Семья – ведущий институт социализации

Семья – ведущий институт социализации

 

  1. Проанализируйте определения семьи, имеющие место в социологической и психолого-педагогической литературе.

 

«Семья - главная ячейка общества», - эту фразу нередко можно услышать в обиходе и встретить на страницах прессы. Действительно, семья, в лоне которой человек проводит большую часть своей жизни, играет исключительно важную роль в обществе. Семья существует повсеместно. Нет такого общественного устройства, в котором бы отсутствовала семья и семейно-родственные отношения.

Семья выступает как су­щественный элемент социальной структуры общества, одна из его под­систем, деятельность которой регулируется и направляется господст­вующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную систему общества, представляет собой ценностно-нормативный комп­лекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. Кроме того, каждое общество, проявляя естественную заинте­ресованность в сохранении стабильной и прочной семьи, воспитании подрастающего поколения, осуществляет как формальный, так и неформальный контроль над поведением членов семьи.

Общество в лице государственно-правовых уч­реждений регулирует и контролирует две основные стороны семейной жизни - супружество (взаимные отношения супругов) и родительство (связанное с процессом воспитания детей). Если нарушение норм семейной жизни носят эпизодический характер, не приводят к распаду семьи, отказу от родительства, то подобные отклонения от норма­тивного образца контролируются общественным мнением, посредством неформальных санкций со стороны близких родственников, друзей, товарищей по работе и др. В случае обострения семейных конфликтов, ставящих под угрозу её существование, государственно-правовые органы (суды) могут санкционировать распад семьи, определяя вместе с тем права и обязанности супругов по воспитанию детей, разделу имущества и т.п.

Существует множество дефиниций семьи, выделяю­щих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от про­стейших и поэтому наиболее общих (семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вме­сте) и заканчивая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспро­изводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А.Г.Харчеву.

Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализа­цию семьи: жилище, дом, собственность и экономиче­скую основу семьи - общесемейную деятельность роди­телей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основан­ная на единой общесемейной деятельности общность лю­дей, связанных узами супружества-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемст­венность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

 

  1. Назовите социальные и педагогические проблемы современной семьи.

 

Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено уве­личением числа малообеспеченных семей, миг­рацией семей, в том числе за пределы государ­ства; ухудшающимся состоянием здоровья на­селения, изменением традиционных ролей се­мьи, особенно женщин, ростом количества "не­полных семей".

Фактом сегодняшней жизни ста­ло насилие в семье. Оказались в прошлом разветвленная бесплат­ная система дошкольного, школьного и внешкольного вос­питания, оздоровительный отдых детей. Дети, подростки, юноши, лишенные возможности творческого развития, пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются в плену алкогольных и никотино­вых пристрастий.

Социально-демографические проблемы семьи. Особенности функционирования семьи и семейная структура населения неразрывно связаны с развитием де­мографической ситуации. Во многом они детерминируют­ся особенностями воспроизводства населения в прошлом и существенно влияют на тенденции демографических про­цессов. Анализ материалов переписей населения и демог­рафической статистики позволяет утверждать, что в России эволюция семейной структуры населения характеризуется тремя основными процессами: нуклеаризацией семей, сни­жением рождаемости и числа детей в семьях, ростом разво­дов и увеличением количества неполных семей.

Долгосрочные изменения в возрастно-половой структу­ре населения, в частности постепенное сглаживание поло­вых диспропорций (доля мужчин увеличилась с 44,6% в 1951 году - до 46,7% в 1989 году), увеличение доли населения старше трудоспособного возраста  (с 11,3% в 1959 году - до 19% в 1992 году), сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста (с 28,8% в 1961 году до 24% в 1992 году), а также сниже­ние рождаемости и рост смертности, увеличение числа раз­водов являются угрожающими демографическими факторами, определяющими изменением в численности семей раз­ною типа и состава, и семейной структуре, и региональных ее особенностях.

Негативные моменты в демографическом развитии России объясняют переживаемыми ныне трудностями в социально-экономической сфере. В то же время среди уче­ных продолжаются дискуссии о том, в какой мере нынеш­няя демографическая динамика объясняется глобальными изменениями характера воспроизводства населения, в ка­кой - особенностями нынешней ситуации в России, в какой - структурными сдвигами.

Попытка четкого выявления характера детерминации демографических процессов важна для оценки сегодняшне­го состояния и определения перспектив изменения демог­рафической ситуации, динамики и структуры численности населения, семейного состава.

