Содержание понятий: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосред­ственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в сово­купности практический и духовный опыт взаимодействия человечест­ва с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу лич­ностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фунда­мент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах дейст­вительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

В классической экологии центральными понятиями являются: взаи­модействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функ­ционирование экосистемы - сообщества живых организмов, прожи­вающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаи­модействовать с природой. Большинство исследователей, рассматривая феномен эколо­гической культуры, опираются на подсистемы понятия, в каче­стве которых выступают экологическое мышление, экологичес­кое сознание, отношение, экологическая деятельность, т.е. эко­логическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности.

В этом случае экологическое мышление определяется как мысли­тельный акт для решения конкретной экологической задачи. Че­ловек, вооруженный экологическими знаниями, применяет их на практике для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации, т. е. мышление определяет действие, поведение, конк­ретную деятельность.

Анализ исследований показал, что существуют разные подхо­ды к трактовке понятия «экологическое образование». Так, А. Н. Захлебный полагает, что экологи­ческое образование – это элемент общего образования, связан­ный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества (человека). Н. М. Мамедова и И.Т. Суравегина считают, что экологическое образование – это целенаправленный процесс формирования от­ветственного отношения школьников к окружающей природе во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и обще­ния с природой. Согласно Н.Ф. Реймерсу, экологическое образование – это педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в про­цессе которого они усваивают научные основы решения про­блем взаимодействия общества и природы, овладевают приклад­ными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы.

Таким образом, под экологическим образованием понимается целенаправленный процесс формирования культуры взаимодей­ствия с миром природы на основе синтеза эмоционально-чув­ственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов. При этом сущностной основой, целью экологиче­ского образования должно стать формирование экологической культуры личности и общества как синтеза практического и ду­ховного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспе­чивающей его выживание и развитие.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!