Славянская мифология как предпосылка развития философии на Руси

8 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Многочисленные славянские племена сформировали свое мировоззрение задолго до принятия христианства в 988 году. Это была многовековая сложная и развитая духовная культура родового и раннефеодального строя, носившая мифологический характер. Представителям древних славян были Свойственны все характерные черты мифологического сознания, которые предшествовали формированию сознания научно-теоретического, философского, например, в Древней Грец1»и. Таковы черты антропоморфизма, наделения природы человеческими качествами, отсутствие разграничений объекта и субъекта, образный, конкретно-чувственный характер представлений о мире, стирающий различие между фантазией и реальностью, естественным и сверхъестественным, наконец, синкретизм - слитность всех элементов духовной культуры - моральных, религиозных, художественных представлений людей того времени. Это были сильные и жизнерадостные люди, их духовный мир был неразрывно связан с природой. Еще в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский, побывавший в славянских землях, писал, что «судьбы они совсем не знают и не приписывают ей никакого влияния на людей... Поклоняются также рекам и нимфам, и всем им приносят жертвы...». В другом сочинении, уже более позднего времени, говорилось, что славяне все зовут богами: солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, но особенно почитают солнце. Характерно отношение к смерти: она - не полное уничтожение, не гибель тела и души, она - переход в другой мир - подземный, т. е. человек продолжает жить, но только в другом состоянии, в другом - но реальном - мире. Характерно, что мифологические представления славян эволюционировали в сторону все большего выделения высшего, главного бога наряду с другими. Тенденция движения к монотеизму отражала земные потребности, укрепление известной консолидации племен и власти князя. Так, в документах древнего русского права, в договорах дохристианского периода - Игоря и Святослава с греками, говорилось: «Да имеем клятву от бога, в него же веруем, в Перуна и Велеса, бога». Здесь уже явно выступает верховный" владыка, известная абстракция - сила, не совпадающая с конкретными, ощутимыми богами Перуном и Велесом, которых можно изобразить, вырубить из дерева и камня. Мышление славянских народов развивалось по тому же пути, который раньше привел к формированию монотеистических религий иудаизма и христианства. Славяно-русские языческие верования, которые предшествовали принятию христианства и христианскогоединобожия, не оставались неизменными на протяжении своей тысячелетней истории.

Видный историк славянской древности, академик Рыбаков выделил четыре этапа в развитии язычества. Первый - самый длительный - это вера в злые и добрые начала в природе. Одни («берегини») спасают, оберегают человека, другие («упыри») - враждебны ему. Второй этап связан с переходом к более сложным формам хозяйства - от охоты и рыболовства, когда от природы лишь берут ее богатства, к земледелию и скотоводству, когда уже воспроизводятся эти богатства. В этот период главный культ, объект поклонения - Род, это божество плодородия. Третий этап языческих верований совпадает с постепенным образованием государственности, первых зачатков власти, объединяющей различные племена. Здесь среди многих других богатств, связанных с силами природы, выдвигается главный бог - Пе-рун, покровитель воинов, княжеской дружины, главной опоры развивающегося государства. Это уже шаг к единобожию, наконец, четвертый этап - это существование языческих верований в виде многобожия и одухотворения природы уже в христианский период, после 988 года. Еще многие столетия, хотя и в ослабленной форме, в народе держались языческие верования. Традиционным богам молились тайно, Перун, сброшенный в Киеве в Днепр, не исчез, его изображение прятали в лесах, в избах, ибо церковь яростно изгоняла древние культы. Однако никакая сила не может задавить народ, отказаться от своих традиций, вековых привычек. Поэтому христианизация Киевской Руси происходила в условиях двоеверия, а затем и условиях влияния многих дохристианских народных обычаев, праздников, представлений в систему новой веры. Это не механическое сосуществование двух вер - народной, связанной с традиционными языческими обрядами и церковно-христианской, имеющей свою глубокую книжную традицию. Эти традиции сливаются в Киевской Руси, приобретая совершенно новое качество. Это уловили представители католической церкви, побывав в землях средневековой Руси. Русские, писал один из кардиналов, в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение. Один из епископов в XII веке сообщал, что народ на Руси «Христа лишь по имени признает, а по сути в глубине души отрицает. Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным».

Действительно, на первых этапах принятия христианства культ Богородицы подчас заслоняет культ Христа. Представление о -Богородице как бы вбирает в себя традиционные языческие представления о Роженице, родительнице славянских родов. Люди Киевской Руси долго не могли примириться с осуждением тела, «человеческих страстей как греховного начала», на чем настаивала византийская церковь. Не мог народ считать и природу источником греха и отделять душу от тела, от природы, силам которой поклонялся веками. Все греховное идет не от природы, а от Сатаны, от зла, которое извечно враждебно добру. Но отсюда следовало, что истинная вера не может сводиться к уходу от жизни, от мира, она не должна сводиться только к молитве, отшельничеству, она должна проявляться в делах мирских, в добродетельной, активной жизни. Эта народная по своим истокам нравственная установка оказала существенное воздействие на формирование ранней философской мысли средневековой Руси.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!