В последние десятилетия число семей растет быстрее, чем численность населения и людей, проживающих в семь­ях. Это - результат снижения среднего размера семьи. Осо­бенно быстро снижался он в 70-х годах (с 3,54 в 1970 году до 3,27 в 1979 году). В последнее десятилетие явно наметилась стабилизация среднего размера семьи (1995 год - 3,24; 1999 год - 3,23). Доля людей, проживающих в семьях, и лю­дей, проживающих отдельно от семьи, а также одиночек, за по­следние 30 лет изменилась незначительно, причем это из­менение носило волнообразный характер. В 80-е годы на­метилась тенденция к некоторому сокращению числа оди­ночек (с 12,6% в 1979 году до 11,6% в 1989 году), что было связа­но с естественным выбытием значительного числа одино­ких женщин старших возрастов - поколения, в котором из-за войны были низкие показатели брачности и рождае­мости, и соответственно повышенная доля женщин, никог­да не состоявших в браке и не имевших детей.

Определяющее значение для развития семьи имеют ее экономическое положение, социальная защита. По мнению специалистов, универсальным инструмен­том в оценке уровня жизни различных типов семей являет­ся минимальный потребительский бюджет (в % от бюдже­та). Этот бюджет состоит из трех основных частей: мини­мальный набор необходимых продуктов питания - около 35%; обувь, одежда и другие непродовольственные това­ры - около 32%; оплата коммунальных и культурно-быто­вых услуг, налоги, платежи - около 33%.

Основным показателем благосостояния семьи является соотношение среднедушевого дохода ее членов и прожиточ­ного минимума. По оценкам экспертов, в 1991 году среднедушевой доход был ниже прожиточного минимума у 40% на­селения России, а к концу 1998 года в эту группу можно было отнести уже около 86% населения. По официальным дан­ным, 32% семей имели в ноябре 1992 года доходы ниже уров­ня бедности, при этом бедных среди семей с двумя детьми было 47%, среди трехдетных - 72%.

В результате глубокого снижения уровня жизни резко возросли расходы на питание в общих потребительских расходах семей. В многодетных семьях, семьях матерей-одиночек, у некоторых групп пенсионеров этот показатель доходит до 80%. По принятым в мире стандартам, если рас­ходы на питание составляют 50% и более, то это свидетель­ствует о чрезвычайно низком уровне жизни.

Эксперты полагают, что руководители всех звень­ев государственного аппарата, ученые, занимающиеся исс­ледованиями проблем уровня жизни, недооценивают отри­цательные последствия ухудшения питания населения. Не­полноценное питание людей влечет за собой ухудшение здоровья беременных женщин и рост численности рожден­ных детей с весом ниже принятых медицинских норм; увеличение удельного веса новорожденных с ослабленной им­мунной системой; ухудшение всех показателей физическо­го и психического развития и здоровья детей и, как следст­вие, увеличение заболеваемости и смертности детей всех возрастов. Плохое питание сказывается на трудоспособно­сти работающего населения, на состоянии здоровья пожи­лых людей, сокращая продолжительность их жизни, созда­ет серьезную угрозу здоровью подрастающего поколения и чревато серьезными социальными издержками и экономи­ческими потерями.

 

  1. Проанализируйте возможности современной семьи в плане воспитания и развития личности.

 

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претер­певают серьезные трансформации, что во многом связано с ее адаптационными воз­можностями и приспосабливаемостью к новым условиям.

С одной стороны, быстрая ликвидация всеобъемлющего дефицита, постоянного спутника советской экономики, насыщение рынка разнообразньми высококачественны­ми товарами и услугами значительно из­менили потребительскую ситуацию и уменьшили трудности родителей в приоб­ретении важных для социализационного процесса вещей и услуг. Родители могут удовлетворить многообразные потребности ребенка, больше времени уделять обще­нию с ним и другим семейным делам. Снижение уровня занятости женщин и увеличение числа семей с неработающей матерью может благоприятно влиять на воспитательный потенциал семьи с высо­ким уровнем доходов: здесь имеет место добровольный отказ матери от работы, что позволяет ей значительно больше вни­мания уделять детям, уходу за ними и их воспитанию. Такая семья может безболез­ненно отказаться от услуг детских до­школьных учреждений и давать ребенку домашнее образование.

