Система факторов, определяющих состояние законности в деятельности органов внутренних дел

19 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Обеспечение законности не происходит стихийно. Оно требует целенаправленного воздействия на поведение (деятельность) субъектов общественных отношений, т.е. является управленческим процессом.

Обеспечение законности - это насущная задача социального управления. Для её успешного решения, для эффективного управленческого воздействия на состояние законности необходимо глубокое знание механизмов реализации в действиях людей правовых норм, тех факторов, которые воздействуют на их поведение, определяя его правомерность или противоправность, средств при помощи которых можно управлять этим поведением, добиваясь его соответствия закону.

Факторы, воздействующие на поведение, деятельность с целью укрепления законности, представляют собой определенную систему.

Выделяют следующие факторы:

идеологические и психологические;

правовые;

экономические;

социально-политические;

организационные.

Идеологические и психологические факторы. Состояние законности в деятельности органов внутренних дел по реализации возложенных на них задач в значительной степени зависит от строгого и неуклонного соблюдения и исполнения своих обязанностей каждым отдельным работником. В этой связи представляется важным рассмотреть те личностные качества и свойства, от которых зависит характер действий каждого сотрудника органов внутренних дел в различных правовых ситуациях.

Поведение каждого субъекта в таких условиях зависит прежде всего от уровня его правосознания, под которым обычно понимается сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность.

В литературе среди таких элементов правосознания, определяющих состояние законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, выделяют следующие: правовые знания, отношение к правовым ценностям, стереотипы правового поведения, правовые навыки и умения.

Знание правовых норм, принципов и проч. играет большую роль в обеспечении правомерного поведения. Однако «само по себе знание правовых норм … ещё не может служить надежной гарантией от правонарушений».

В большинстве случаев люди обладают необходимыми знаниями, и совершаемые ими правонарушения, особенно преступления, с незнанием норм права связаны мало. Относится это и к значительной части нарушений законности в деятельности личного состава органов внутренних дел таких, как укрытие от учета преступлений, фальсификация материалов, рукоприкладство, взяточничество и др.

Обеспечение законности во многом зависит от отношения к праву, его принципам, нормам.

Отношение людей, в том числе работников органов внутренних дел, к праву может быть негативным, безразличным, уважительным либо солидарным.

Безразличное отношение к праву характеризуется равнодушием, недооценкой его роли и значения. Негативному отношению свойственна осознанная нетерпимость, враждебность к праву. Эти две разновидности являются наиболее распространенными причинами нарушений предписаний юридических норм и законности. Уважительное отношение к праву заключается в понимании социальной полезности и необходимости правовых предписаний.

Влияние нравственного сознания на законность в деятельности органов внутренних дел происходит по двум направлениям. На базе имеющейся у каждого работника индивидуальной шкалы нравственных ценностей, во-первых, формируется такой элемент правосознания, как отношение к праву, во-вторых, осуществляется выбор варианта поведения в каждом конкретном случае.

На правомерность поведения сотрудников органов внутренних дел оказывают влияние также политическое сознание, уровень профессионального мастерства, уровень общей культуры, уровень профессиональной культуры.

Правовые факторы. Состояние законности во многом зависит от качества норм права, совершенства законодательства. В литературе среди правовых факторов, определяющих совершенство законодательства в целом и отдельных правовых норм, выделяют следующие:

степень соответствия правовых норм общественным отношениям, интересам и потребностям общества;

полнота урегулирования общественных отношений правом;

степень ясности, четкости, доступности правовых предписаний;

наличие (отсутствие) противоречий между нормами права и морали;

законность нормативных актов, т.е. их соответствие Конституции, другим вышестоящим законам;

существование (отсутствие) правовых коллизий;

уровень систематизации законодательства.

Важным фактором, обеспечивающим процесс соблюдения законности, выступает юридическая ответственность. Законодательство России устанавливает следующие виды ответственности сотрудников внутренних дел: уголовную, административную, дисциплинарную, материальную.

Уголовная ответственность наступает в результате приговора, вынесенного судом, в случае совершения сотрудником внутренних дел преступления.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены преступления против государственной власти и интересов государственной службы и преступления против правосудия, за совершение которых сотрудники внутренних дел несут уголовную ответственность. К первой группе относятся следующие преступления: злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст.ст. 285-293 УК РФ).

Другую группу образуют преступления против правосудия. Это деяния, предусмотренные ст.ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие.

