкое качество информации о незаконной мигра­ции объясняются, прежде всего, конспиративным характером самого яв­ления.

Имеющиеся учетные данные очень неполные. Зачастую различные ведомства и эксперты предлагают разную статистику и оценку числен­ности не только незаконных, но и официально регистрируемых мигран­тов, что чаще всего объясняется несогласованностью дефиниций и ме­тодик учета, а иногда и определенными ведомственными интересами. Некоторые ведомственные данные недоступны для аналитиков.

Обратимся к имеющейся официальной информации, позволяющей получить представление о масштабах незаконной миграции.

Официальные оценкиобщей численности лиц, незаконно пребы­вающих в России, варьируют в диапазоне от 0,5 % до примерно 1 % населения. По оценкам Минфедерации РФ, количество лиц, которые незаконно пребывали в стране, составляло: в 1998 г. – 750 – 1000 чел., в 1999 г. – 750 – 1000 чел., в 2000 г. – 1300 – 1500 чел. По данным Федеральной пограничной службы РФ, количество лиц, не пропущенных через Государственную границу, составило: в 1998 г. – 37 423 чел., в 1999 г. – 41 547 чел., в 2000 г. – 75 500 чел. А количество лиц, задержанных на границе, было в 1998 г. – 4 577 чел., в 1999 г. – 4 300 чел., в 2000 г. – 6 801 чел. Данные МВД РФ по незаконному пребыванию лиц в стране за 1998 г., 1999 г. отсутствуют, в 2000 г. было задержано 150 000 лиц. Данные по депортированным лицам имеются за 1998 г. – 24 900 чел. (4 000 – всего депортировано), за 1999 г. – 24 300 чел. (3 400 – всего депортировано), за 2000 г. – 21 100 чел. (2 700 – всего депортировано)[1].

Несколько более надежными можно считать данные учета Министерства внутренних дел и Федеральной пограничной службы.

Один из косвенных показателей, который можно использовать для количественной характеристики незаконной миграции, это — число лиц, не пропущенных через государственную границу. Он в определенной мере отражает реальное давление незаконной миграции на страну и его динамику. В России такое давление постоянно нарастает. За последние пять лет оно выросло более чем в 2 раза.

Более обширную информацию о незаконной миграции дают сведения пограничных служб о задержанных нарушителяхгосударственной границы. Эта информация не только дополняет характеристику дав­ления со стороны незаконной миграции на границы России, но и позво­ляет получить представление о странах исхода, маршрутах следования, социально-демографическом составе незаконных мигрантов и т. д., поскольку на задержанных нарушителей заводятся дела.

В динамике количества задержаний в России, по данным Феде­ральной пограничной службы, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению. За последние 5 лет ежегодное число задержанных возросло в 10 раз.

Однако информация о числе задержанных не является достаточно полной не только для количественной характеристики незаконной ми­грации, но и для оценки масштабов незаконного пересечения границ. Поэтому ее нецелесообразно использовать в отрыве от других показате­лей.

В частности, в общие данные о задержаниях не включаются лица, задержанные на границе с Украиной и Казахстаном, где они не признаются нарушителями государственной границы, так как не завершено международно-правовое оформление этих участков гра­ниц. Значительную часть нарушителей задерживают не пограничники, а другие структуры, в том числе подразделения Министерства внутрен­них дел или органы национальной безопасности на дальних подступах к границе. Большинство незаконных мигрантов пересекают границы Рос­сии на вполне законных основаниях, и уже находясь в стране, переходят тем или иным способом на нелегальное положение.

Количественная характеристика незаконной миграции в России может быть дополнена показателем числа лиц, задержанных за незаконное пребывание в стране.В структуре нарушений иностран­цами законодательства о правовом статусе преобладают такие, как незаконный въезд в страну, невыполнение правил постановки на миграционный учет, проживание без документов или по поддельным документам, уклонение от выезда из страны после окончания установленного срока пребывания, незаконная трудовая деятельность.

