Шариат (мусульманское право)

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Особенностью мусульманского права являлась тесная его связь с религиозно моральными нормами, предписаниями и установками. Другая особенность заключалась в строгой необходимости для мусульман, где бы они ни находились, в какой бы стране не проживали, свято руководствоваться исключительно мусульманским правом.

Мусульманское право оформилось в рамках Арабского халифата и тесно переплеталось с развитием этой государственности от начала ее образования в VII в. и до наивысшего своего развития в VIII - Х веках. После распада Арабского халифата мусульманского право не потеряло своего значения, а, наоборот, развивалось и постепенно становилось, как и римское право в средневековой Европе, основой и действующим правом во многих странах средневековой Азии и Африки (Египте, Индии, Оттоманской империи).

Мусульманское право впитало в себя многие элементы правовых обычаев и культуры Востока и доисламской Аравии, включая и завоеванные арабами территории. В становлении мусульманского права исключительная роль принадлежит основателю Арабского халифата Мухаммеду и первым его правоверным халифам.

С начала своего существование мусульманское право являлся как исключительно конфессиональное право, связанное с верой ислама и его религиозно–нравственными представлениями и воззрениями. Отсюда, с одной стороны регуляция общественных отношений, а с другой – отношения мусульман с богом (Аллахом). В последнем случаи важно отношение правоверного к его обязанностям по отношению Всевышнему, чем обращение к своим правам вообще. Потому в Коране и предписывается терпение и смирение: «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми».

Основным источником мусульманского права является Коран (бук. «чтение») - главная священная книга правоверных, сборник рассказов, поучений, правил, законов, сообщенных Мухаммеду Аллахом через архангела Гавриила или изречения и положения самого Мухаммеда. Его мусульмане назвали шариа – законодатель, потому вся система мусульманского права и называется шариат. Эти «откровения от бога» были записаны последователями Мухаммеда и составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Окончательная его редакция произошла при халифе Омаре. Коран подразделяется на 114 глав (сур), которые состоят из разного количества (от 3 до 286) айятов – стихов. Всего их в Коране 6225. Подавляющая часть Корана состоит из богословских и мифологических сюжетов. Вопросам права посвящено всего лишь 500 стихов, при этом только 80 можно напрямую отнести к праву.

Большая часть айятов Корана имеет казуальный характер, толкование Пророком конкретных случаев и многие из них имеют неопределенный характер, потому впоследствии в судебно–богословской практике и произошло их толкование богословами и правоведами.

С конца VII в. при халифе Али появляются дополнение к Корану Сунна (араб. «обыкновение», «поведение», «образ действия») – священное предание, изложенное в рассказах (хадисах), изречениях и поступках Мухаммеда. Окончательно этот второй после Корана источник веры и религиозного прав сложился в IХ в. в виде шести ортодоксальных канонических сборников. В Сунне содержатся «священные предания» о решениях, постановлениях и наставлениях пророка, сохранившихся в памяти его учеников и передававшихся из поколения в поколения в устной форме.

По мере развития арабского общества, выяснялось, что в Коране и Суннае имеются пробелы, и эти священные книги не дают ответа на многие возникшие жизненные вопросы. Так появляется третий источник шариата – Иджма  («общее согласование мусульманской общины»), сложившаяся из совпадающих мнений сподвижников пророка и влиятельных мусульманских теологов – правоведов по религиозным и правовым (имамы, муфтии) вопросам.

К четвертому источнику мусульманского права относят фетву («мнение», «решение») – письменное решение и мнение (в форме вопросов и ответов) муфтиев по правовым, политическим и др. вопросам. Среди этих муфтиев – законоведов особым авторитетом пользовались первые четыре халифа: Абу-Ханиф (702 – 772 гг.), Ибн–Анас (716-780 гг.), аш–Шафии (772-826 гг.) и Ханибаль (786 – 863 гг.). Их считают основателями главнейших школ мусульманского права. Работы законоведов делятся на три вида: усуль – трактат об основных принципах шариата; санаан – сборник преданий и правил применения законов к вопросам, не затронутых в Коране, и фетва – сборник судебных решений.

