Смысл жизни и счастье

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

По-видимому, человек является единственным существом на Земле, интересующимся вопросом о смысле своего существования. И вопрос этот далеко не случаен: смысл жизни является наиболее общим системообразующим фактором, который объединяет остальные личностные качества индивида. Ф. М. Достоевский писал, что существуют два вида ужаса, поражающих волю человека: ужас бессилия и ужас бесцельности своей жизни.

Думается, что вопрос о смысле жизни является одним из показателей социальной зрелости личности и связан всегда с оценкой того, что ею уже сделано. Не зря наиболее остро этот вопрос встает тогда, когда человек ощущает близкую смерть. В этот момент он пытается понять, зачем жил, правильно ли жил, как распорядиться с тем небольшим количеством жизни, которую остается прожить. Человек задумывается над этим вопросом и тогда, когда обществом, другими людьми оказываются невостребованными результаты его труда, в которые была вложена вся прошедшая жизнь. К примеру, в 1996 году застрелился известный российский ученый-атомщик. Причиной его самоубийства была не нехватка денег на работу возглавляемого им научного института, как это объясняли некоторые комментаторы, а то, что государство оказалось совершенно равнодушным к важнейшим ценностям жизни этого человека и его коллег. Ему как бы сказали: «Что ты делал и делаешь – это никому ненужная чепуха. Гораздо важнее то, что делает твой полуграмотный сосед, который покупает автомобили в Тольятти и продает их в Челябинске».

И все же в чем смысл жизни? Рассмотрим некоторые варианты ответов на этот вопрос, выработанных в человеческой культуре.

  1. Смысл жизни в получении максимума удовольствий от нее. Такая точка зрения называется гедонизмом. Это «этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия»[1]. Традиционно одним из первых гедонистов считают Эпикура. Критикуя религиозные представления о смысле жизни, гедонистические идеи использовали французские материалисты XVIII века. Из философов XX века с некоторыми положениями гедонизма согласны Д. Дрейк, М. Шлик, Дж. Сантаяна. Противоположностью гедонизма является аскетизм – героически жертвенное отношение к своей жизни.

2. Смысл жизни в служении людям. Такая жизненная позиция называется альтруизмом. «Альтруизм – нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму». Известными представителями альтруизма являются Д. Юм, Г. Лейбниц, А. Шопенгауэр, А. Швейцер. В этом принципе собственная жизнь рассматривается как средство для жизни других людей.

  1. Смысл жизни в максимальном раскрытии своих сущностных сил, возможностей и способностей. Такого мнения придерживались К. Маркс, Л. Толстой. Человек в этой концепции рассматривается как неосуществленная возможность, как брошенное в почву семя, которому следует взойти и дать плоды. Каждый человек должен стремиться максимально раскрыть свои потенциальные способности и стать совершенным.

Но откуда человек знает, в каком направлении ему двигаться, чтобы быть совершенным? Откуда в нем идеал совершенного, если его нет в объективной реальности? Откуда нам известно, куда расти? Этот вопрос, который ставил еще Ф. Аквинский, приводит обычно к признанию существования сверхреальности, Бога как абсолютной шкалы, с которой нужно соизмерять свою жизнь, свои поступки и намерения.

  1. Смысл жизни в единении с Богом, познании своей божественной сущности и жизнь в согласии с ней. Эта точка зрения, рассмотренная нами при анализе внутренней жизни человека, разделяется представителями всех религий. Вот что написано по этому поводу в Евангелии: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше»[2]. Идеалом жизни для христианина является жизнь Иисуса, т. е. Богочеловека. В буддизме смыслом жизни является достижение состояния Будды, суфизме – Хака (Истины (с большой буквы), под которой подразумевают Бога).
  2. Смысл жизни в достижении счастья. Такую жизненную позицию называют эвдемонизмом. Эвдемонизм возникает почти одновременно с гедонизмом и в определенной мере соприкасается с ним. Если, например, человек видит свое счастье в чувственных удовольствиях и стремится к этому, то его можно называть и эвдемонистом. Но все же эвдемонизм – это не гедонизм. Если центральной категорией гедонизма является наслаждение, то в эвдемонизме таковым выступает счастье, которое очень часто называют благом и противопоставляют сиюминутным чувственным удовольствиям. Одним из первых эвдемонистов был Аристотель.

Нам кажется, формула эвдемонизма является универсальной для решения вопроса о смысле жизни, в ней можно объединить все перечисленные подходы к нему. Ведь, в конечном счете, все хотят быть счастливыми. Правда, одни счастье видят в телесных удовольствиях, другие – в научных открытиях, третьи – в духовном совершенстве. Что же такое счастье?

Исследовавший этот вопрос польский философ В. Татаркевич выделил четыре смысла в употреблении термина «счастье»:

  1. Счастье как удачное стечение обстоятельств, везение, удача. Например, о человеке, выигравшем крупную сумму, говорят, что ему «подвалило счастье», хотя и не знают, что он переживает в это время. Здесь под счастьем понимается какой-то объективно существующий неожиданный факт, воспринимаемый обычно как приятный. Именно в этом смысле употребляется понятие счастья в японской пословице: «Счастье выпадает тому, кто его не ждет». Гельвеций, подчеркивая объективность счастья, применяет даже вместо него термин «счастливый случай»: «Нужно, чтобы счастливый случай ставил людей на такое место, где они могли бы осуществлять то, что ими задумано»[3].
  2. Счастье как переживание радости, «интенсивная радость», блаженство, упоение. «Здесь, в прямую противоположность первому случаю, речь идет именно о том, что пережил человек, и сравнительно неважно, какие внешние условия породили это переживание», – пишет Татаркевич[4]. Счастье – состояние души. Как писал Демокрит, счастлив тот, кто при малых средствах имеет хорошее расположение духа, несчастлив тот, кто при больших средствах печален.
  3. Счастье как чувство гордости, удовлетворенности высотой достигнутых благ. Здесь счастье рассматривается уже не как радость, испытываемая от неожиданного успеха, а как чувство удовлетворенности результатами своей работы в определенной сфере. Например, человек может считать себя счастливым из-за назначения на высокую должность, после защиты диссертации, открытия своего банка и т. д.
  4. Счастье как удовлетворенность жизнью в целом. Здесь критерием счастья служит уже не степень обладания благами, а чувство удовлетворения жизнью. «При таком понимании счастья не был бы счастливым тот, кто, обладая наивысшими благами, не испытывал бы удовлетворения от них; в конечном счете счастье определяют не блага, а чувства, не то, чем мы обладаем, а то, как мы на это реагируем»[5].Татаркевич считает, что только такое понимание счастья и является правильным и предлагает следующее его определение: «Счастье – это полное и длительное удовлетворение жизнью в целом».

На наш взгляд, можно говорить еще об одном понимании счастья. Речь идет о степени совпадения личных интересов человека и интересов той социальной среды, того конкретного общества, в котором он живет. Чем больше интересы личности совпадают с интересами ее социального окружения, тем она счастливей. Отсюда и понимание несчастной судьбы, несчастливой жизни как жизни личности в чуждой для нее социальной среде, где человек оказывается не понятым, где его достоинства рассматриваются как недостатки.

Видимо, можно определить счастье как состояние гармонии между внутренним и внешним миром человека. Это определение позволяет охватить даже внеличностную сферу человеческого бытия, например, биологическую. Умирающего от холода человека трудно назвать счастливым: здесь нарушен баланс между его внутренним миром и внешними (температурными) условиями жизни.

История знает два способа достижения гармонии между внутренним и внешним миром человека: а) через изменение внешнего таким образом, чтобы оно соответствовало внутреннему миру человека. Как писал К. Маркс, если обстоятельства не соответствуют природе человека, надо, стало быть, изменить эти обстоятельства. Так возникла идея коммунистического преобразования общества; б) через изменение внутреннего мира человека таким образом, чтобы он гармонировал с внешним миром. Суфии говорят: «Изменись сам и изменится мир».

Первый путь приводит обычно к насилию над другими людьми. Как показывает история, их заставляют соответствовать внутреннему миру того, кто обладает властью. Реализация этой задачи может сделать счастливым лишь одного человека – тирана. Тотальное навязывание одной идеологии всегда приводило к репрессиям и войнам.

Второй путь сформировался в рамках религиозного подхода к объяснению человека и является более предпочтительным. Изменяя себя, человек начинает по-другому воспринимать мир, иначе реагировать на внешние раздражители. И. Ефремов описывает, как йоги при жгучем морозе, на продуваемых ветрами Гималаях сушат на голых спинах мокрые простыни[6]. Этот образ обобщает всю идеологию йоги: изменяя себя, можно научиться быть в гармонии с любыми внешними обстоятельствами.

Таким образом, каждый человек стремится к счастью: верующий и безбожник, нищий и богач, здоровый и больной, ребенок и старик – любой из них хочет быть счастливым. Стремление к счастью является общей доминантой человеческого поведения. Только пути к счастью люди выбирают разные. Попытка обоснования (рационализации) и уяснения хотя бы для самого себя правильности выбранного пути приводит к понятию смысла жизни.

Выводы:

1. В науке и материалистической философии человек рассматривается в качестве закономерного продукта эволюции живого мира. Располагая значительными фактическими данными, подтверждающими близкое родство обезьяны и человека, наука, однако, не может пока объяснить, почему и как обезьяна превратилась в человека. Существующие мнения на этот счет являются лишь гипотезами.

2. Наука располагает, по крайней мере, двумя подходами к решению вопроса о сущности человека: биологическим и социологическим. Сторонники биологического подхода пытаются объяснить поведение человека его врожденными биологическими особенностями (составом крови, гормонов, формой черепа, генотипом и т. д.). Суть социологического подхода к решению проблемы сводится к тому, что человек рассматривается здесь как продукт той социальной среды, в которой он жил и/или живет.

3. Личность есть человек, рассматриваемый как социальное существо, носитель определенных социальных качеств. Ребенок становится личностью в процессе социализации, т. е. усвоения определенной совокупности норм и ценностей общественной жизни. Усвоение этих норм происходит в результате деятельности, связанной с заучиванием определенных социальных ролей, необходимых для жизни в обществе. С этой позиции личность можно представить себе в виде совокупности выполняемых ею социальных ролей.

4. Решения, принимаемые людьми, зависят от целей, детерминируемых их представлениями о смысле жизни и счастье. То или иное понимание смысла своего существования и степени счастья определяет преобладающие потребности личности, влияют на круг ее интересов и формируют ее предметный мир.

[1] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 105.

[2] Евангелие от Матфея. 6: 19-20.

[3] Цит. по: Этическая мысль. М., 1988. С. 263.

[4] Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 32.

[5] Там же. С. 38.

[6] Ефремов И. Лезвие бритвы. Челябинск, 1992. С. 404.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!