Содержание и организация социальной профилактики с различными группами населения

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный об­раз жизни, и т. д.

Сам термин «профилактика» (от греч. «предохранительный») означает устранение причин, способных вызвать те или иные не­желательные последствия.

Из этого следует, что профилактика должна проводиться в фор­ме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предот­вращение возможных негативных явлений.

Под профилактикой подразумеваются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, на­правленные на:

предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жиз­ни и здоровья людей;

содействие им в достижении поставленных целей и рас­крытии их внутренних потенциалов.

Практика профилактической работы находится в постоянном развитии, и тем не менее можно выдЪлить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.

1. Любое важное событие в жизни человека, касающееся его семьи, друзей, соседей, места жительства, работы или учебы, при­родной среды и т. д., представляется существенным для понима­ния происходящего сегодня и того, что, возможно, произойдет завтра.

Поэтому методы профилактики имеют системный характер, т. е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одно­временно на создание условий для приобретения человеком не­обходимого опыта решения возникающих проблем.

2. Службы профилактики стремятся не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Они об­ращены к здоровым гражданам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий.

3. Методы профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставлен­ных целей и сохранить здоровье.

4. Профилактика предусматривает решение еще не возник­ших проблем. Поэтому одни профилактические меры принима­ются задолго до их возникновения, а другие непосредственно перед возникновением проблемы.

5. И наконец, службы профилактики призваны находить оп­тимальные решения как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем в этом и состо­ят ценность и значение профилактики.

Социальному работнику необходимо знать существующие ме­тоды профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.

Непосредственная нацеленность на оптимизацию разных сторон социального развития поддержание высокого уровня социального самочувствия, адаптация к новым экономическим условиям или снижение заболеваемости и т. д. требует преиму­щественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки (целевых установок) в рамках це­лостной системы.

Одним из важнейших направлений в решении проблем чело­века является развитие системы психопрофилактической рабо­ты. В прикладном аспекте решение психологических задач индивида подчинено более общему целеопределению путей их пре­дотвращения (профилактики) и коррекции. Потребность в про­филактических и коррекционных методах настолько высока, что их разработка и внедрение в жизнь нередко опережают формиро­вание научно обоснованных представлений о механизмах разви­тия и саморазвития человека.

В самом общем смысле под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

Существует множество способов улучшения или нормализа­ции состояния человека. К их числу относятся и такие традици­онные для наук о трудовой деятельности приемы, как оптимиза­ция режимов труда и отдыха, тренировка и профессиональная под­готовка, нормализация санитарно-гигиенических условий и так называемые эзотерические способы, например методики изме­нения состояний сознания, взятые из различных философско-религиозных учений йоги, дзен-буддизма, суфизма и т. д.

Существуют различные классификации и направления в пси­хопрофилактике. В целом методы психопрофилактики можно (с некоторой долей условности) классифицировать по двум ос­новным категориям: внешним и внутренним.

К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), норма­лизация режима питания, фармакотерапия, функциональная му­зыка и цветомузыкальные воздействия, а также вербальные воз­действия одного человека на другого (убеждение, приказ, внуше­ние, гипноз).

К группе внутренних способов относятся: самовнушение, не­рвно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсор­ная репродукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомас­саж, педагогическая психотерапия, групповой тренинг и т. д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!