Кияс - также является одним из источников мусульманского права. Это решение сомнительных правовых дел по аналогии. Кияс допускал применение правовых обычаев. Учение о Киясе систематизировал в VIII  в. юрист Абу-Ханиф и развито его последователями ханифитами. Данный источник мусульманского права наиболее спорный и его, в частности, не признают шииты.

Наряду с законом («шар») дополнительным источником мусульманского права являлись и обычаи: урф, сложившиеся в самом мусульманском обществе и адат – обычай у покоренных арабами народов.

Наконец, к источнику мусульманского права относят и фирманы – указы и распоряжения халифов. Впоследствии в других мусульманских странах как источник права стали играть законы – кануны. Оба этих «новейших» источников шариата не должны были противоречить принципам мусульманского права. Они в основном регулировали деятельность государственных органов власти и взаимоотношения ее с мусульманами.

Объем правоспособности и дееспособности по мусульманскому праву определялся по конфессиональному признаку: мусульмане (даже рабы – мусульмане) имели преобладающее преимущество над немусульманами. Нормы шариата распространялись на завоеванное население лишь в случае их совершения преступления или заключения сделок с правоверными. Мужчины пользовались значительными преимуществами перед женщинами.

Мусульманское право излагается совершенно по другой системе, чем римское или западноевропейское право.

Вещи подразделялись на собственность, принадлежащую мусульманам и вещи, изъятые из гражданского оборота. К последним относились воздух, море, пустыня, мечети и др. Существовало понятие «нечистых вещей» (вино, свинина), или не приносящие пользы мусульманам (книги, которые противоречили исламу, изображение богов).

Право различало собственность (мильк) от владения. Мусульманское право также знает понятие владения без всякого законного основания как захват. Данное владение никогда не должно было защищаться и восстанавливаться.

Собственность заключалась в праве неограниченного распоряжения и пользования ее плодами.

Подробно разработан вопрос о поземельной собственности, в основу которой лежала теория, по которой земля является достоянием божьем, право распоряжения которой принадлежала лишь халифу, который мог передать землю частным лицам с обязательством платежа налога. По этой теории земля, завоеванная у неприятеля, являлась неприкосновенной для частников и обращалась в пользу всего мусульманского общества. Завоеванные земли могли передаваться частным лицам только на праве пользовании, но не на праве собственности.

Земли подразделялись на государственные, находящиеся в частном владении, брошенные земли, и земли, непригодные для обработки.

Хиджаз - святая земля, часть Аравийского полуострова, в которой проживал Мухаммед. Она стояла из двух частей: город Мекка с его областью и остальной частью Хиджаза. Земли Мекки посвящались богу, на которой неверные не могли селиться; никакое животное не должно там убиваться на охоте; никакое дерево или растение, выросшее самой собой, не могло быть повреждено или вырыто. Жители данной области платила десятину. В остальной части Хиджаза неверным не разрешалось жить более трех дней на одном месте; умерших немусульман запрещалось погребать на этой земле.

Завоеванные в результате «священной войны» земли (вакуф) переходили в собственность государства. Побежденных принуждали заключать договор с мусульманами с отказом от права собственности на бывшую свою землю, но она могла передаваться им с условием платить налог – харадж. Подать взималась в зависимости от дохода и в твердо установленном размере.

Право на землю, называемой мульк («владение»), приближалось к праву собственности. К ним относились: земли, владельцы которых приняли ислам после завоевания; земли завоеванные мусульманами и перешедшие к победителю по причине убийства или бегства бывшего владельца; земли никем не занятые, орошенные и обработанные мусульманами.

Впоследствии возникали и иные виды земельных владений, например, система иктов – захваченные земли и переданные феодалам за военную или государственную службу. Постепенно они стали передаваться по наследству. Владельцы иктов получили право собирать для себя поземельные подати с крестьян.

При Омейядах появились земельные участки (катча), наделяемы феодалам под условием службы и хима, передаваемые земледельческим и кочевым арабским племенам.

Арабские правители давали земли и на особом праве, так называемое «вакуфное право» (термин русских юристов). Они передавались феодалом с благотворительной целью мечетям, духовным школам (медресе), кладбищам, мазаратам (гробницы святых), гостиницам и приютам. Такая земля изымалась из оборота, не закладывалась и ни дарилась.

