Состояние и некоторые проблемы правового обеспечения социальной сферы Российской Федерации

6 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Важнейшую задачу социального развития общества дол­жны решать совместно органы государственной власти, уче­ные, работодатели и профсоюзы, привлекая лучшее из на­шей практики и используя передовой зарубежный опыт, что­бы повысить эффективность социального обеспечения, добить­ся создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, как этого требует Конститу­ция Российской Федерации.

В последние годы в области развития социальной сферы на предприятиях наметилась добрая традиция - проведение несколько лет подряд Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".

Одно из условий развития социальной сферы принятие и реализация законов, регулирующих общественные отно­шения в области жизнидеятельности.

В 2002 г. подготовлены к рассмотрению на Совете Госу­дарственной Думы 187 законопроектов. Из них 41 - рассмот­рен в первом чтении и 23 приняты в первом чтении; рассмот­рены и приняты во втором и третьем чтениях - 14. Судьба остальных - различна: одни отклонены, а другие находятся в работе.

Принятый Государственной Думой в декабре 2001 г. Тру­довой кодекс, вступивший в действие с февраля 2002 г., при­зван обеспечить правовой механизм регулирования трудовых отношений, отвечающий рыночным ориентирам развития экономики. Кодекс устанавливает гарантируемый государством комплекс трудовых прав, социально-трудовых льгот и гаран­тий, существенно расширены возможности договорного ре­гулирования социально-трудовых отношений. Взаимоотноше­ния работников и работодателей могут регулироваться не толь­ко законами и иными нормативными правовыми актами, но и трудовыми договорами, коллективными договорами и со­глашениями. Это свидетельствует о дальнейшем развитии общественного института социального партнерства. В Кодек­се впервые закреплены основы регулирования партнерства в сфере труда. Это позволяет организациям, представляющим интересы работников и работодателей, вести социальный ди­алог и мирным путем добиваться согласованных решений по любым возникающим проблемам.

Специальным разделом Кодекса установлены способы и порядок защиты трудовых прав работников. Значительно воз­росла роль в этом Федеральной инспекции труда. Работникам предоставлено право, осуществляя самозащиту своих трудо­вых прав, прекращать работу в случаях невыплаты и нару­шения требований охраны труда.

Развивая принцип достойной оплаты труда, Кодекс уста­новил, что минимальная заработная плата и, соответствен­но, ставка первого разряда Единой тарифной сетки по опла­те труда работников организаций бюджетной сферы не мо­жет быть ниже прожиточного минимума. Порядок и сроки введения этой нормы должны быть установлены федераль­ным законом, работа над которым сейчас ведется в Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике.

Однако Трудовой кодекс - только основа для комплекс­ного реформирования трудового законодательства и требует дальнейшего развития и конкретизации в других федераль­ных законах.

Юридические проблемы и нестыковки, имеющие место в новом Трудовом кодексе, нашли свое отражение во многочис­ленных обращениях, поступивших и продолжающих поступать в Комитет. Все они будут тщательно изучены межфракционной рабочей группой, созданной во исполнение рекомендаций парламентских слушаний, прошедших 12 ноября 2002 г.

Началась и продолжается пенсионная реформа. В ее обес­печение приняты основные федеральные законы (о трудо­вых пенсиях, о государственном пенсионном обеспечении, об обязательном пенсионном страховании), уже вступивших в силу; осуществляется их практическая апробация. В разви­тие пенсионной реформы в Комитете продолжается работа над законопроектами, внесенными в Государственную Думу Правительством РФ и направленными на правовое обеспече­ние деятельности негосударственных пенсионных фондов, про­фессиональных пенсионных систем, регулирование страхо­вых взносов в ППС, индивидуального (персонифицированно­го) учета.

Комитетом предприняты серьезные шаги в сторону со­вершенствования закона о занятости населения. Имеется в виду усиление правового регулирования механизма страхо­вания от безработицы, которое было неоправданно утеряно с введением системы единого социального налога. Комитет завершил работу над внесенным Правительством РФ законо­проектом, который был принят обеими палатами Федераль­ного Собрания, подписан Президентом РФ и вступил в силу уже в январе 2003 г. В указанном законе осуществлена диф-ференция выплат гражданам пособий по безработице в зави­симости от причин увольнения, а также закреплен переход к размерам этих выплат в зависимости от прожиточного мини­мума.

Активная социальная политика в последние два года при­вела к росту минимального размера оплаты труда (с 200 до 450 руб.), что:

- с одной стороны, позволило повысить оплату труда;

- а с другой, - привело к нарушению разумных преде­лов обеспечения выплат в возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.

Отдельные инвалиды труда вместо возмещения утерян­ного заработка стали получать суммы выплат, в несколько раз превышающие реальную заработную плату работников по данной профессии.

На устранение этого дисбаланса направлен Федераль­ный закон "О внесении изменений в некоторые законодатель­ные акты Российской Федерации, связанные с осуществле­нием обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 26 ноября 2002 г. № 152-ФЗ.

В Комитете Государственной Думы по труду и социаль­ной политике продолжается работа по реализации законода­тельной инициативы о введении в стране минимального ча­сового размера оплаты труда. Анализ состояния оплаты тру­да и реальных возможностей в современной ситуации подска­зывает, что наиболее оптимальным может быть исходный (начальный) минимальный часовой размер оплаты труда в сумме 10 руб. Это позволит при 8-часовом рабочем дне и 22 рабочих днях в месяц получить 1760 руб. минимальной за­работной платы и приблизить ее к размеру прожиточного минимума (1800 руб.). Конечно, названная цифра - лишь ори­ентир, а окончательное решение Комитетом будет сформи­ровано по результатам парламентских слушаний, посвящен­ных проблемам заработной платы, 10 июня 2003 г.