Этот показатель также не может дать достаточно полного представ­ления о незаконной миграции в России. Он в основном формируется на нерегулярной основе и отражает преимущественно результаты специ­альных рейдов МВД. Из числа нарушителей, выявляемых в ходе регу­лярных проверок (которые проводятся далеко не повсеместно по стра­не), задерживается лишь незначительная часть. Не секрет, что обычно вопрос решается посредством штрафа без квитанции или, проще говоря, взятки. Кроме того, поскольку такая информация находится в ведении органов безопасности и внутренних дел, она, как правило, менее доступна для аналитиков.

И, наконец, количественное описание незаконной миграции, и од­новременно политику и возможности страны в отношении незаконных мигрантов дополняют данные о числе депортированных.Основными причинами депортации являются, как правило, отсутствие документов на право въезда или визы в страны следования (в среднем более 50 % всех оснований для депортации), чужие или поддельные документы, на­рушение правил пребывания в стране (около 40 %), в том числе пребывание в стране по истечении срока действия визы. При выявлении неле­гального проживания, отсутствия или несоответствия документов, удостоверяющих личность, органы внутренних дел привлекают ино­странных граждан к административной ответственности, готовят доку­менты на выдворение и направляют их, как правило, в подразделения федеральной миграционной службы. Однако контроль над фактическим выдворением осу­ществляется плохо. В результате данные о числе депортированных дале­ко не всегда отражают реальное число депортаций.

При отсутствии достаточно полной и надежной официальной информации важнейшей информационной базой для оценки масштабов незаконной миграции в России являются данные полевых мониторинговых исследований.

По экспертной оценке, выполненной в соответствии с Распоряжением ФМС России от 19.01.2006 г., число незаконных мигрантов, находящихся на территории республики Башкортостан составляет от 30 до 35 тысяч человек, из них в подавляющем большинстве – граждане стран СНГ. Пребывание значительного количества нелегальных мигрантов является серьезным дестабилизирующим фактором, ведущим к усилению социальной напряженности и криминализации ряда сфер жизни республики.

Практика территориальных ОВД и ФМС показывает увеличение количества нарушений, совершаемых в сфере регулирования миграционных отношений. Так, в 2009 г. сотрудниками территориальных подразделений УФМС России по Республике Башкортостан было выявлено нарушений:

– 9563 (+1127) – по ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ), а за восемь месяцев 2010 г. – 6409 (–521);

– 4157 (+2531) – по ст. 18.9 КоАП РФ (нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, либо гражданином РФ или постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданином правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ), за восемь месяцев 2010 г. – 3580 (+656);

– 2498 (+650) – по ст. 18.10 КоАП РФ  (незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ), за восемь месяцев 2010 г. – 1680 (–175);

- 1509 (+387) – по ст. 18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства), за восемь месяцев 2010 г. – 1147 (+13);

- 6 (-11) – по ст. 18.16 КоАП РФ (нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), за восемь месяцев 2010 г. – 4 (–1);

- 79 (+47) – по ст. 18.17 КоАП РФ (несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности), за восемь месяцев 2010 г. – 74 (+23);

- 912 (+4) – по ст. 19.27 КоАП РФ (представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета), за восемь месяцев 2010 г. – 487 (–255).

Судами городов и районов республики вынесено 838(+258) решений о наложении административного штрафа с административным выдворением иностранных граждан за пределы Российской Федерации, за восемь месяцев 2010 г. – 675 (+111)[2].

В течение первого полугодия 2009 года МВД и УФМС по РБ провели проверки на наличие регистрации и разрешения на работу. В результате выявлено более 26 тысяч нарушений, а 400 человек были депортированы на родину[3].

По вступившей в законную силу с 01.02.2005 г. статье 322¹ Уголовного кодекса РФ «Организация незаконной миграции» в России зарегистрировано в 2005 г. – 360 преступлений, по 196 из которых уголовные дела направлены в суд. По итогам 2006 г. число уголовных дел по данной статье увеличилось почти в три раза и в четыре раза увеличилось количество материалов, направленных для принятия решения в органы дознания и предварительного следствия[4]. Несмотря на небольшое количество возбуждаемых уголовных дел по данной статье прослеживается общая тенденция к увеличению их количества с каждым годом.

