Собственные категории социальной педагогики

Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить ее отличительные особенности, рассмотрим эти виды деятельно­сти в сопоставлении.

Педагогическая деятельность — это разновидность профес­сиональной деятельности, направленная на передачу социо-культурного опыта посредством обучения и воспитания, на со­здание условий для личностного развития обучаемых. Профессиональная педагогическая деятельность осуществ­ляется педагогами — работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заве­дений и др. — в образовательных учреждениях различных ти­пов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образова­ния и др. Деятельность в таких учреждениях носит норматив­ный характер, поскольку она регламентирована образователь­ными стандартами, учебными планами, программами, предпо­лагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса. Педагогическая деятельность имеет непрерывный, плано­мерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т. е. она равно направлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.

Соц.-пед деятельность — это разновид­ность профессиональной деятельности, направленная на оказа­ние помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его саморе­ализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различ­ных образовательных учреждениях, так и в других учреждени­ях, организациях, объединениях, в которых может находить­ся ребенок. Соц.-пед деятельность всегда является ад­ресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социали­зации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограниче­на тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

Основными направлениями соц.-пед дея­тельности являются:  1) деятельность по профилактике явлений дезадаптации (со­циальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностно­го развития;  2) деятельность по социальной реабилитации детей, имею­щих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, соц.-пед деятельность обычно включает две составляющие: 1) непосредственную работу с ребенком; 2) посредническую деятельность во взаимоотношениях ре­бенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

С позиций профилактической работы выделены следующие виды соц.-пед деятельности, имеющие свою специфику: 1) соц.-пед деятельность в образователь­ных учреждениях; 2) соц.-пед деятельность в детских обще­ственных объединениях и организациях; 3 соц.-пед деятельность в учреждениях творчества и досуга детей; 4)  соц.- пед. деятельность в местах летнего отдыха детей; 5) соц.-пед. деятельность в конфессиях.  Работа по социальной реабилитации детей, имеющих откло­нения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов соц.-пед. деятельности: 1) соц.-пед деятельность с детьми, имею­щими отклонения в развитии; 2) соц.-пед. деятельность с детьми, имею­щими педагогические отклонения; 3) соц.-пед деятельность с детьми, остав­шимися без попечения родителей; 4) соц.-пед деятельность с детьми откло­няющегося (девиантного) поведения.

В посреднической работе социального педагога особое значе­ние имеет соцо-пед деятельность с семьей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!