Вопросы дисциплинарной ответственности будут рассмотрены позднее.

Материальная ответственность выполняет правовосстановительную функцию. Она наступает за служебный проступок, которым сотрудник органов внутренних дел причинил вред имуществу органа внутренних дел, имуществу граждан или организаций.

Общий порядок и условия возмещения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица органами внутренних дел, их должностными лицами регламентированы нормами гражданского законодательства (например, ст.ст.16, 1064-1071 ГК РФ).

В законодательстве предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия (ст.1070 ГК РФ).

В соответствии с приведенными положениями ГК РФ ущерб, причиненный органами внутренних дел, их должностными лицами, возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ.

Следует также отметить, что на сотрудников органов внутренних дел действует ещё ряд специфических факторов: уровень прокурорского надзора и судебного контроля за их работой.

Все эти факторы в единстве с иными, с одной стороны, влияют на продолжающееся становление и развитие личности, а с другой - являются элементами той конкретной ситуации, в которой принимается соответствующее решение о том или ином варианте поведения.

Экономические факторы. Важное значение для совершенствования и укрепления законности имеет учет экономических факторов. Они влияют на правовое поведение чаще всего через другие факторы, образуя материальную базу политической и правовой систем, культуры, народного образования и т.д. Именно экономика общества определяет в решающей степени те конкретные условия, в которых происходит становление и формирование личности каждого человека. От состояния экономики (на уровнях и страны в целом и конкретного региона) зависит состояние общественного, группового и индивидуального сознания.

Материальные (экономические) факторы (зарплата, обеспеченность жильем и др.) в значительной степени обуславливают условия отбора и уровень кадров органов внутренних дел.

От материальной обеспеченности зависит нормальное функционирование органов внутренних дел. Наличие необходимых помещений, транспортных средств, специальной техники, средств связи и т.п. служит залогом успешного выполнения задач по охране общественного порядка, предупреждению правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений и т.д.

Материально-техническое обеспечение - мощный, а в ряде случаев определяющий источник укрепления законности.

Социально-политические факторы. Формирование личности каждого человека происходит под влиянием таких политических факторов, как функционирование всех элементов политической системы общества, уровень реального осуществления демократии, соотношения интересов различных социальных групп и т.п.

Одним из реальных каналов влияния политических факторов на состояние законности в деятельности органов внутренних дел являются законы и иные нормативно-правовые акты, в которых выражается политика государства.

Организационные (управленческие) факторы. Управленческое воздействие на состояние законности в органах внутренних дел оказывают многие субъекты управления: органы представительной, исполнительной власти, а также правоохранительные органы. Однако главными субъектами управления в этой сфере являются начальники органов, служб, подразделений внутренних дел. Обеспечение исполнения функциональных обязанностей и законности в работе подчиненных есть одна из главных задач каждого руководителя, каждого вышестоящего органа.

Мероприятия по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел с учетом возможностей управленческого воздействия могут быть осуществлены в следующих направлениях:

организация органа (подразделения). Данное характеризует статическую фазу управления: определение целей, задач, функций, структуры органов (подразделений), распределение функциональных обязанностей сотрудника, расстановка сил и средств. Осуществление этих мер обеспечивает общее улучшение работы, и поэтому они оказывают косвенное воздействие на законность;

функционирование органа (подразделение). Данное направление характеризует управленческое воздействие в динамике. Сюда входят такие мероприятия, как совершенствование информационно-аналитической работы, подготовка и принятие управленческих решений, организация исполнения решений, организация системы контроля, оценка результатов служебной деятельности. Эти меры могут осуществляться в целях как прямого, так и косвенного воздействия на законность;

улучшение работы с кадрами. Управленческое воздействие здесь направлено на профессиональную ориентацию и отбор кадров. Сюда относятся следующие мероприятия: подготовка и переподготовка кадров, их распределение, расстановка, воспитание, поощрение сотрудников за успехи в служебной деятельности, наложение взысканий за нарушение служебной дисциплины и т.д.;

использование внешних связей. Это направление включает получение и использование материальных и иных ресурсов, информации из других ведомств, использование передового опыта других органов внутренних дел, получение разъяснений о порядке применения правовых норм, использование достижений науки, организацию взаимодействия с иными органами, общественностью и т.д.

В заключение по данному вопросу хотелось бы отметить, что на укрепление законности влияют разнообразные факторы, и их влияние должно быть комплексным.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!