Содержание основных понятий: речь, язык, развитие речи, функции и формы речи

Язык — это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.

Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.

Характеристикой языка является определение его как важ­нейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а следовательно, и раз­витие личности.

Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает рече­вые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Третья методологическая характеристика языка касает­ся его взаимосвязи и единства с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным пла­нирование интеллектуальной деятельности. Язык — сред­ство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.

Вместе с тем мышление и язык — не тождественные понятия. Мышление — высшая форма активного отраже­ния объективной реальности. В языке непосредственно от-

ражается и закрепляется специфически человеческое — обобщенное — отражение действительности. Оба эти поня­тия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность опреде­лить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления.

Язык является средством логического по­знания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.

С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетического, лексического, грамматического). Методика ориентирует практических работников на формирование у детей языко­вых обобщений, элементарного осознавания явлений язы­ка и речи. В результате повышается уровень развития как речи, так и мышления.

И. П. Павлов рассматривал речь прежде всего как кине­стетические импульсы, идущие в кору от органов речи. Эти кинестетические ощущения он называл основным базаль-ным компонентом второй сигнальной системы. «Все вне­шние и внутренние раздражения, все вновь образующиеся рефлексы, как положительные, так и тормозные, немед­ленно озвучиваются, опосредствуются словом, т. е. связы­ваются с речедвигательным анализатором и входят в сло­варный состав детской речи»1.

В основе процесса овладения речью лежит взаимодей­ствие непосредственного и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и рече­вых реакций. А. Г. Иванов-Смоленский, рассматривая кор­ковые временные связи в аспекте возрастной эволюции, расположил их в такой последовательности:

1) раньше всего возникают связи между непосредст­венным раздражителем и непосредственными же ответами

(Н - Н);

2) присоединяются связи между словесным воздействием и непосредственной реакцией (ребенок раньше начинает понимать речь) (С — Н);

3) образуются связи между непосредственным раздра­жителем и ответной словесной реакцией (Н — С);

Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):

1) речь занимает центральное место в процессе психичес­кого развития, развитие речи внутренне связано с развити­ем мышления и с развитием сознания в целом;

2) речь имеет полифункциональный характер: речи при­сущи коммуникативная функция (слово — средство обще­ния), индикативная (слово — средство указания на пред­мет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (сло­во — носитель обобщения, понятия); все эти функции внут­ренне связаны друг с другом;

3) речь является полиморфной деятельностью, высту­пая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но

не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

4) в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, форму и ее семическую (семантическую, смысло­вую) сторону;

5) слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;

6) процесс развития речи не есть процесс количествен­ных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных из­менений, скачков, т. е. это процесс действительного разви­тия, который, будучи внутренне связан с развитием мыш­ления и сознания, охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова1.

Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в ра­ботах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н. X. Швачкина, Д. Б. Эльконина, М. И. Лиси­ной, Ф. А. Сохина и других.

Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. «Язык — это система объек­тивно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости». Речь — это психофизиологический процесс, это реализа­ция языка, который только через речь выполняет свое ком­муникативное назначение. Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроиз­водим, объективен по отношению к говорящему. Речь кон­кретна и неповторима, материальна, состоит из артикули­руемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой дея­тельности индивида. Она контекстно и ситуативно обус­ловлена, вариативна1.

Развитие речи самым тесным образом связано с разви­тием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладе­ния знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школь­ном и последующем образовании. На основе длительного

изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский при­шел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоре­тические основания утверждать, что не только интеллек­туальное развитие ребенка, но и формирование его харак­тера, эмоций и личности в целом находится в непосред­ственной зависимости от речи»'. Исследования отечествен­ных психологов и психолингвистов доказали, что овладе­ние речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Опираясь на исследования психолингви­стов, психологов, педагогов, дадим краткую характерис­тику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характери­стик языка (в широком смысле). Это характеристики, обес­печивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека2.

В первую группу входят характеристики, согласно кото­рым язык — средство: 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) присвоения общественно-историчес­кого, социального опыта, т. е. социализации; 3) приобще­ния к культурным, историческим ценностям (общеобразо­вательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство соци­альной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, по­средством которых реализуются интеллектуальные функ­ции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 4) номинации (наименования) и индикации (обо­значения) действительности; 5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточне­ния понятийного аппарата человека; б) опосредствования высших психических функций человека; 7) развития по­знавательных интересов; 8) удовлетворения коммуникатив­ной и познавательной потребностей (форма существова­ния и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуаль­ной деятельности вообще, орудие формирования «языко­вого сознания» человека, как решающий фактор умствен­ного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристи­ки языка. Здесь он выступает в качестве средства: 9) осоз­нания человеком собственного «Я» и 10) рефлексии, са­мовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характе­ристик следует говорить о роли языка в нравственном раз­витии детей. Обучение родному языку помогает решать зада­чи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при пра­вильном воспитании становятся эталонами его собственно­го поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!