Собственные категории социальной педагогики: социальное обучение и социальное воспитание

Социальное обучение. В процессе физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, пози­ций ребенок приобретает ценностные ориентации и социальные установки; у него активно развивается самосознание, происхо­дит творческая его самореализация, раскрывается собственный индивидуальный жизненный путь. Нормальное развитие дет­ства вообще и индивидуальное развитие каждого ребенка в ча­стности это сложный процесс социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий.

Отличительной особенностью социализации детей является то, что ребенку трудно оценивать и контролировать предлагае­мые обществом и социумом нормы поведения, он их может, в основном, только усваивать. Поэтому на социализацию детей большое влияние оказывают родители, родственники, профес­сионалы, которые работают с детьми (медики, психологи, педа­гоги и др.). Именно от них зависит, чтобы дети как можно рань­ше и лучше осваивали необходимые социальные знания и уме­ния и стремились применять их в жизни.

В процессе обучения в школе или другом образователь­ном учреждении ребенок, как известно, получает прежде всего академические знания и необходимые для их усвоения и ис­пользования умения. Однако одновременно с этим он должен приобретать определенные систематизированные социальные знания, умения и навыки, которые дополнят стихийно получа­емый ребенком социальный опыт и обеспечат ему более успеш­ное освоение социальных норм, установок, ценностей, ролей. Особенно важными такие знания, умения, и навыки становятся в тех случаях, когда ребенку необходима специальная помощь в его социализации.

Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка, называется социальным обучением.

Социальное воспитание.

Возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности совпало с периодом переосмысле­ния сущности воспитания как социального феномена и опреде­ления содержания социального воспитания, которое оказалось в центре внимания этой новой отрасли знания.

Определяя социальное воспитание как категорию социаль­ной педагогики, следует обратить внимание на работы ученых, занимающихся проблемами социальной педагогики: В. Г. Бо­чаровой, А. В. Мудрика, В. Д. Семенова, Г. Н. Филонова и др. В этих исследованиях можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагоги­ки: воспитание подрастающего поколения детей в социуме; высококачественное воспитание и образование детей; воспита­ние всех возрастных групп и социальных категорий детей, т. е. социальное воспитание рассматривается как социальный ин­ститут. Есть и другие точки зрения, но все их объединяет одно — акцентирование в воспитании как многогранном, сложном об­щественном явлении его социальной составляющей.

Социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики является видовым понятием по отношению к категории «воспитанием, которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправ­ленный процесс формирования нравственных качеств личности. Качества личности выступают в человеке на первый план, когда речь идет об определенной роли и функции человека в обществе, об активности его действий, о том, насколько он осоз­нает свое место в обществе. В педагогической литературе качества личности рассматри­ваются как постоянно закрепившиеся отношения человека к природе, обществу, продуктам деятельности человека, самому себе; как определенная система мотивов, форм и способов пове­дения, в которых эти отношения реализуются.

Социальное воспитание - целенап­равленный процесс формирования социально значимых ка­честв личности ребенка, необходимых ему для успешной соци­ализации. Социальное воспитание имеет практике- ориентированный характер. Воспитание, в целом, направлено на формирование ка­честв личности, которые и характеризуют индивида как чле­на общества, т. е. все качества личности социально значимы. Однако когда мы говорим о практическом формировании кон­кретных качеств у конкретного ребенка, то с точки зрения структуры и содержания педагогической деятельности, приме­няемых методик и технологий выделяются различные аспекты воспитания: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание и др.

Одним из таких аспектов воспитания, который выделился в связи с развитием социальной педагогики как практико-ориентированной отрасли педагогического знания и соответствую­щей сферы профессиональной практической деятельности, яв­ляется и социальное воспитание.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!