Сотрудниками УФМС России по Республике Башкортостан за 2006 год выявлено 26 фактов организации незаконной миграции, по 15 из которых возбуждены уголовные дела по ст. 322¹ УК РФ и по 6 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры. За 2007 г. выявлено 43 факта организации незаконной миграции. По 16 материалам возбуждены уголовные дела по ст. 322¹ УК РФ, по 5 из которых вынесены обвинительные приговоры. За 2008 г. выявлено 27 фактов организации незаконной миграции. По 10 материалам возбуждены уголовные дела по ст. 322¹ УК РФ, по 2 из которых вынесены обвинительные приговоры. За 2009 г. выявлен 41 факт организации незаконной миграции. По 19 материалам возбуждены уголовные дела по ст. 322¹ УК РФ. За восемь месяцев 2010г. выявлено 23 факта организации незаконной миграции. По 4 материалам возбуждены уголовные дела по ст. 322¹ УК РФ.

Республика Башкортостан является седьмым по численности постоянного населения регионом Российской Федерации. На долю республики приходится 2,8 % населения страны.

При проведении Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Башкортостан было учтено 4 млн 108 тыс. человек. Численность населения РБ по состоянию на 01 января 2010 г. составила 4 млн 066 тыс. человек. Демографические проблемы, характерные для страны в целом, наблюдаются и в Республике Башкортостан.

Сложившиеся уровни демографических процессов, влияющих на численность населения и его воспроизводство, в регионе несколько благоприятнее, чем в среднем по стране. Это привело к плавному вхождению республики в период депопуляции.

Вместе с тем республике свойственны многие негативные стороны современных демографических процессов: уменьшение численности, суженное воспроизводство, низкий уровень рождаемости, старение населения, ослабление семейно-брачных ценностей и детности семей. Процесс депопуляции, как и в целом в России, усугубляется высоким для развитых стран уровнем смертности.

Сложившийся в настоящее время уровень рождаемости не может обеспечить даже простого воспроизводства поколений. Суммарный коэффициент рождаемости в 2005 г. в Республике Башкортостан составил 1,409 ребенка на 1 женщину (в среднем по России – 1,287).

За 2005 г. убыль населения в республики составила 15,4 тыс. человек, из нее 13,7 тыс. человек – естественная убыль, 1,7 тыс. человек – миграционная убыль.

Для показателя численности населения Республики Башкортостан переломным стал 2000 г., когда продолжающийся рост естественной убыли и резкое падение миграционного прироста привели к сокращению численности постоянного населения. Снижение численности постоянного населения Республики Башкортостан за 2000–2005 гг. составило 56,4 тыс. человек.

Тенденции развития процессов естественного движения населения и сложившийся уровень миграции обуславливают продолжение снижения численности населения в ближайшие десятилетия. Прогнозные расчеты показывают, что в период с 2006 г. до 2010 г. численность населения республики снизится на 46,6 тыс. человек (на 1,1 %). К 2020 г. сокращение может составить более 100 тыс. человек (2,6 % от численности населения на начало 2006 г.), и численность населения региона опустится ниже четырехмиллионного уровня.

Происходит ускорение структурных изменений в возрастном составе населения, что проявляется в первую очередь в старении населения. Средний возраст населения Республики Башкортостан постепенно возрастает, на начало 2005 г. он составил 36,8 лет.

Продолжающийся кризис рождаемости и существующая структура населения определяют дальнейшее обострение соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. На 1 января 2006 г. в Республике Башкортостан впервые зафиксировано преобладание численности людей старше пенсионного возраста над численностью детей и подростков. Так, численность детей и подростков в возрасте 0–15 лет составила 756,6 тыс. человек (18,6 % от численности постоянного населения), а лиц старше пенсионного возраста – 763,8 тыс. человек (18,8 %).

