Сферы общественной жизни. Материально-производственная жизнь общества.

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Предметом изучения социальной философии являются наиболее существенные элементы, свойства и отношения, составляющие содержание общественной жизни. Так как их существенность определяется автором той или иной теории общества, то социальная философия представляет собой совокупность различных, иногда даже противоположных учений о социальной реальности. Выбор проблем, включенных в содержание этого раздела и характер их решения, во многом определен существующей в отечественной философии последних десятилетий традицией и тем понятийным аппаратом, который широко представлен в научной и учебной литературе, использующейся в учебном процессе.

Кристаллизуя в себе общезначимые проблемы общественной жизни, социальная философия выступает методологической основой для экономической теории, политологии, теории и истории права, теории управления, этики, социальной психологии и через них оказывает влияние на содержание прикладных юридических, экономических, управленческих, психологических и педагогических наук.

Рассматривая общество как целостный социальный организм, в нем можно выделить три относительно самостоятельные сферы, отличающиеся друг от друга закономерностями своего функционирования и ролью в общественном развитии. Это материально-производственная, политическая и духовная сферы общественной жизни. Отдельные авторы (В. С. Барулин) настаивают на выделении четвертой сферы общества – социальной, включая в ее содержание общности людей (классы, этносы и т. п.).

К. Маркс считал эту сферу основной, определяющей все остальные сферы общественной жизни: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной степени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизнивообще»[1]. Эта идея составляет основу социальной философии марксизма – исторического материализма. Видимо, она является правильной для анализа такого состояния общества, когда в нем большинство составляют люди, преимущественно ориентированные на удовлетворение материальных потребностей. В таких обществах, где экономическая целесообразность доминирует над нравственностью, люди, подобные А. Сахарову, мало влияют на процессы принятия законодательных, исполнительных и судебных решений. В обществах, где духовность рассматривают лишь как декоративное украшение к материальному благополучию и политическому положению человека, А. Сахаров, Н. Бердяев, З. Валиди, Махатма Ганди, А. Мень,Мухаммад, Иисус всегда находятся в оппозиции, их сажают в тюрьмы, изгоняют из страны или просто убивают. Как показывает сегодняшняя практика, люди выбирают в органы власти тех, кто обещает снизить цены на мясо, хлеб и водку, а не тех, кто строит религиозные храмы, общеобразовательные школы и университеты. Мы живем в сильно материализованном обществе и должны это учитывать, если хотим понять, что движет этим обществом. Поэтому экономический детерминизм Маркса в нынешней ситуации с ее минимумом действия духовных факторов, думается, вполне оправдан. Но его нельзя абсолютизировать, ибо в истории есть периоды, когда духовный фактор выходит вперед, производя социальные изменения огромных масштабов. Вспомним, какие радикальные повороты претерпела человеческая история под влиянием религиозных идей Будды, Иисуса или Мухаммеда.

Главное содержание материальной жизни общества составляет производство материальных благ. Оно (производство) предполагает наличие трех элементов: субъекта труда, средств труда и предмета труда, которые образуют производительные силыобщества.

Субъектом труда является человек. В определенных случаях в качестве субъекта труда правомерно рассматривать трудовой коллектив или даже все человечество. Это зависит от задач философского или социологического анализа. Но традиционно субъектом труда не считают животное или машину. Они рассматриваются как средства, а иногда как предметы труда.

Субъекту труда противостоит объект труда, который традиционно в отечественной литературе называют предметом труда. Им может быть любой объект, подлежащий обработке трудом, – земля, нефть, машины, животные и т. д. Для увеличения эффективности труда человек с древнейших времен применяет средства труда, в которые входят орудия труда, средства связи, производственные помещения, дороги.

Наряду с производительными силами, в отечественной социологии труда всегда рассматривается другое понятие – производственные отношения. «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью», – писал Маркс по этому поводу[2].

Производственные отношения делят на четыре вида: 1) отношения, возникающие по поводу владения средствами производства; 2) отношения, связанные с распределением продукта производства; 3) отношения, связанные с потреблением (в первую очередь, потреблением предмета труда и средств труда – сырья, инструментов, техники, электроэнергии и т. п.); 4) отношения, связанные с обменом (обмен видами деятельности, технологиями, сырьем и т. п.).

Среди этих отношений главную роль играют отношения собственности. Именно они влияют на характер отношений распределения, обмена и потребления. Если средства производства принадлежат всем, то получается один тип общества, подобный первобытному.

Если же средства производства принадлежат только части населения, то возникают эксплуататорские общества с сильно поляризованными интересами своих членов. Таким образом, тип производственных отношений, где главную роль играют отношения собственности, определяет характер общества. Но от чего зависит установление в обществе того или иного типа производственных отношений? Маркс связывал это с характером и уровнем развития производительных сил. Действительно, если производственные отношения – это отношения между людьми, то они будут детерминированы прежде всего уровнем профессионализма и других личностных качеств работников. А эти характеристики в свою очередь зависят от того, в каких условиях работает человек, какими технологиями пользуется. Повседневное использование ЭВМ, роботов, лазеров создает новый тип работника, сильно отличающегося от рабочего, орудующего ломом и лопатой. Таким образом, в рамках производительных сил постоянно идет развитие и средств труда, и субъекта труда. Изменения, происходящие в человеческом компоненте производительных сил, существенным образом влияют на отношения, возникающие между людьми в процессе производства. Зависимость производственных отношений от производительных сил в марксистской социальной философии выражена в виде закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону, производительные силы составляют ведущую сторону процесса производства: изменяясь, они вызывают трансформацию производственных отношений. Как правило, производительные силы в своем развитии опережают существующие производственные отношения. Поэтому последние тормозят развитие производительных сил. Но если производственные отношения приводятся в соответствие производительным силам, то они стимулируют их развитие.

Материальная жизнь человека во многом определяет его политические интересы. Подвергающийся жестокой эксплуатации работник вряд ли поддержит на выборах политиков, оправдывающих правомерность такой эксплуатации. Зависимость политических взглядов человека от его материальной жизни является выражением зависимости политической сферы общественной жизни от материально-производственной. Рассмотрим это отношение более подробно.

[1] Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1959. С. 6–7.

[2] Маркс К. Наемный труд и капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. М., 1957. С. 441.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!