Сертификация в международном туризме

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Сертификация услуг проводится с целью защиты прав и законных интересов граждан, потребляющих такую услугу.

Сертификация представляет собой процедуру, подтверждающую соот­ветствие объекта сертификации (в данном случае туристской услуги) нормам и правилам, установленным государством для подобного рода услуг. Сертифи­кации в туризме подлежат или туристские услуги (как в Российской Федера­ции), или услуги гостиниц (как в большинстве европейских стран). Процедура подтверждения соответствия осуществляется органом сертификации-неза­висимой от потребителя и исполнителя уполномоченной на то организацией.

Законодательством разных стран предусмотрены два вида сертифи­кации: обязательная и добровольная.

Процедура подтверждения соответствия осуществляется органом сер­тификации - независимой от потребителя и исполнителя уполномочен­ной на то организацией.

Обязательная сертификация обычно вводится там, где нет четких механизмов саморегулирования, которые работают при наличии мощных профессиональных объединений, придающих действиям своих членов ци­вилизованные рыночные формы. Там, где такие объединения существу­ют, например в Швейцарии, обязательная сертификация уступает место добровольной сертификации как инициируемой производителем услуги процедуре подтверждения соответствия уровня качества предоставляемых услуг требованиям стандартов обслуживания и иных нормативных доку­ментов, определяющих уровень качества услуг подобного рода. По ито­гам сертификации выдается документ, представляющий собой письмен­ное подтверждение того факта, что сертифицируемая услуга соответствует установленным требованиям.

Цели осуществления сертификации следующие:

- создание условий для деятельности предпринимателей на нацио­нальном товарном рынке, а также для участия в международном экономи­ческом сотрудничестве и международной торговле услугами;

- содействие потребителям в компетентном выборе продукции (то­варов, работ, услуг);

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продав­ца, исполнителя);

- контроль безопасности продукции (товаров и услуг) для окружа­ющей среды, жизни и здоровья потребителя, а также его имущества;

- подтверждение показателей качества продукции, заявленных из­готовителем.

Выше были перечислены основные принципы, на которых основана процедура сертификации услуг гостиниц. Основная часть регулирующих нормативных актов - это стандарты того или иного содержания, что поз­воляет говорить о тесной взаимосвязи процессов сертификации и стан­дартизации и о большом значении последней для развития всей турист­ской индустрии.

Любой процесс соотнесения услуг с действующими в данной отрасли стандартами предваряет классификация этих услуг. Иными словами, преж­де чем приступить к процедуре стандартизации, необходимо точно уста­новить, относится ли услуга к группе, на которую распространяется дан­ный стандарт. Например, при присвоении разряда тому или иному средству размещения определяют сначала его тип, а уже затем подтверждают его принадлежность к той или иной категории. Если речь идет о гостинице, то действуют одни виды стандартов, если объектом стандартизации стано­вится мотель, то требования к его оснащению и оборудованию меняются.

Остановимся более подробно на методах решения вопросов сертифи­кации в законодательстве разных стран.

Испания. Основными в испанском законодательстве по туризму яв­ляются Закон от 8 июля 1963 г. № 48/63 о компетенции в области туризма и королевский Указ от 14 января 1965 г. №231/65, регламентирующий деятельность частных туристских предприятий. Эти законодательные акты признают права по регламентации туристской деятельности исключительно за центральными органами. Действуют королевские указы о передаче пол­номочий от центральных органов управления органам управления Авто­номных сообществ, в компетенцию которых входит, помимо прочего, сер­тификация туристских объектов.

Действие Указа от 14 января 1965 г. № 231/65 распространяется как на гостиницы, кемпинги, апартаменты, турагентства и информационные агентства, работающие с туристской информацией, так и на рестораны, для которых согласно этому Указу определяются условия их работы, а так­же права и обязанности владельца и клиентов.

Указом от 1 марта 1991 г. № 279/91 определяются нормы противопо­жарной безопасности в общественных местах.