На начало 2006 г. на 1000 человек населения в трудоспособном возрасте приходилось 598 человек, в том числе 298 детей и подростков, 300 человек старше трудоспособного возраста.

Складывающееся соотношение возрастных групп обуславливает сильные колебания демографической нагрузки в недалеком будущем. При сохранении текущей интенсивности естественного и миграционного процессов к 2011 г. объем демографической нагрузки в Республике Башкортостан сохранится на уровне 2006 г. Изменится соотношение ее составных частей, 284 человека будет приходиться на детей и подростков, и 314 человек на лиц старше трудоспособного возраста.

В следующее за этим десятилетие в Республике Башкортостан ожидается резкое изменение в соотношении численности трудоспособного и нетрудоспособного населения и демографической нагрузки. К концу 2020 г. она составит 807 человек, в том числе 368 детей и подростков, и 439 лиц старше трудоспособного возраста.

Такому росту демографической нагрузки будет способствовать изменение численности населения в трудоспособном возрасте.

Благодаря особенностям возрастной структуры населения и миграционному приросту 1990-х годов, численность населения в трудоспособном возрасте до настоящего момента не только сохраняется, но и увеличивается.

Так, за 1990–2006 гг. общая численность населения в трудоспособном возрасте возросла почти на 360 тыс. человек (16,5 %). При этом все эти годы темпы изменения численности данной категории в Республике Башкортостан были выше, чем в среднем по России.

Однако за периодом относительной стабилизации численности населения трудоспособного возраста (2006–2008 гг.) прогнозируется ее снижение.

Резкое снижение рождаемости с начала 90-х годов прошлого века будет оказывать воздействие на изменение численности трудоспособного населения в ближайшем десятилетии. Число родившихся за десятилетие реформ (1990–1999 гг.) на 257,5 тыс. человек меньше (или на почти на 35 %), чем число родившихся за предшествующие десять лет (1980–1989 гг.).

Воздействие смертности на численность и состав населения в трудоспособных возрастах проявляется сразу и продолжается до окончания активной трудовой деятельности каждого поколения.

Значительное влияние на формирование трудового потенциала оказывают миграционные процессы. Миграционный прирост с 1993 г. до 1999 г. не только полностью «гасил» естественные потери населения, но и значительно перекрывал их. В 1993–1995 гг., на которые приходился пик миграционной активности, миграционный прирост в 4–4,5 раза превышал объемы естественной убыли. В результате дальнейшего спада миграционной активности в 2000–2003 гг. сальдо миграционных процессов позволяло лишь смягчить естественную убыль. Начиная с 2004 г., впервые за последние 16 лет в Республике Башкортостан сложилось отрицательное сальдо миграции. В том числе с 2000 г. и по настоящее время в республике наблюдается отток населения в другие регионы страны. Сальдо межрегиональной миграции в 2005 г. составило «минус» 2144 человека.

Значительные миграционные передвижения в первую очередь отражаются на возрастной в структуре населения. Объективно наиболее высокую мобильность имеют люди трудоспособного возраста (78 % в от общего объема миграционных передвижений между республикой и другими регионами и странами). При этом численность прибывающей в республику трудоспособной молодежи (особенно в возрасте 18–29 лет) ниже численности выбывающей. Стабильный прирост наблюдается по возрастным группам от 40 до 59 лет. Сохранение данной тенденции может существенно повлиять на возрастные пропорции, ускорить процесс старения населения.

Кроме того, в Башкортостане отмечается высокий уровень внутрирегиональной миграции (по прибывшим лицам 72 %, по выбывшим лицам 70 %). Не влияя на общую численность региона, эти потоки довольно сильно изменяют численность и состав населения входящих в него районов и городов.

Прогнозы численности населения позволяют сделать вывод, что, как и большинство регионов России, Республика Башкортостан не сможет обеспечить стабилизацию численности своего трудоспособного населения, опираясь исключительно на внутренние демографические ресурсы.

