Школьное образование в СССР в период оттепели

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

После введения всеобщего обязательного семилетнего образо­вания на рубеже 40-50-х годов быстро стала расти средняя шко­ла. Страна залечила раны войны, уровень жизни населения по­вышался, и все больше детей, особенно в городах, имели воз­можность учиться. В середине 50-х годов в связи с быстрым рос­том выпускников средней школы возникли серьезные проблемы социально-психологического плана. Дело в том, что средняя школа ориентировала своих выпускников преимущественно на продолжение обучения в вузе. Пока большинство молодежи ог­раничивалось семилеткой, конкурсы в вузы были невелики. С середины 50-х годов они резко возросли. Большая часть выпуск­ников средней школы, не поступившая в вузы, вынуждена была идти работать на производство, к чему она была совсем не гото­ва. Возник разрыв между уровнем подготовки и социальными ожиданиями молодежи, с одной стороны, и реальными потребно­стями народного хозяйства, с другой.

Поэтому в середние 50-х годов задача введения всеобщего среднего образования была временно снята с повестки дня.

Главным направлением стало укрепление связи школы с жизнью. С 1955/56 года в средней школе вводились новые учеб­ные планы и программы, основанные на принципах политехни­ческого обучения. В этих планах увеличивалось время на пред­меты физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения объема гуманитарных дисциплин. Были введены преподавание ручного труда в 1-4 классах, практические занятия в мастерских и на опытных учебных участках в 5-7 клас­сах, практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в 8-10 классах. В новых программах определялся минимум политехнических знаний и навыков, которые должна была давать средняя школа в области промышленного и сельско­хозяйственного производства.

Новый курс в развитии школы нашел свое воплощение в Зако­не "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­тии системы народного образования в СССР", принятом 24 де­кабря 1958 г. Этот Закон положил начало реформе школы, про­должавшейся до середины 60-х годов. По Закону 1958 г. вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образо­вание. Полное среднее образование осуществлялось на основе соединения обучения с производительным трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю вместо уро­ков школьники старших классов дневных школ должны были ра­ботать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в школе увеличивался с 10 до 11 лет. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специ­альности.

Согласно Закону 1958 г., было перестроено и профессиональ­но-техническое образование: вместо школ ФЗО, ремесленных, горнопромышленных и строительных училищ, училищ механиза­ции сельского хозяйства создавалась единая сеть профессиональ­но-технических училищ (ПТУ) со сроком обучения от одного до трех лет.

Школьная реформа 1958 г. в значительной степени себя не оп­равдала, поскольку школы не располагали необходимой матери­альной базой для организации профессионального обучения. Предприятия-шефы, на которых возлагалась эта обязанность, зачастую не были заинтересованы в работе школьников. В ре­зультате профессиональная подготовка нередко носила формаль­ный характер. Слабо велась работа по профессиональной ориен­тации учащихся. Лишь небольшой процент выпускников средних школ работали по специальностям, полученным в школе. В то же время снизилась общеобразовательная подготовка школьников.

В 1964 и 1966 гг. в Закон "Об укреплении связи школы с жиз­нью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" были внесены некоторые изменения. Школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образова­ния как обязательного. Профессиональная подготовка была ос­тавлена в тех школах, которые располагали для этого необходи­мой материальной базой, и проводилась за счет уроков труда и в порядке внеклассных занятий.

Положительным результатом реформы было ослабление рег­ламентации работы учителя. В прессе началась пропаганда опыта учителей-новаторов.

Рост потребности в специалистах стимулировал расширение высшего и среднего специального образования. Быстро рос при­ем в вузы и техникумы по специальностям, связанным с новой техникой, новыми отраслями народного хозяйства и науки (реактивная техника, радиолокация, использование атомной энергии, электронная техника и автоматика и многие др.).

В рассматриваемый период изменилось соотношение между различными формами обучения. Большое внимание уделялось высшему заочному и вечернему образованию для людей, занятых на производстве. Если в 1945/46 учебном году на вечерних и за­очных отделениях вузов учились 28% всех студентов, то в 1960/61 учебном году -51,7%.

В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы, по кото­рым преимущество при поступлении предоставлялось лицам, имевшим стаж работы не менее двух лет или демобилизованным из Советской Армии. Для такой молодежи была создана широкая сеть курсов по подготовке к вступительным экзаменам. В 1958 г. доля молодых рабочих и колхозников в составе нового приема достигла 70%. В вузах увеличилась доля рабочей и сельской мо­лодежи.

Вместе с тем уровень подготовки поступающих на первый курс снизился. Это сказывалось на успеваемости студентов, на качестве их знаний. Увеличился отсев. Льготы производственни­кам приводили к тому, что выпускники средних школ, стремив­шиеся получить высшее образование, устраивались на работу только ради стажа на короткий срок. Считать их рабочими или колхозниками можно было лишь условно. Обязательная сменная работа студентов технических вузов на предприятиях отвлекала их от учебы и отрицательно влияла на успеваемость.

В середине 60-х годов правила приема в вузы были изменены:

конкурс для школьников и производственников проводился от­дельно. Была отменена обязательная работа студентов техничес­ких вузов. Это не означало, что изменился курс в развитии выс­шей школы. Он остался прежним: "обеспечивать растущие по­требности народного хозяйства в квалифицированных кадрах, укреплять связь образования с практикой, привлекать в вузы ра­бочую и колхозную молодежь". В последующие годы продолжал­ся поиск путей решения этих задач.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!