Сенат : создание, деятельность и роль

11 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

К концу XVII в. Боярская дума утрачивает свое значение. А в 1699 г. она перестает существовать как постоянное учреждение. Ее заменила Ближняя Канцелярия, куда входили наиболее приближенные к царю лица. По своему статусу Ближняя канцелярия не что иное как личная канцелярия царя, где по его инициативе могли обсуждаться наиболее важные вопросы. На время многочисленных отлучек из столицы Петр I поручал ведение дел в государстве отдельным лицам, а не какому-то органу.

В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр I издал указ об уч­реждении Правительствующего Сената как чрезвычайного орга­на, управляющего страной во время отсутствия царя. Были назначены и 9 его членов. Таким образом, первоначально Сенат был образован как временный орган, заменивший думские комиссии, назначаемые для управления страной во время отсутствия монарха. Но по возвращении Петра Сенат не был упразднен, а превратился в постоянно действую­щий орган власти.

Чуть позже определились и функции Сената: ведать торговлей, комплектованием армии, сбором налогов, судом, установлена строгая процедура обсуждения вопросов и принятия решений (на основе еди­ногласия). Компетенцию Сената, порядок работы, его статус как выс­шего государственного органа, состоявшего непосредственно при им­ператоре, определил указ 1722 г. «О должности Сената».

Сенат стал органом, который по поручению царя мог решать все вопросы внутренней политики. На него было возложено руководство финансами, мануфактурами, комплектованием армии, строительством, правосудием и т.д. Члены Сената назначались императором. С созда­нием в 1718 г. коллегий их президенты вошли в состав Сената, а также по два «комиссара» от каждой губернии. Во время отсутствия царя Сенат мог (от его имени) издавать законы, в том числе и такие, кото­рые отменяли нормативные акты самого Петра I. Важной функцией Сената был надзор за деятельностью всех государственных учреждений и должностных лиц. Эти функции выполняли фискалы во главе с обер-фискалом. Сведения о нарушениях и злоупотреблениях, добы­тые фискалами, рассматривались в Расправной палате, которая затем докладывала результаты Сенату. Из других должностей, состоявших при Сенате, назовем генерал-рекетмейстера, принимавшего жалобы на неправильные действия коллегий, герольдмейстера, контролировав­шего прохождение дворянами военной службы. Особое место среди должностных лиц при Сенате занимали генерал-прокурор и его помощ­ник - обер-прокурор, должности, учрежденные петровским указом в 1722 г. Генерал-прокурор являлся руководителем Сената и высшим должностным лицом среди других лиц, состоявших при Сенате. В ка­честве исполнительного органа при Сенате действовала его канцеля­рия.

Сенат издавал указы по всем вопросам внешней и внутренней по­литики, являлся судом первой инстанции для высшихдолжностныхлиц и рассматривал дела по апелляции нижних судов, ревизовал деятель­ность губернского начальства, осуществлял контрольные функции. Для исполнения последней при Сенате учреждалась тайная должность рыс­кала, который имел штат подчиненных и должен был «тайно прове­дывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством назна­ченного царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах.

Но после казни уличенного во взятках генерал-фискала Нестеро­ва и полной дискредитации самого института фискалов, окрещенных в народе «антихристами», «плутами» и «свисталами», благополучно скончался и сам институт, так и не искоренив злоупотребления в чи-новничье-бюрократической среде.

Функции полицейского надзора вменялись в обязанность генерал-прокурора. Задуманная как «полиция над администрацией» должность быстро обросла необходимым штатом (обер-прокуроры, прокуроры при коллегиях и надворных судах) и превратилась в недремлющее «око го­сударя».

После Петра I значение Сената начинает падать. Создаются новые высшие государственные органы, которые теснят его. В 1726 г. в прав­ление Екатерины I был создан Верховный тайный совет. Однако в 1730 г. он был ликвидирован Анной Иоанновной за попытку ограни­чить власть императрицы. В 1731 г. был учрежден Кабинет министров, получивший самые широкие полномочия и поставивший под свой кон­троль Сенат, Синод и коллегии. После дворцового переворота Елиза­веты (1741 г.) Кабинет был ликвидирован и Сенат вновь возглавил управление государством. После вступления России в Семилетнюю войну (1756 г.) была учреждена Конференция при высочайшем дворе, сосредоточившая в своих руках руководство сначала вопросами меж­дународной и военной политики, а затем и внутренним управлением государства. При Петре III высшим органом империи стал Император­ский совет. В правление Екатерины II Сенат окончательно превратил­ся в высшую судебную инстанцию государства.

Состав лиц, входивших в эти высшие учреждения, определялся прежде всего близостью к трону и зависел от воли и расположения монарха. Данный тип учреждений, обладавших главным образом со­вещательными функциями, способствовал отбору людей, руководству­ющихся интересами карьеры, а не интересами государства. Это спо­собствовало процветанию режима фаворитизма, использованию ог­ромных ресурсов государства в интересах личного обогащения. По­скольку в результате утверждения абсолютизма и ликвидации ранее существовавших форм социального контроля монарх оказался един­ственным источником власти, принятие политических решений в зна­чительной мере перешло в сферу личных отношений и предпочтений. В этих условиях влияние социальных групп на управление могло осу­ществляться лишь через узкий круг приближенных лиц, которые в ре­зультате приобретают ключевую роль в принятии решений. Это по­зволяет понять функциональную роль фаворитизма как своеобразно­го политического института, а не видеть в нем лишь прихоть того или иного монарха.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!