Серия наблюдений за природой на прогулке (планирование)

Целевые прогулки.

  1. Наблюдение снегопада и рассматривания снежинок.
  2. Участие в опыте по превращению воды в лед и льда в воду.
  3. Поделки из снега различных зверей для игры “Зоопарк”.
  4. Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке.
  5. Сравнительное наблюдение березы и тополя. Срезать ветки этих деревьев и поставить в воду для распускания.
  6. Сравнительное наблюдение дерева и кустарника (назвать признаки сходства и различия в их строении).
  7. Сравнительное наблюдение за деревьями – елью и сосной.
  8. Сравнительное наблюдение распустившихся веток тополя и березы с нераспустившимися.
  9. Окучивание снегом деревьев, кустарников и многолетних растений.
МЕСЯЦ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ЗАДАЧИ
ДЕКАБРЬ Наблюдения за долготой дня.

Отметить в календаре самый короткий день – 22 –декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря по народным приметам, наступают сильные холода. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад “иголочками”. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Зарисовать в дневнике наблюдений за снежинками.

Наблюдения за следами на снегу:

Следы зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учатся определять, свежий снег или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах.

Опыты:

1. Повторить опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

2. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

3. Выявление механизма образования облаков. Побрызгать из пульверизатора на листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю. Объяснить детям, что таким же образом собираются в небе облака.

4. Выявление плавучести предметов.

Цель: Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают.

Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Если вода проникает в предмет, он утонет. Опустить в воду две одинаковые бутылочки с пробками. Одна бутылочка – с плотно закрытой пробкой, она будет плавать. Другая бутылочка не плотно завинчивается пробкой. Дети увидят, что вода попадает внутрь бутылочки, она утонет.

1.С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц.

2.Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца (22 декабря – день солнцеворота).

3. Формировать знания об экологической системе “лес”. Развивать умение выделять экологические цепочки в лесу.

4. Продолжать знакомить детей с человеком

как с биологическим существом (пищеварительная система).

5. Воспитывать интерес к народному календарю.

МЕСЯЦ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ЗАДАЧИ
ЯНВАРЬ Наблюдения за температурой воздуха.

Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Наблюдения за состоянием снега:

Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревья могут сломаться.

Наблюдения за поведением птиц на кормушке:

Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Наблюдения за деревьями.

После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Опыты:

1.Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождения сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одном месте снег глубокий, а в другом его почти нет.

2. “Почему не тонут корабли?”

Цель: подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

Содержание: в емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

1.Совершенствовать навыки поисковой деятельности детей: измерение глубины снега и температуры воздуха, измерение направления ветра. Развивать умение устанавливать связь между направлением ветра и между свойствами снега и состоянием погоды.

2.В наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц. Выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т. д.

3. Расширять кругозор детей за счет обобщения знаний детей о природе севера России. Учить выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания.

4. Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к человеку. Сформировать элементарные

МЕСЯЦ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ЗАДАЧИ
ФЕВРАЛЬ. Наблюдения за продолжительностью светового дня:

Дети замечают заметное прибавление светового дня, для этого продолжается фиксация времени включения и выключения электрического света в дневнике наблюдений.

Наблюдения за осадками:

Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, поземку, метель – в чем сходство и различие (в направлении, силе и равномерности ветра).

Наблюдения за снежным покровом:

Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу, предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы и у клена. Закрепить в представлении детей понятие “наст”, когда он появляется и почему.

Наблюдения за деревьями.

По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья:

дуб (крепкий ствол с шероховатой корой, ветки отходят под прямым углом), береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), липа (нижние ветки прогибаются, как на качелях).

Наблюдения за птицами: В конце месяца дети фиксируют оживление в поведении птиц.

Опыты:

1. Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется.

Содержание: На вечерней прогулке, в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Воспитатель обсуждает с детьми, почему это произошло, подводит детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

2. Цель: Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.

Содержание: Предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов (металл, дерево, пластмасса). Подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опыта зарисовать.

1. В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определять силу ветра и его направление. Сравнивать зимние явления: вьюга, поземка.

2.Закрепить знания детей о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток.

3. Развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представления о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе.

4. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых). О правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Закрепить представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что все нужны друг другу, что вредных животных не бывает.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!