Сократ и софисты

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В диалогах Платона, из которых мы чер­паем сведения об античной философии,, Сократ (469-399) по­стоянно спорит с софистами, которые связывают несвязываемое, возводят в закон случайность, корысти ради обманывают людей. Сократ, сделав предметом пристального рассмотрения смысловой и содержательный объект понятия, объявляет и всю предшест­вующую натурфилософию, и приемы софистов неудовлетвори­тельными. В период процветания греческой культуры, названный периодом греческого Просвещения, важнейшим становится ана­лиз человеческой души (рхусЬе), центр внимания переносится на рассмотрение антропологических проблем. Сократ связывает душу с умственной деятельностью и представляет ее как лоно разума и мышления. Здесь сказывается его интеллектуализм. По словам Со­крата, «душа царит в нас», но в отличие от тела она невидима. Душа - «незримая» хозяйка - управляет и нашим телом, и все-м-и нашими поступками. Она источник благоразумия и сдержан­ности. И хоть мудрец мыслит душу и тело в единстве, приоритет отдан душе.

От ограниченности человеческого разума Сократ переходит к разуму всеобщему, что выливается в учение об универсальном разу­ме и об отдельных богах -умах. Общий разум делает видимой целе­сообразность в делах. В качестве внутреннего голоса, совести или здравого смысла участвует во всех начинаниях так называемый «дай-монион» Сократа. Толкование этого понятия неоднозначно. С ним связывают просветленное внутреннее чутье или инстинкт, выраже­ние откровения или проявление религиозного энтузиазма.

Сократический метод достижения истины делится «по форме на иронию и майевтику, а по содержанию - на индукцию и определе­ние». Причем в первой части «иронически-индуктивной» он практи­чески совпадает с операциями софистических доказательств. После­довательное обнаружение противоречий во взглядах и высказываниях собеседников, а затем заключение: «Я знаю, что я ничего не знаю»,- весьма напоминает чисто софистический парадокс «Лжец»: «Я знаю истинно, если и только если «я ничего не знаю». Однако в отличие от софистов, эксплуатирующих гибкость понятий, Сократ устремлен к поиску критерия, отличающего сущность от видимости.

Майевтика - от греч., букв. повивальное искусство - способствует рождению истины. Следуя ей, Сократ подвергает ис­пытанию и обличению неверные взгляды людей, этические нормы, общие представления, новшества. После многочисленных «наведе­ний», при которых происходит уточнение понятий и отбрасывание лишних, ведущих к противоречиям следствий, после обращений к «воспоминаниям» бессмертной души о «правде обо всем» (что в со­временной интерпретации трактуется как подсказка бессознатель­ного) Сократ останавливается на отождествлении. Справедливое - соответствует законному, прекрасное - полезному, добродетель­ное - знанию. Однако такой исход вскрывает грандиозную теоре­тическую проблему. Ведь прекрасное не есть ни прекрасный кувшин, ни прекрасная лошадь, ни прекрасная девушка. Сущность прекрас­ного нельзя определить путем «наведения». Поэтому главный урок для натурфилософии, извлеченный из деятельности софистов и Со-. крата, состоял в выявлении и фиксации самого факта противоре­чивости суждений, в том числе суждений о космосе и первоначалах. Кризис античной «физики» проявился в невозможности построить логически непротиворечивую и образно-интуитивно-достоверную картину природы. Софисты подорвали доверие к многочисленным попыткам объяснения единого из многого и многого из единого. Кос­мос и природа застыли в ожидании нового объяснения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!