Общие тенденции, характерные для развития демографических процессов на территории Российской Федерации, находят свое отражение и в Республике Башкортостан. Сокращение численности населения в республике отмечается с 2000 года. За 2000–2007 годы численность населения республики уменьшилась на 67,8 тыс. человек. Основными причинами снижения численности населения являются развитие процесса депопуляции населения (превышение смертности над рождаемостью) и снижение миграционной активности населения.

Вместе с тем по численности населения, занятого в экономике, Республика Башкортостан сохраняет 8-е место в Российской Федерации и занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе. В республике продолжается тенденция увеличения численности занятого населения, растет численность занятых в негосударственном секторе, которая составляет 62,1 % от общей численности занятых.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного Федеральной службой государственной статистики за август 2005 г. – май 2006 г., численность экономически активного населения в республике составила 2011 тыс. человек, или 49,5 % от общей численности населения. Численность занятого населения составила 1878 тыс. человек, из них мужчины – 51,8 %, женщины – 48,2 %, городские жители – 61,3 %, сельские жители – 38,6 %. Уровень занятости по республике – 60,4 % (по РФ – 61,4 %), средний возраст занятых – 39,2 года (по РФ – 39,6 лет).

Одной из причин, осложняющих ситуацию на регистрируемом рынке труда, остается сохраняющееся на протяжении ряда лет несоответствие структуры предлагаемых вакансий профессионально-квалификационному составу граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве, а также увеличение с 1 января 2005 года минимального размера пособий по безработице и регулярная их выплата. При этом для получения различных видов социальных услуг и льгот незанятые граждане нуждаются в официальном подтверждении своего социального статуса.

В связи с демографическими изменениями, связанными со снижением трудовых ресурсов республики, миграционной активности населения, возникает необходимость привлечения и использования в отраслях экономики республики иностранной рабочей силы.

Главной сферой привлечения иностранных работников выступает строительство. В 2006 г. в данной отрасли использовано 46 % рабочей силы, привлеченной из Турции; 20 % – из Узбекистана; 9,6 % – из Азербайджана. На второе место в последние годы вышла торгово-коммерческая деятельность – 30,5 %. В этой сфере концентрируется большинство мигрантов из Вьетнама, которые составили в 2006 г. 58 % общего официального привлечения работников в эту сферу экономики. На третьем месте находится сельскохозяйственное производство – 13 %. В данной отрасли в основном трудятся граждане Узбекистана (61 %), Киргизии (18 %), Таджикистана (10,5 %), а также Китая (7 %).

В прогнозируемом периоде ежегодно предусматривается использование квалифицированной рабочей силы из стран СНГ и других стран в объемах 8–10 тыс. человек.

С целью устранения негативных последствий миграции в республике осуществляется формирование оптимальной миграционной ситуации и отвечающего государственным интересам миграционного потока, параметры которых в наибольшей степени способствуют реализации интересов жителей республики, позитивного потенциала мигрантов и отвечают за создание условий для успешной интеграции иммигрантов в российское общество на основе уважения к его языку, культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу.

Имеющиеся административно-правовые средства регулирования миграционных процессов следует подкрепить мерами социально-экономического стимулирования и целенаправленной информационной поддержки проводимых в жизнь решений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Требуется создание механизма, позволяющего эффективно сочетать ожидания и возможности переселенцев с реальными потребностями и возможностями Республики Башкортостан и обеспечить переход к активному и осознанному выбору переселяющимися лицами места будущего проживания и сферы приложения труда с учетом социально-экономических реалий.

[1] См.: Витковская Г. С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Международная миграция населения: Россия и современный мир. – Вып. 9. Нелегальная иммиграция

/ Гл. ред. В. А. Ионцев. – М., 2002. – С. 17–18.

[2] См.: Официальный сайт Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан // http://www.fmsrb.ru

[3] См.:  Миргазиянова Э. Гастарбайтеров в Башкирии стало меньше // Комсомольская правда. – 2009. – 15 июня.

[4] См.: Официальный сайт Федеральной миграционной службы России // http://www.fms.gov.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!