Служебная дисциплина в государственной службе органов внутренних дел

24 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Вопросы, связанные со служебной дисциплиной, регламентируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О полиции», Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. N 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другими.

Служебная дисциплина – это соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел применяются следующие меры поощрения:

1) объявление благодарности;

2) выплата денежной премии;

3) награждение ценным подарком;

4) награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

5) занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

6) награждение ведомственными наградами;

7) досрочное присвоение очередного специального звания;

8) присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;

9) награждение огнестрельным или холодным оружием.

В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел к курсанту, слушателю наряду с выше указанными мерами поощрения, могут применяться следующие меры поощрения:

1) предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

2) установление именной стипендии.

Допускается применение к сотруднику органов внутренних дел одновременно нескольких мер поощрения.

За заслуги перед государством сотрудник органов внутренних дел может быть представлен к награждению государственной наградой Российской Федерации, поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

За образцовое    выполнение   служебного   долга   сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти  лет,  могут быть   награждены  Почетным  знаком  "Заслуженный  сотрудник  МВД Российской Федерации".

За мужество  и  отвагу,  проявленные при исполнении служебного долга,  другие особые заслуги сотрудники  органов  внутренних  дел могут  быть  представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.

Награждение Почетным знаком "Заслуженный   сотрудник   МВД Российской   Федерации"   производится   Президентом    Российской Федерации  по  представлению  Министра  внутренних  дел Российской Федерации  с  учетом  мнения  коллектива  соответствующего  органа внутренних дел.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста правонарушений среди сотрудников, в том числе тяжких преступлений, фактов коррупции, злоупотребления служебным положением. По-прежнему остается высоким уровень пьянства среди личного состава, утрат табельного оружия и служебных документов, грубости и хамства в обращении с гражданами.

Некоторые авторы подобное положение объясняют следствием ряда объективных и субъективных причин:

- «размывание» профессионального ядра в ведущих службах за счет увольнения со службы квалифицированных специалистов при одновременном комплектовании органов внутренних дел лицами, не имеющими необходимой профессиональной подготовки, зачастую и жизненного опыта;

- устойчивая тенденция снижения уровня жизни основных категорий личного состава, что побуждает их искать дополнительные доходы вне системы МВД;

- развенчание в средствах массовой информации альтруизма, товарищеской взаимопомощи и навязывание потребительского образа жизни при одновременном негативном освещении деятельности органов внутренних дел и образа сотрудника органов внутренних дел (полиции);

- невысокий уровень правовой культуры сотрудников, в том числе слабое знание личным составом действующего законодательства, нормативных актов, регламентирующих служебную деятельность;

- несвоевременное доведение до сотрудников изменений и дополнений в действующие руководящие документы;

- низкая эффективность служебной подготовки сотрудников, которая не обеспечивает привитие навыков по применению на практике требований правовых актов;

- нарушение установленных правил несения службы, отсутствие в подразделениях должного уставного порядка;

- нечеткое определение должностных обязанностей каждого сотрудника;

- недостаточный контроль со стороны руководителей органов внутренних дел за выполнением личным составом служебных обязанностей, требований нормативных актов;

- малоэффективный уровень организации и проведения воспитательной работы, направленной на укрепление дисциплины и законности;

- отсутствие действенной системы поощрения дисциплинированных и активных в службе сотрудников, а также требовательности к тем, кто допускает нарушения[1].

Одним из видов юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел является дисциплинарная ответственность, которая наступает за совершение сотрудником должностного проступка. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел выражается в наложении компетентным лицом органа внутренних дел дисциплинарного взыскания на подчиненного сотрудника, совершившего нарушение установленной дисциплины. Отличием  дисциплинарной ответственности от других видов юридической ответственности является её основание - дисциплинарный проступок, а также мера реагирования на него - дисциплинарное взыскание. К сожалению, дисциплинарное законодательство не дает определения дисциплинарного проступка и не содержит за редким исключением конкретных его составов, а также существенно отличает данный вид юридической ответственности от остальных.

Дисциплинарные проступки сотрудников органов внутренних дел - это общественно вредные нарушения служебной, учебной, трудовой дисциплины, то есть закрепленного нормами права (уставами, положениями, правилами) юридически обязательного порядка деятельности определенных коллективов органов и учреждений внутренних дел (например, прогул, опоздание на службу, волокита). Дисциплинарные проступки сотрудников влекут за собой применение дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, время нахождения на службе и знание правил её несения и другое.

При нарушении дисциплины совместно с несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершении проступка).

Согласно статье 49 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;

2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;

3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;

8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;

9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;

13) непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;

15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

 На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на слушателей, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, указанными выше, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);

2) лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

3) отчисление из образовательного учреждения.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Фамилия сотрудника органов внутренних дел, на которого наложено дисциплинарное взыскание, в виде предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел, исключается из книги почета или с доски почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.

Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

Поощрения и   дисциплинарные   взыскания  применяются  прямыми    начальниками в пределах предоставленных им прав.

Поощрения и дисциплинарные  взыскания  объявляются  приказами. Благодарность,  замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно.

Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно. О поощрениях и дисциплинарных  взысканиях  сотруднику  органов внутренних  дел  объявляется лично,  перед строем или на совещании (собрании).

До наложения  взыскания  от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого   к   ответственности,   должно   быть   истребовано письменное   объяснение.  При  необходимости  проводится  проверка указанных в нем сведений с вынесением  заключения  по  результатам проверки.

Представляется необходимым более подробно остановиться на вопросе, связанном с проведением служебной проверки, порядок проведения которой определён Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [2]. Её назначение состоит в том, чтобы обеспечить субъекта дисциплинарной власти подробной информацией, необходимой для законного и объективного решения дела.

Задачей служебной проверки является установление фактов и обстоятельств совершения правонарушений сотрудниками органов внутренних дел, изобличение виновных, за исключением деяний, подпадающих под состав преступлений, соответствующее реагирование на них, выявление причин и условий, способствующих совершению должностных проступков и преступлений.

Основанием проведения служебной проверки является поступившая к руководителю органа внутренних дел информация о должностном проступке, связанном с нарушением законности, со стороны подчиненного ему сотрудника (сотрудников), об установленном факте совершения или подготовки им (ими) преступления. Указанная информация может содержаться в заявлениях и жалобах граждан, сообщениях суда, иных правоохранительных и контролирующих органов, учреждений, предприятий, организаций, выступлениях средств массовой информации, рапортах сотрудников органов внутренних дел.

Поступившее заявление или сообщение о совершении преступления сотрудником (сотрудниками) должно быть зарегистрировано по месту его совершения и направлено в органы прокуратуры с одновременной организацией служебной проверки.

Служебные проверки назначаются руководителем органа внутренних дел или заместителем по линиям курируемых подразделений.

В процессе служебной проверки установлению подлежат:

- событие и виновность сотрудника (за исключением преступления), время, место, способ и другие обстоятельства;

- причастность сотрудника к совершению должностного проступка, связанного с нарушением законности, или преступления, цели и мотивы правонарушения;

- обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности нарушителя, как смягчающие, так и отягчающие его вину;

- деловые и моральные качества лица, совершившего преступление или допустившего должностной проступок, связанный с нарушением законности, и другие данные, характеризующие личность;

- причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.

По окончании служебной проверки должно быть подготовлено заключение служебной проверки, в котором указываются:

- должность, звание и фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, основания для её назначения;

- должность, звание, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время службы в органах внутренних дел и занимаемой должности лица, в отношении которого проводится служебная проверка;

- сущность установленного правонарушения, его последствия, какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника, обстоятельства, отягчающие или смягчающие его ответственность, причины и условия, способствующие нарушению законности или иному правонарушению, принятые либо предлагаемые меры по их устранению;

- предложения о применении конкретного вида дисциплинарного взыскания или мер общественного воздействия, о возмещении материального ущерба, направлении материалов в органы предварительного следствия.

Служебная проверка должна быть закончена не позднее чем в месячный срок со дня поступления в орган внутренних дел заявления, жалобы, информации, сообщения о правонарушении. В исключительных случаях срок служебной проверки может быть продлен руководителем, поручившим производство служебной проверки, но не более чем на один месяц.

Дисциплинарное взыскание должно  быть  наложено  до  истечения десяти  суток  с  того  дня,  когда  начальнику  стало  известно о совершенном проступке,  а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения   уголовного   дела   или   дела  об  административном правонарушении - не позднее одного месяца  соответственно  со  дня окончания   проверки,   рассмотрения   компетентным   органом  или должностным лицом уголовного дела  или  дела  об  административном правонарушении  и  вынесения  по  ним  окончательного решения,  не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

За каждый  случай  нарушения  служебной  дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ о  применении  дисциплинарного  взыскания  с  указанием мотивов его применения объявляется сотруднику  органов  внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.

Дисциплинарное взыскание приводится в  исполнение  немедленно, но  не  позднее  одного месяца со дня его наложения.  По истечении  этого срока взыскание в  исполнение  не  приводится,  но  подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание,  наложенное  на  сотрудника  органов внутренних дел приказом,  считается снятым, если в течение года со дня его  наложения  этот  сотрудник  не  будет  подвергнут  новому дисциплинарному взысканию.

Устное взыскание считается снятым по истечении одного  месяца. Досрочное  снятие  дисциплинарного  взыскания  в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.

Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать  наложенное на   него  дисциплинарное  взыскание  последовательно  вышестоящим начальникам  вплоть  до   министра   внутренних   дел   Российской Федерации,  а  также в случаях установленных законодательством в суд.

[1] Лойт Х.Х., Шамаров В.М. Указ. раб. С.56-57.
[2]  Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 июня 2009, № 14.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!