Обязательство делилось на несколько видов: обязательства необусловленные и которые зависели от срока; обязательство, в котором были заинтересовано одно или более лиц; простые и альтернативные; делимые и неделимые; односторонние и многосторонние.

Отличались обязательства из причинения вреда (мадаррат) и из договора. Лица, умышленно или по небрежности причинившие вред принуждались возместить ущерб. Под небрежностью право понимало и не неосторожность, и неопытность лица.

Особенность мусульманского обязательственного права было то, что признавались односторонние заявления, так называемые обеты, которые в основном носили религиозный характер и подтверждались клятвой. Не исполнение обета наказывалось искупительной жертвой, например, купить раба – мусульманина и отпустить его на волю.

Мусульманское право в основном регулирует обязательства из договора. Сделки заключались в письменной и устной форме. Для ее действительности предусматривалось: наличие не менее двух свидетелей с обеих сторон; добровольное согласие на заключение сделки; предмет договора. Договор разрешалось заключать лицам, обладающим дееспособностью. Недееспособными признавались несовершеннолетние, умалишенные, банкроты, рабы (если они не получили разрешение хозяев), больные (могли распоряжаться только 1/3 своего имущества), неверные в отношении некоторых договоров, например, приобретать в собственность землю или рабов – мусульман.

Недействительными считались договоры, заключенные, по обману, по принуждению, с безнравственной целью или с вещами, изъятыми из оборота. По системе договоров, различались сделки, имеющие целью дать что–либо с тем, чтобы получить эквивалент и все прочие договоры.

К договорам первого вида относятся мена, размен денег, мировая сделка, наем, поставка, заем, брак. Все они заключались, как и договор купли–продажи, посредством предложения одной стороны и принятия его другой. После этого следовала передача вещи. Если в течение трех дней не происходила передача денег и товара, то сделка считалась несостоявшейся.

По договору займа, неоплатного должника запрещалось обратить в рабство, но разрешалось принудительно заставить должника отработать долг.

Ко второму виду договоров относились: договор о залоге, о переводе долга, договор поручительства, договор доверенности, ссуды, товарищество, договор дарения, поклажи.

Брак считался договором в  виде торговой сделки, в которой женщина не участвует, а является предметом договора. При заключении брака женщина должна была представить своего попечителя (велий).

Мусульманское право знает три вида брака: постоянный, временный и брак с невольницей.

Первый мог заключаться только с четырьмя женами, каждой из которых жених обязывался назначить особое имущество и при отказе от заключения брака терял его половину. Каждая жена должна была обеспечиваться содержанием, отдельным помещением и отдельной прислугой.

Препятствием к совершению брака считается кровное родство, родство по кормилице, свойство, идолопоклонство.

Брачному договору предшествовали религиозные церемонии. Брак совершался в письменном виде судьей (кадием) и удостоверялся двумя свидетелями мужского пола.

Право очень подробно регламентирует брачную жизнь супругов, вникая во все ее подробности. Например, какие средства разрешались употреблять для украшения тела. Жена обязывалась вести домашнее хозяйство и воспитанием детей. Супруг имел право подвергать жену телесным наказаниям.

Временный брак дозволялся только у шиитов – одной из ветвей ислама. При его заключении требовалось обозначение срока, на который заключался брак. Дети, рожденные в таком браке, считаются законными и участвуют в наследстве отца. Жена же после смерти супруга  наследства лишалась.

Брак с невольницами разрешался неимущим лицам, не могущим содержать жен свободного происхождения. Дети от этого брака признавались законными, а жена – невольница, не получившая свободу при жизни супруга, получала ее после его смерти.

Развод, по преимуществу, зависел от воли мужа, и он не обязан был объяснять жене поводов для развода и должен был лишь выплатить оставляемой жене определенную сумму. Такая свобода развода именовалась талак.