Указом от 15 июня 1983 г. № 1634/83 определяются минимальные требования к классности гостиниц, апартотелей и мотелей. Два первых типа заведений делятся на пять категорий (от 1 до 5 звезд), мотели имеют только одну категорию (1 звезду).

Указом от 27 июля 1983 г. № 2288/83 для гостиниц разряд установлен стандарт «гостиница высокого уровня обслуживания».

В Указе от 28 июля 1966 г. дано определение понятия «туристский кемпинг», и для кемпингов установлены четыре категории (от 1 до 3 звезд

и 3 звезды «люкс»). В этом же Указе определены условия открытия и экс­плуатации подобных типов средств размещения.

Указ от 17 января 1967 г. касается апартаментов и бунгало, а Указом от 28 октября 1968 г. регламентируются условия эксплуатации туристских деревень.

Франция. Указом от 14 февраля 1985 г. № 85/249 была создана Ко­миссия при Министерстве туризма, заключение которой необходимо для присвоения разряда средствам размещения и ресторанам.

Указом от 14 февраля 1986 г. был отменен предыдущий Указ от 16 де­кабря 1964 г. и определены нормы и процедура классификации гостиниц и туристских резиденций. Согласно этому Указу все гостиницы подразде­ляются на шесть категорий (без звезд, от 1 до 4 звезд и 4 звезды «люкс»), а туристские резиденции имеют четыре категории (от 1 до 4 звезд). Класс гостиницы или резиденции должен быть отражен в ее рекламе.

Указом от 29 апреля 1963 г. закреплены нормы классификации ресто­ранов, а Указом от 8 октября 1965 г. ресторанам присваиваются пять кате­горий (от 1 до 5 звезд «люкс»).

Законодательство по кемпингам и караванингам, начало которому положил Указ от 7 февраля 1959 г., базируется сегодня на Кодексе город­ского устройства и Указе от 11 января 1993 г. № 93-39 о кемпингах.

Участки, предназначенные под кемпинги и караванинги, делятся на четыре категории, отмечаемые звездами, количество которых увеличива­ется по мере возрастания класса кемпинга.

Венгрия. Основным документом, регламентирующим туристскую деятельность, было Постановление от 17 октября 1979 г. № 18/1979 о клас­сификации негосударственных средств размещения. Постановлениями от 1 декабря 1983 г. № 13/1983 и от 1 февраля 1986 г. № 2/1986 в него были внесены необходимые изменения и дополнения. Постановлением № 18/1979 регламентируется деятельность всех туристских средств размещения. Соглас­но этому Постановлению существуют:

- пять категорий гостиниц (от 1 до 5 звезд);

- четыре категории кемпингов (от 1 до 4 звезд);

- четыре категории бунгало (с 1-го по 4-й класс);

- две категории туристских приютов (А и Б);

- три категории сдаваемых апартаментов (с 1-го по 3-й класс). Все средства размещения должны пройти сертификацию. Владельцы средств размещения и ресторанов обязаны информировать клиентов о це­нах, разряде заведения, адресах вышестоящих инстанций, а также предо­ставлять клиентам книгу жалоб.

Марокко. Страна с большим туристским потенциалом и развитым законодательством в этой сфере. Туризм представлен на уровне Мини­стерства по туризму, обладающего законодательной инициативой.

Указом от 16 февраля 1982 г. № 2.81.471 была утверждена сертифи­кация туристских заведений. Решение по данному вопросу принимается на государственном уровне только после того, как получено одобрение специального консультативного органа - Национальной аттестационной комиссии.

Туристские заведения подразделяются на следующие категории:

- гостиницы (от 1 до 5 звезд и 5 звезд «люкс»);

- мотели и дома для приезжающих (1-я и 2-я категории);

- туристские резиденции и туристские деревни (с 1-й по 3-ю катего­рию);

- пансионы (одна категория);

- кемпинги и караванинги (1-я, 2-я и международные категории);

- рестораны (1-3 фуршета и фуршет-«люкс»). Постановлением от 25 ноября 1985 г. № 899.85 установлены нормы, соответствующие тому или иному разряду туристских заведений. При при­своении категории учитываются уровень комфорта, качественные харак­теристики заведения и его оснащенность, квалификация персонала, нали­чие кондиционеров и пр.

