Школа научного управления

14 Июн 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Школа (подход) научного управления зародилась в работах Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). «Тейлоризм — это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину» (П. Друкер). Система Тейлора заложила основы научной организации труда, через «создание многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют личное суждение работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение их действия». Тейлор ввел расчленение трудового процесса на отдельные элементы с целью их анализа и наилучшего освоения. Применительно к оплате труда он сформулировал, например, следующие принципы: установление расценок должно быть основано на точном знании; расценки должны быть единообразны; заработная плата платится человеку, а не месту; заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.

Деятельность в сфере менеджмента Тейлор совмещал с активной инженерной работой. Он известен не только управленческими разработками, но и технологическими исследованиями процесса металлургии, термообработки инструментальных сталей, парового оборудования. Ф. У. Тейлор — автор ряда изобретений и классического научного труда «Искусство резания металла».

Ключевыми достижениями Тейлора в сфере менеджмента являются:

-  выработка основополагающих принципов научного менеджмента;

-  разработка системы оптимизации трудовых процессов;

-  введение классификации функций управления;

- предложение системы сдельно-прогрессивной оплаты труда.

Система Тейлора включает четыре основополагающих принципа организации производства (законы Тейлора).

  1. Создание научного фундамента и научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.
  2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и профессиональное обучение.
  3. Сотрудничество администрации с рабочими при внедрении научной организации труда.
  4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.

Одним из классических примеров, вошедших во многие учебники, стала оптимизация процесса «работы с лопатой». Рассматривая процесс погрузки угля, Тейлор определил оптимальную разовую порцию для лопаты, выделил 15 типов лопат и вывел оптимальную последовательность операций рабочего.

Тейлор разложил трудовой процесс на простейшие операции и построил схему его хронометрирования и оптимизации. Этот типовой пример стал начальной точкой, запустившей полномасшабное исследование трудовых процессов крупного предприятия. В результате вместо 600 рабочих на предприятии осталось 140 человек. Тейлор считал, что организация труда требует статистического исследования, выработки многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют личные суждения индивидуального работника. Модель рабочего по Тейлору предполагает, что человек умеет работать, но не желает по разным причинам работать лучше, выполняет свои обязанности «с прохладцей». Специализация труда важна на всех уровнях производственного процесса, начиная от рабочего и кончая топ-менеджером.

Рассматривая деятельность группы работающих, Ф.У. Тейлор вводит классификацию функций управления.

Эти восемь функций он считал специализированными. «Предприятие только выиграет от того, что каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает наиболее успешно».

Тейлор ввел знаменитую систему дифференцированной (сдельно-прогрессивной) оплаты труда. Рабочие должны получать заработную плату в соответствии с выработкой. Он считал, что главной причиной низкой производительности труда является несовершенная система стимулирования рабочих.

В деятельности Ф. У. Тейлора были тесно переплетены научные и практические работы. Его научные принципы были внедрены и апробированы на крупных металлургических предприятиях. Основной фирмой, для которой разрабатывались предложения консультационной фирмы Тейлора, была Bethlehem Steel Company. «Научный менеджмент — это не способ повышения эффективности производства... Его внедрение предполагает совершение подлинной ментальной революции в сознании работника, которая изменит его отношение к работе, к товарищам, нанимателям. Такая же революция должна произойти в сознании управленцев — мастера, заведующего, владельца предприятия, совета директоров. Без этой ментальной революции использование научного менеджмента невозможно».

Наряду с Тейлором основы научной школы заложили в своих исследованиях Фрэнк и Лилия Гилберт, Генри Гант. Ими были разработаны элементы научной организации труда на уровне отдельных движений и операций.

Основные направления деятельности школы:

-  анализ элементов трудовых процессов;

-  разработка принципов подбора работников;

- разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда;

-  разработка систем стимулирования труда.

Распространение школы научного управления способствовало более интенсивной эксплуатации наемных работников, что совершенно не способствовало гармонии и сотрудничеству, к которым стремились Ф. У. Тейлор и его последователи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!