Шариат знает четыре вида развода: 1) покупка женой расторжения брака; 2) расторжение судьей по просьбе жены, в случае если муж не исполняет своих материальных обязанностей, имеет физические недостатки, не состоит с ней в супружеских отношениях, а также вследствие жестокого обращения; 3) отпущение жены; развод по взаимному проклятию (лиана), которое произносится мужем перед судьей, когда он считал, что ребенок родился не от него. Со своей стороны жена могла под клятвой отвергнуть такое обвинение. Брак после этого расторгался окончательно.

Жена могла инициировать брак, когда договаривалась с мужем дать ему определенное вознаграждение (инвад).

При разводе супруг обязывался дать жене часть имущество «согласно с обычаем».

Что касается наследственного права, то шариат знало наследование по закону и завещанию. Наследование являлось одним из способов приобретения только одних прав умершего.

Для законности завещания предусматривалось, чтобы завещатель был совершеннолетним, в здравом уме, обладал правом располагать собой и имуществом и чтобы наследник не принадлежал к законным наследникам. Завещание могли быть в письменной и устной форме. Для признания завещания действительным требовалось наличие двух благочестивых свидетелей. Завещатель мог передавать только 1/3 своего имущества.

Правом наследования были наделены лица мужского пола: сыновья, внуки, отец, дед, родной брат, сводный брат по отцу, сводный брат по матери, родной племянник, сводный племянник по отцу, двоюродный брат, сводный двоюродный брат по отцу, супруг. Что же касается женщин, то к наследству допускались дочери, внучки, мать, бабки по матери и отцу, родная сестра, сводная сестра по отцу, сводная сестра по матери, супруга.

Не могли наследовать неверные в отношении имущества мусульманина (как и мусульмане в имуществе неверного), виновные в смерти наследодателя, разведенные и рабы.

Каждый наследник имел право на конкретную долю в наследстве, которая пропорционально уменьшалась при наличии других наследников. Например, при отсутствии у умершей жены детей, внуков ни внучек в мужской линии, муж получал половину ее наследства; при детях – четвертую часть наследства.

Уголовное право считается наиболее слабо разработанной частью шариата. К примеру, допускается кровная месть. Учение о преступлении  не развито: отсутствует, например, понятие рецидива, элементарно учение о соучастии, а укрыватели и попустители не относятся к соучастникам преступления. Не существовало понятий смягчающих или отягчающих вину обстоятельств.

Под преступлением, во-первых, понималось насильственные действия против лиц – убийство, ранение (наказывалось равным возмездием или уплатой выкупа). Во–вторых, действия, за которые в Коране полагались наказания (хадд). В-третьих, действия, за совершение которых не устанавливались наказания, но они нарушали приказания властей.

Согласно шариату, убийцу или человека, смертельно ранившего другого, полагалось убить, если только ближайшие родственники убитого не согласятся на денежный выкуп.

Если убийство совершено без умысла или совершено смертельное ранение, то виновный обязан был отпустить раба – мусульманина на свободу или в течение двух месяцев поститься и сверх того уплатить родственникам убитого выкуп, могущим быть рассроченным на три года.

Не подлежало наказанию убийство или нанесение ран, когда это произошло при защите себя, своего имущества или жизни и имущества другого лица. Так, не наказывали убийцу ночного вора на месте преступления, если он не является малолетним или безумным.

Свободный, убивший чужого раба, подвергался кровной мести, но только тогда, когда убийство произошло намеренно. В данном случае виновный должен был уплатить стоимость раба. Если же раб убивал свободного, то господин его выдавал раба наследникам убитого, а в некоторых случаях хозяин должен уплатить выкуп.

Выкуп подразделялся на тяжелый и легкий. Тяжелый состоял из 100 верблюдов и 16000 диргемов, легкий – из 100 верблюдов (80 самок и 20 самцов) и 12000 диргемов. Тяжелый выкуп полагалось платить за убийство на священной земле или во время священного месяца, за убийство члена своей семьи или за убийство мусульманина. За убийство женщины выкуп полагался в половинном размере, за убийство неверного – в размере одной трети, за убийство язычника – огнепоклонника, выкуп налагался в размере 1/15.

Выкуп взыскивался не только с имущества преступника, но и с имущества кровных и единокровных родственников и даже товарищей, с условием их принадлежности к какой–то корпорации. Выкуп подлежал уплате в течение трех лет.