Португалия. Правила ведения гостиничного и родственного ему биз­неса определены Постановлением от 30 сентября 1986 г. № 328/86. В дан­ном Постановлении зафиксированы минимальные нормы, которые долж­ны соблюдаться в каждой из устанавливаемых этим же Постановлением категорий средств размещения..

Гостиницы разделены на восемь категорий: гостиницы, пансионы, пусадас1, малые гостиницы, мотели, апартотели, туристские деревни и дома для приезжающих. Родственная сфера представлена ресторанами, барами и дискотеками.

Все вопросы, связанные с открытием, классификацией и контролем функционирования средств размещения (включая частные квартиры и ком­наты, предназначаемые для туристских целей), решаются Главным управ­лением по туризму.

Швейцария. В Швейцарии нет законодательных актов, которыми бы регламентировалась работа средств размещения. Контроль этого участка туристского сектора осуществляется соответствующими профессиональ­ными ассоциациями.

Швейцарская ассоциация владельцев гостиниц (SSH) в 1979 г. созда­ла собственную систему сертификации по «звездочному» принципу. Про­цедура присвоения гостинице категории повторяется каждые пять лет.

Гостиницы делятся на шесть категорий - от 0 до 5 звезд: гостиница, комфортабельная гостиница, гостиница среднего класса, гостиница улучшен­ного среднего класса, гостиница первого класса, гостиница класса «люкс».

Требования к гостиницам меняются в зависимости от их класса и ос­новного предназначения: гостиница для отдыха, бизнес-отель, гостиница для транзитных пассажиров, гостиница-санаторий на термальных источ­никах, гостиница без пансиона.

Другие заведения, предоставляющие туристам услуги по размещению, могут быть классифицированы при условии соблюдения ими определен­ных норм как «вспомогательные SSH в деревнях». Они также могут быть включены в Справочник гостиниц, издаваемый SSH, но без указания класс­ности (на долю 2750 заведений, входящих в SSH, приходится 66% всего предложения по средствам размещения и 72% ночевок).

Класс гостиницы не зависит ни от установленных в ней цен, ни от услуг питания, которые не подлежат контролю со стороны SSH, контро­лирующей только состояние противопожарной безопасности.

Сертификация гостиниц на качество услуг носит заявительный харак­тер. Владелец или управляющий гостиницы заполняет анкету, и по количе­ству набранных баллов его гостиница может претендовать на ту или иную категорию. Просьба подается в одну из пяти региональных комиссий SSH, которая рассматривает заявление, направляет по необходимости контрольную группу для инспекции, а затем выносит решение о присвоении категории.

В случае смены владельца или управляющего классность гостиницы должна быть подтверждена заново.

Европейское Сообщество. В соответствии с принятой практикой Директивы ЕС касаются только тех вопросов, решение которых на обще­европейском уровне интересует всех членов Сообщества. К средствам раз­мещения применяются три основные Директивы:

1) Директива от 22 декабря 1986 г. относительно стандартизации ин­формации в существующих гостиницах (государства - члены ЕС долж­ны были внедрить в течение двух лет стандартизованные системы инфор­мации);

2) Директива от 22 декабря 1986 г. о мерах по противопожарной безо­пасности;

3) Директива от 24 июля 1992 г. о защите прав лиц, заключающих контракты на покупку совместной собственности (таймшер).

Подытоживая сказанное, можно отметить, что первая проблема, сто­ящая перед туристскими администрациями, разрабатывающими законо­дательство в области туризма,- это сертификация средств размещения, которая может быть обязательной или добровольной. В первом случае определение классности гостиницы идет параллельно с выдачей офици­ального разрешения на право оказания гостиничных услуг.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!