Система российского парламентаризма в 1905-1906 годах

4 мая 2016 | Автор: | Комментариев нет »

20 февраля 1906 г. Государственный Совет был наделен законодательными функциями и практически превратился в высшую законодательную палату с правом вето на решения Думы. Половина его состава (100 человек) назначалась царем, а другая избиралась от общественных организаций (русская право­славная церковь, союз промышленников, губернские земские собрания). Появление первого российского парламента привело к определенным изменениям в структуре и характере высшей госу­дарственной власти.

Согласно конституции 24 апреля 1906 г. парламент взял на себя часть функций императора. Николай II сохранял руководство внешней политикой, армией и «силовыми ведомствами» (жандар­мерия, полиция). Управление страной он осуществлял через ответ­ственные только перед ним министерства. В перерывах между сессиями Думы Николай II мог издавать законы, которые затем лишь формально ею утверждались. Государственная Дума могла быть распущена указом императора до истечения 5-летнего срока ее полномочий.

В целом, после революции, с 1907 г. начинается процесс оформления России как конституционной монархии. Конституция, парламент, гражданские права, ликвидация предварительной цен­зуры, определенные возможности для профессиональной деятель­ности - все это свидетельство того, что страна сделала шаг вперед по пути европеизации и превращения в гражданское общество. Процесс этот развивался далеко не просто, болезненно отражаясь на различных социальных группах, и требовал объединения всех здоровых сил страны, союза власти и общества, поиска взаимо­приемлемого компромисса между различными политическими по­люсами. К сожалению достигнуть этого не удалось.

Только III Дума проработала полный срок с 1907 по 1912 гг. I Дума просуществовала 72 дня с 27 апреля по 9 июня 1906 г., II - немного больше, с 20 февраля по 3 июня 1907 г. Прокадетски настроенная Дума 1 и 2 состава и правительство не могли найти общий язык ни по одному из насущных вопросов государ­ственного и экономического строительства. Во многом это отра­жало общественно-политическую ситуацию в стране: давление народного революционного движения на депутатский корпус и адекватно острая реакция депутатов на митинговые страсти, с одной стороны, и укрепление самодержавной власти в 1906-1907 гг. С другой, все дальше разводили их и затрудняли поиск согласия.

Симптоматично, что в феврале 1907 г. Сенат отказал в лега­лизации кадетской партии и запретил принимать кадетов на госу­дарственную службу. 3 июня 1907 г. был издан Манифест о роспуске II-Думы и об изменениях Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского госу­дарственного переворота. Избирательный закон от 3 июня корен­ным образом перераспределил число выборщиков в пользу поме­щиков и крупной буржуазии. 1 голос помещика приравнивался теперь к 4 голосам представителей крупной и 65 голосам представителей мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

На работу Государственной Думы, в частности, и на развитие России в целом наложили отпечаток следующие особенности развития российского парламентаризма: эволюция Думы шла по линии ее сползания вправо - чем Дума становилась опытней, профессиональней, тем более консервативной по составу и идеям; в сложной российской обстановке и под давлением властей Дума так и не стала в достаточной мере независимым и по-настоящему законотворческим учреждением, противостояние между ней и правительством не снижалось, а росло; влияние Думы на общественные процессы в стране и ход реформ было явно недостаточ­ным, Все это приводило к тому, что в общественном мнении нередко доминировало отрицательное отношение к Думе, мало кто из серьезных общественных и государственных деятелей связы­вал судьбу страны с ее деятельностью.

Хотя объективно Дума стояла на позициях общественного прогресса страны в рамках конституционного развития, стреми­лась внести определенное умиротворение в общество, примирить его с властью, сделать это не удалось не потому, что Дума плохо работала или с самого начала была против реформ, а главным образом из-за сложной, нестандартной ситуации в России и «черно-белого» политического мышления российских обществен­ных и государственных деятелей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!