В шариате существовала за убийство круговая порука жителей деревни, квартала или дома, если они не находили убийцу.

Кровная месть применялась при поранении с заранее обдуманными намерениями, а также мусульманину за рану, нанесенному неверному. Она не применялась к мужчине за рану, нанесенную женщине и к свободному за рану рабу.

Выкуп взимался полностью за лишение органов чувств, обеих ног или десяти пальцев рук. За лишение же одной руки или ноги выкуп взимался в половинном размере, за лишение пальца – десятая часть выкупа, за выбитие зуба – одна двадцатая.

Ко второму виду преступления относятся те, которые не могли прощаться потерпевшей стороной: прелюбодеяние (полагалось избиением камнями); употребление вина (40 ударов палкой); кража (отсечение правой руки, а при повторной – отсечение левой руки); разбой (отсечение руки), а за убийство в разбое - повешение или обезглавление; вероотступничество (лишение гражданских прав или смертная казнь); за участие в мятеже полагалась смертная казнь; богохульство наказывалось наравне с вероотступничеством.

К третьему виду преступлений шариат относил: бродяжничество, бегство с поля боя, ложное обвинение в каком-либо проступке, ложное свидетельство. Наказание было в виде простого увещевания, битье плетью, денежный штраф, изгнание.

На первом этапе Халифата, судебные функции непосредственно исполнял сам Мухаммед, затем он их стал передавать своим наместникам, а еще позднее судебной властью были наделены халифы. Большую роль в наместничествах стали играть мусульманские ученые–правоведы, постепенно превратившиеся в профессиональных судий. При Аббассидах учреждается должность верховного судьи, который подбирал и по поручению халифа назначал их. Правосудие оставалось в руках духовенства. Судья – кади назначался халифом исключительно из совершеннолетних мусульман с безупречным образом жизни, знающих шариат и арабский язык. В назначении указывалось на какую область или город судейская власть кади распространяется. Он мог назначаться для решения как специальных дел (к примеру, гражданских), не превышающих известной суммы иска, так и для определенной части области или города или даже на конкретное время.

В затруднительных случаях кади разрешалось советоваться с законоведами, присутствие которых в суде считалось желательным. Кади имел право назначать себе помощников – наибов. Если судья был состоятельным человеком, то за исполнения своих функций ему жалование не полагалось.

Кади поручались и другие дела: назначение опеки и попечительства; выдача замуж женщин, не имеющих попечителей; надзор за общественным дорогами, площадями и постройками; наблюдение за исполнением духовных завещаний, удостоверял завещания, следил за разделом наследства, местами заключения, проверял законность землепользования и т.п.

Мусульманское судопроизводство характеризуется следующими чертами: судопроизводство по гражданским и уголовным делам осуществлялось одинаково; для кади не существовало никаких процессуальных форм, за исключением вопросов о доказательства. Процесс отличался простотой и несложностью и проходил обычно в мечети. Прокуроров и адвокатов не существовало. Судебное представительство допускалось только в гражданских делах. Дела разрешались в одном заседании и до VIII в. без письменного делопроизводства.

Судебными доказательствами являлись: собственное признание, свидетельские показания, усмотрение судьи, клятва, слухи, письменные документы. При свидетельских показаниях, как правило, предпочтение отдавалось мужчине, в частности, по делам, предусматривавшим строго определенных мер наказания. По прелюбодейным делам требовалось показание четырех мужчин; по другим делам – двух мужчин. По менее значимым делам и спорам достаточно было свидетельство одного мужчины, правда, с дополнительными свидетельствами двух женщин. Коран говорил: «И берите в свидетели двух мужчин. А если не будет двух мужчин, то – мужчину и двух женщин, на которых вы согласны как свидетелей. Чтобы если собьется одна, то напоминала бы ей другая…».

Процесс носил обвинительный характер. Истец в уголовных и гражданских делах назывался одинаково – муддаи, а обвиняемые и ответчика – мудда алейти.

При обнаружении преступления кади не имел право лично возбуждать дело, пока истец не представит обвинения. Судья же не мог принуждать к уплате долга, пока кредитор не потребует его через суд.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!