Содержание понятий: речевая деятельность, речевые способности, умения и навыки

Психолингвистика определяет речь как деятельность, включенную в общую систему челове­ческой деятельности. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. Речь - это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в как можно более полном и совершенном овладении знаками языковой структуры.

Для речевой деятельности требуется сложная работа боль­ших полушарий головного мозга, заключающаяся, во-первых, в тончайшем анализе и синтезе слышимых звуков языка, а также производимых при этом движений и, во-вторых, в связывании звуковых комплексов, составляющих слова с обозначаемы­ми ими предметами и явлениями. Как всякая деятельность, речь харак­теризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий.

Психологическая школа Л. С. Вы­готского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности... Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на ос­нове врожденных психофизиологических особенностей орга­низма и под влиянием речевого общения» (А. А. Леонтьев). Языковая способность — это совокупность речевых навы­ков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык — это речевое действие, достигшее сте­пени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включа­ют: навыки оформления языковых явлений (внешнее офор­мление — произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее — выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых на­выков. А. А. Леонтьев считает, что навыки — это «складыва­ние речевых механизмов», а умение — это использование данных механизмов для различных целей. Навыки облада­ют устойчивостью и способностью к переносу в новые ус­ловия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование язы­ковых единиц, применение последних в любых ситуациях об­щения и носят творческий, продуктивный характер. Следо­вательно, развивать языковую способность ребенка — зна­чит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение го­ворить, т. е. излагать свои мысли в устной форме, 2) уме­ние аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформле­нии, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изоб­ражении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!