Система социального партнерства в сфере труда

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Социальное партнерство– сложный социальный феномен. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества.

Идея сотрудничества между основными классами общества возникла достаточно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости. В качестве предшественника теории социального партнерства, очевидно, надо назвать выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858—1917). Он впервые обосновал положение о существовании «органической» солидарности классов, основанной на разделении труда, подчеркивал необ­ходимость создания профессиональных корпораций как специфических органов общественной солидарности. Взаимодействие профессиональных корпораций, по его мнению, позволит преодолеть антагонистические противоречия труда и капитала.

После Второй мировой войны идея классового сотрудничества получила свое практическое воплощение в странах Западной Европы в развитии государственной поддержки коллективно-договорного регулирова­ния трудовых отношений, участия работников в управлении организацией и формировании консультативных органов совместно с представителями работников и работодателей.

Основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда.

Трудовой кодекс РФ включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству в сфере труда. В соответствии со ст. 23 социальное партнерство – это система взаимоотношений работников (представителей работников), работодателей (представителей работодателей), органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство включает как двухсторонние отношения между работниками (представителями работников) и работодателем (представителем работодателя) – бипартизм, так и трехсторонние отношения: работники – работодатели – орган государственной власти или орган местного самоуправления – трипартизм.

К основным принципам социального партнерства ст. 24 ТК относит:

-равноправие сторон;

-уважение и учет интересов сторон;

-заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

-содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

-соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

-полномочность представителей сторон;

-свободу выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

-добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

-реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

-обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

-контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

-ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система взаимоотношений сторон социального партнерства реализуется в различных формах с помощью различных органов и включает следующие уровни:

а)   федеральный;

б)  межрегиональный, региональный;

в)   отраслевой и межотраслевой;

г)   территориальный — устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда соответственно

-в Российской Федерации;

-в двух и более субъектах РФ, в субъекте РФ;

-в отрасли (отраслях);

-в муниципальном образовании;

д)  локальный уровень (уровень конкретного работодателя), на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Под формами социального партнерства следует понимать способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства в целях согласованного регулирования социально-трудовых отношений.

Ст. 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства:

1)  коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;

2)  взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3)  участие работников, их представителей в управлении организацией;

4)  участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Сторонами социального партнерстваявляются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном законом порядке представителей (ст.ст. 29 – 34 ТК).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

На локальном уровне (на уровне работодателя- юридического лица, физического лица-индивидуального предпринимателя) представителями работников могут быть:

первичная профсоюзная организация;

иные представители работников, избранные на общем собрании (конференции) работников и наделенные соответствующими полномочиями.

ТК закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда на локальном уровне нет профсоюза либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Интересы работодателя на локальном уровне представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

Интересы работников на всех других уровнях социального партнерства представляют соответствующие профсоюзы, а интересы работодателей представляют объединения работодателей. Представителями работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов как на локальном уровне, так и на других уровнях социального партнерства также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Представители работников и работодателей участвуют в социальном партнерстве через органы социального партнерства. Это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются на паритетной основе для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.

Такие комиссии создаются на всех уровнях социального партнерства в составе наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон социального партнерства – работников и работодателей.

Органы социального партнерства подразделяются на следующие виды:

  1. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с ФЗ от 1.05.1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ не более 30 человек от каждой из сторон.

  1. В субъектах РФ образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые действуют в соответствии с законами субъектов РФ.
  2. Трехсторонние комиссии образуются также на отраслевом (межотраслевом) уровне. Эти комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
  3. На территориальном уровне могут образовываться и действовать на основании законов субъектов РФ и положений, утверждаемых представительными органами местного самоуправления, трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальном образовании.

Трехсторонние комиссии не находятся в отношениях соподчинения, каждая из них решает свои задачи.

На локальном уровне образуется комиссия из представителей работников и работодателя для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК РФ).

Коллективные переговоры– это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда. Переговоры выступают одной из важнейших форм социального партнерства.

Согласно ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения переговоров ответ с указанием представителей своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Трудовым кодексом (ст. 37) регламентировано несколько возможных случаев организации процесса коллективных переговоров со стороны работников. В частности, две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта и заключения коллективного договора. Формирование такого органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, при этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, сроков и места проведения переговоров. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа на свое предложение. При ведении коллективных переговоров стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров, не разглашая при этом сведения, которые относятся к охраняемой законом тайне.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ). Урегулирование возникших разногласий производится в порядке, установленном гл. 61 ТК РФ.

Участие работников в управлении организацией. Это одна из форм социального партнерства. Оно осуществляется непосредственно или через представителей и регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, а также учредительными документами организации и коллективным договором.

Основными формами участия работников в управлении организациейявляются (ст. 53 ТК РФ):

-учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и коллективным договором;

-проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

-получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

-обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

-обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

-участие в разработке и принятии коллективных договоров;

-иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации и коллективным договором.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

К иным формам участия работников в управлении организацией следует, в частности, отнести право профессиональных союзов, закрепленное в ст. 16 Закона о профсоюзах, иметь по уполномочию работников своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Расширять формы социального партнерства предлагает и Рекомендация МОТ № 129 1967 г. «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии».

Социальное партнерство имеет место и в системе ОВД. В органах, организациях, иных подразделениях МВД РФ, где имеется определенное количество работников, могут вестись коллективные переговоры и заключаться коллективные договоры, которые не распространяются на аттестованных сотрудников данных структур. Сторонами в таких отношениях являются работники в лице их представителей, как это предусмотрено ТК РФ, и работодатель в лице руководителя органа, организации, подразделения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!