Весной 2002 г. принят Государственной Думой и подписан Президентом РФ Федеральный закон "О внесении изменений в ст. 5, 6 и 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (№ 53-ФЗ от 20 мая 2002 г.), регули­рующий проведение государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране труда в организациях.

Статья 210 Трудового кодекса РФ предусматривает обес­печение приоритета сохранения жизни и здоровья работни­ков, в том числе посредством принятия и реализации феде­ральных целевых программ улучшения условий и охраны тру­да. Сегодня таких федеральных целевых программ нет, а ак­туальность их бесспорна. Нельзя мириться с тем, что на про­изводстве продолжают гибнуть люди. Ежегодные потери от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом составляют в среднем около б тыс. человек. И это только по данным официальной статистики и Федеральной инспек­ции по труду. А сколько случаев скрывается под видом сер­дечной недостаточности и других липовых диагнозов? Боль­шинство из смертельных случаев, по убеждению специалис­тов, можно было не допустить.

Общая задача специалистов в области охраны труда, ра­ботодателей, профсоюзов, законодателей и ученых - выя­вить основные причины травматизма (особенно смертельно­го) и профессиональной заболеваемости и разработать с уче­том этого механизм правового регулирования этой сферы об­щественных отношений, обеспечивающий минимизацию чис­ла страховых случаев на производстве.

20 мая 2002 г. Комитет Госдумы по труду и социальной политике провел совместное заседание с Фондом социально­го страхования Российской Федерации, в ходе которого рас­смотрены основополагающие вопросы правового регулирова­ния обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Были внесены вполне обоснованные предложения о необхо­димости совершенствования Федерального закона "Об обяза­тельном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которые в определенной степени уже реализуются Комитетом.

Внесенное на указанном совещании предложение при­нять поправку в действующее законодательство, обязываю­щую финансово-кредитные организации (в частности - бан­ки) осуществлять регистрацию в ФСС РФ в качестве страхо­вателей и обеспечивать выполнение норм Федерального за­кона "Об обязательном социальном страховании от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний" (от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), нашло свое отражение в проекте Федерального закона № 219264-3 "О внесении изме­нения и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний".

Проблема охраны труда связана с обязательным соци­альным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку здесь прямая зависимость: снижается травматизм - уменьшаются страхо­вые выплаты и затраты, связанные с профессиональной, трудовой и социальной реабилитацией пострадавших.

Охрана труда и здоровья трудящихся в современных ус­ловиях развития России - важнейший аспект корпоратив­ной социальной политики. Комитет предложил Минэконом­развития России включить в положение о порядке проведе­ния крнкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" в качестве основных критериев оценки пред­приятий-участников показатели, характеризующие состоя­ние условий и охраны труда. Это будет способствовать со­кращению страховых случаев на производстве, что является важнейшим фактором оздоровления экономически активного населения России.

Правильность позиции Комитета Госдумы подтверждена рекомендациями парламентских слушаний "Проблемы совер­шенствования законодательства о страховании профессио­нальных рисков и практике его применения" и "Проблемы совершенствования законодательства об охране труда и прак­тике его применения", проведенных в октябре и декабре 2000 г. Сегодня продолжается реализация рекомендаций указанных парламентских слушаний.

Принятием Федерального закона "Об объединениях ра­ботодателей" (от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ) практически завершено формирование правового поля регулирования де­ятельности социальных партнеров. Создание определенной си­стемы социального партнерства не может рассматриваться в качестве самодостаточной цели. В итоге ее развития должны быть видимые положительные сдвиги в справедливом рас­пределении доходов, демократизации производственных от­ношений, снижении социальной напряженности в обществе. Основной смысл социального сотрудничества не в подтверж­дении работодателем и работниками своей законопослушности, а в повышении уровня социальных гарантий по сравне­нию с минимальными нормами, установленными законодатель­ными и иными нормативными правовыми актами. И к этому следует стремиться, продолжая совершенствовать этот важ­нейший инструмент рыночной экономики.

Работодателю непозволительно забывать о вопросах со­блюдения режима труда и отдыха, обеспечения нормальных условий и охраны труда. Комитет выступает за проведение предпринимателями-работодателями социально ответствен­ной политики развития; проводит последовательную полити­ку, направленную на дальнейшее улучшение социальной за­щиты населения на страховых принципах (безработных, ин­валидов труда, пенсионеров и др.), развитие социального ди­алога между работодателями, работниками и исполнитель­ными органами власти всех уровней. По этим направлениям в Комитете сейчас ведется работа над более чем 30 законопро­ектами.

Новые ориентиры развития социально-экономической сферы в условиях продолжающейся интеграции России в ев­ропейское и мировое экономические сообщества требуют адек­ватных подходов в обеспечении законотворческого процесса. В современных условиях все более востребованной становит­ся социально ответственная политика предпринимателей в деле развития отечественного бизнеса, его интеграции в ев­ропейское и мировое экономические сообщества. На повест­ку дня встают вопросы научно обоснованной разработки и осуществления социального аудита в крупном, среднем, осо­бенно в малом бизнесе.

Ответственный подход к решению назревших проблем со стороны государства, всех участников трудовых отношений, ученых и широкой общественности позволят преодолеть на­копившиеся недостатки и выйти на новый, более качествен­ный уровень социального развития России.

Подходы эти видятся в реализации новой парадигмы со­циально ответственного развития предприятий.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!