Система народного образования и воспитания, ее основные принципы

Современное российское образование - это непрерыв­ная система последовательных ступеней обучения, на каж­дой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, допол­нительное образование.

Основные принципы системы образования мож­но сформулировать следующим образом:

- ориентация образовательной системы на человека, на его некоторые индивидуальные и базовые потребности;

- широкий демократизм образовательной системы, доступность, открытость любой ступени и формы обра­зования каждому независимо от пола, социального по­ложения, национальности, физического состояния и др.;

- быстрое реагирование образовательной системы на особенности интересов различных категорий населения, а также стилей и темпов обучения;

- развитие различных форм образовательных услуг, позволяющих каждому желающему воспользоваться ими в удобном для него виде, в необходимом объеме, в под­ходящем месте, в любое время;

- единство формального и неформального видов (хоз­расчетные курсы, кружки, клубы по интересам и др.) образования, создание «образовательного поля», которое преобразует общество в «обучающее» и «обучающееся»;

- использование электронной технологии в целях обес­печения получения людьми образования на любом этапе их жизненного пути.

К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специаль­ные, высшие и т.п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образователь­ные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объеди­няться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с учас­тием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домаш­него) образования, а также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных обра­зовательных учреждений строится на базе типовых по­ложений, утвержденных Правительством РФ, о соответ­ствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы образования в Россий­ской Федерации является общее среднее образование, ко­торое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, спе­циальными школами для детей с отклонениями в физи­ческом и психическом развитии, внешкольными образо­вательными учреждениями (детские музыкальные и ху­дожественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных тех­ников, центры досуга и др.). Появляются новые виды об­разовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положе­нием о дошкольном образовательном учреждении, при­нятым в 1995 г. Согласно Типовому положению дошколь­ные учреждения призваны решать комплекс задач, как-то: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физи­ческое развитие; приобщать к общечеловеческим ценно­стям; взаимодействовать с семьей в интересах полноцен­ного развития ребенка.

В соответствии с Типовым положением функциониру­ют разные виды дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одно­го или нескольких направлений развития детей (интел­лектуального, художественно-эстетического, физическо­го и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклоне­ний в физическом и психическом развитии воспитанни­ков; детский сад присмотра и оздоровления с приоритет­ным осуществлением санитарно-гигиенических, профилак­тических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав кото­рого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществле­нием физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Начальное профессиональное образование имеет сво­ей целью подготовку, как правило, на базе общего обра­зования (основной школы), квалифицированных работ­ников по всем основным направлениям общественно по­лезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентирова­но на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального об­разования специалистов среднего звена для всех отрас­лей народного хозяйства. Среднее профессиональное об­разование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профес­сионального образования.

Высшая школа в России - наиболее динамично разви­вающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаменталь­ных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, инсти­тутами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпуск­ник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следую­щему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребно­сти страны в специалистах разного уровня квалификации.

Однако подготовить высококвалифицированных специалистов «на все времена» не представляется возмож­ным, поэтому существует сеть послевузовского образова­ния: институты и курсы повышения квалификации, аспи­рантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации). Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, ко­торая проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой ка­тегории или разряда по единой тарифной сетке.

В последние годы возникла потребность в переподго­товке кадров, т.е. создании условий для получения новой или смежной специальности.

Всем образовательным учреждениям предоставляется право оказывать дополнительные образовательные услу­ги населению при наличии лицензии (разрешения) на ука­занный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязатель­ной образовательной работы с детьми, которая опреде­ляется учебным планом учреждения и программой, при­нятой для него в качестве основной. Так, на базе до­школьного учреждения дополнительно организуется обучение детей иностранным языкам, хореографии, рит­мике, игре на музыкальных инструментах и т.д. Допол­нительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

С 1991 г. в России разрешено открывать частные обра­зовательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. По направленности и содержанию работы частные об­разовательные учреждения можно разделить на несколь­ко типов: привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования; для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптиру­ются, с трудом переносят жесткую регламентацию их по­ведения и деятельности, напряженность ритма образова­тельного учреждения; одаренных детей, которым необ­ходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной систе­мы России стало появление так называемых нетрадици­онных учебно-воспитательных учреждений, альтернатив­ных массовых школ, детских садов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!