Школа научного управления

18 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В конце XIXи первой половине XXвв. получили развитие че­тыре достаточно четко различимые школы управленческих знаний и опыта, формирование которых происходило во времени по мере развития производства, общества и накопления опыта управле­ния предприятиями и организациями. Важно подчеркнуть, что даже самые прогрессивные и успешные современные организации ис­пользуют определенные концепции и методы, разработанные эти­ми школами на довольно длительном промежутке времени.

Школа научного управления получила мировую известность как «научный менеджмент». Формировалась американским инже­нером Ф. Тейлором и его последователями Г. Ганттом, Ф. и Л. Гил-брейтами, Г. Фордом и др. Ф. Тейлором был сформулирован важ­ный вывод, ставший источником формирования концепции науч­ного управления: работа по управлению — это определенная спе­циальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего.

Основные принципы Тейлора и его школы:

1. Создание научного расклада (метода) к организации выполне­ния конкретной работы, который включает разделение работы на от­дельные элементы, операции и определение научно обоснованногоспособа их выполнения на базе научного исследования каждого эле­мента работы.

2. Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на осно­ве научных критериев, физических и интеллектуальных данных, их обучение способам ее выполнения и тренировка.

3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы органи­зации труда.

4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Тейлор предложил научную систему знаний о законах ра­циональной организации труда, составными элементами которой являются хронометраж, дифференцированная система оплаты труда, математический способ исчисления себестоимости, способ рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и т. д. Методология научного управления по Тейлору состоит из анализа содержания работы, определения основных операций ра­боты, а также разработки стандартных приемов выполнения рабо­ты. Предусматривалось, что количество времени, выделяемого на выполнение определенных заданий, должно быть реальным, учи­тывалась необхвдимость перерывов. Все это давало возможность устанавливать нормы и платить дополнительно тем, кто их пере­выполнял.

Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности — несовершенство системы стимулирования рабочих, и разработал систему материальных стимулов. Для под­держания у рабочих постоянного желания работать производитель­но Тейлор предложил использовать прогрессивную систему опла­ты труда. Основные положения «тейлоризма» актуальны и сейчас. Таким образом, «тейлоризм» — это экономическая и психологичес­кая целесообразность.

«Тейлоризм» получил развитие в трудах Генриха Форда, Френ­ка и Лилиан Гилбрейт, Генри Гантта. Американский инженер Ген­ри Гантт изучал уже не отдельные операции, а производственный процесс и целом. Он разработал систему плановых графиков ( «гра­фики Гантта»), позволившую осуществлять контроль реализации планов, и разработал систему заработной платы с элементами по­временной и сдельной форм оплаты труда. Гантт подчеркивал ве­дущую роль человеческого фактора и высказывал убеждение, чторабочий должен иметь возможность хорошо зарабатывать и испы­тывать состояние удовлетворенности.

Супруги Ф. и Л. Гилбрейт работали над оптимальными спосо­бами выполнения работы с использованием элементарных движе­ний. Для этого они использовали наблюдения и замеры. Гилбрей-ты изобрели микрохронометр. Используя этот прибор в сочетании с кинокамерой, они измеряли рабочие операции — проводили хро­нометраж. Они разработали микрокарты — карты цикла одновре­менно выполняемых микродвижений. Таким образом, они создава­ли систему контроля рабочих операций.

Генри Форд, основатель американского автомобилестроения, создал теорию, получившую название «фордизм». В книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» отражены основные положения «фордизма»:

• высоко оплачивать труд рабочего и следить за тем, чтобы все 48 часов в неделю человек трудился производительно, но не больше;

• обеспечить оптимальное состояние машин, следить за чисто­той, приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Он действительно установил 8-часовой рабочий день, создал лабораторию для изучения условий труда, заботился о потребите­ле, обращая внимание на безупречное качество изделий, регулярно снижал продажные цены, чернорабочих заменил машинами. По словам А. Гастева, который является инициатором создания в Рос­сии научной организации труда, «завод Форда представлял собой высший тип административного автомата. Форд — это Тейлор, за­менивший людскую организацию буквально сталью. Форд — это самое последнее слово тейлоризма». Школа научного управления сосредоточилась на таких внутренних переменных организации, как задачи и технология управления. Приверженцы школы науч­ного управления занимались повышением эффективности 3-го уров­ня, то есть уровня ниже управленческого. На этом уровне они доби­вались эффективного выполнения многих операций ручного труда через анализ содержания работы.

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, яви­лась этапом, после которого управление стали считать самостоя­тельной областью научных исследований. Впервые методы и под­ходы, применяемые в науке и технике, начали обоснованно исполь­зовать для достижения целей организации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!