С другой стороны, такими возможностя­ми обладает меньшинство семей. Боль­шинство же испытывает значительные трудности при удовлетворении насущных потребностей, что не может не отражать­ся на характере и направленности воспи­тательного процесса. Если женщина вы­нужденно становится безработной, то сра­зу возникает ряд трудноразрешимых проб­лем: где найти приличный заработок на ограниченном (особенно для женщин) рынке труда, как обеспечить содержание детей и др. Многие семьи вынужденно избирают стратегию физического выжива­ния.

Появление ребенка в семье может стать основной причиной ее перехода в низшие группы по материальной обеспеченности. Уже появление первенца в семье снижает ее жизненный уровень примерно на 30%. В результате семьи с детьми в переход­ный период оказались в наиболее трудных обстоятельствах, не позволяющих обеспе­чивать детям полноценное воспитание и развитие их физического, интеллектуально­го и духовного потенциала. Эти явления, приобретая массовый характер, обусловли­вают дисфункцию семьи как воспитатель­ного института именно в тот момент, ко­гда государство резко сократило инвести­ции в детство, переложив задачи социали­зации главным образом на плечи семьи.

Повышается плата за услуги дошколь­ных учреждений и детских летних лаге­рей, происходит частичная коммерциализа­ция школы и внешних учреждений, на­блюдается резкий скачок цен на детские товары и др. По данным мониторингового обследования, за некоторые виды занятий даже в обычной общеобразовательной школе (дополнительные занятия, факульта­тивы и др.) платят от 10 (Орловская об­ласть, Чувашская Республика) до 60% (Ханты-Мансийский автономный округ) семей с детьми-школьниками. Резко сократилось посеще­ние детьми внешкольных учреждений, в том числе и по причине введения платы за некоторые виды предоставляемых ими услуг.

Многие семьи в силу стесненных жи­лищных условий не в состоянии выделить и оборудовать ребенку специальное место для занятий и игр дома. По данным мо­ниторинга, доля таких семей довольно значительна: 1/4 - в Ханты-Мансийском автономном округе, 1/3 - в Тверской, Московской, Орловской областях, почти половина - в Чувашской Республике и Астраханской области. Следовательно, утрачивается равен­ство стартовых возможностей в обучении и развитии для всех детей.

Многие семьи постоянно испытывают дефицит средств и времени для воспита­ния и развития детей. Растет безнадзор­ность детей, их социализация все в боль­шей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в нефор­мальных группах сверстников. В ряде се­мей это обусловлено дополнительной заня­тостью одного или обоих родителей. По данным мониторингового обследования се­мей в Тверской области, таких родителей было более 15%. По дан­ным исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН), в 30% семей с детьми вынуждены подрабатывать один или оба родителя. Наиболее распространено это в больших городах. Чаще всего дополни­тельные заработки вынуждены искать ро­дители из многодетных, неполных и мо­лодых семей.

В целом в российских условиях сохра­няется широкомасштабностъ социальной депривации - лишения, ограничения либо недостаточности тех или иных усло­вий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценно­го развития и социализации детей.

Жизнь многих детей протекает в непол­ных семьях. Они часто становятся свиде­телями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и про­цессе социализации детей.

Весьма остро стоят проблемы воспитания детей в однодетных семьях, которых в России становится все больше. Братья и сестры нужны ребенку в семье как соучастники его постоянных игр и объекты заботы и внимания, общение с ними в семье делает мироощущение ре­бенка более полным, рождает в нем уве­ренность и защищенность. Кроме того, единственный ребенок в семье — это объективно более трудный субъект воспи­тания. Обычно он позже взрослеет, а в отдельных отношениях, напротив, приобре­тает внешние признаки взрослости слиш­ком рано (интеллектуализм, излишний ра­ционализм, нередко перерастающий в скепсис), поскольку большее количество времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров и т.п.

Большие проблемы в процессе воспитания детей испытывают неполные семьи. По экспертной оценке несовершеннолет­ние правонарушители более чем в 2 раза чаще происходят из неполной, чем из полной семьи. Существенно больше в не­полных семьях педагогически запущенных детей. Дети в неполных семьях в 2 раза чаще, чем в полных, остаются без всяко­го присмотра, т.е. материальные и другие проблемы жизнедеятельности неполной се­мьи нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда по­следствиями. В неполной семье значитель­но чаще возникают конфликты между ма­терью и детьми-подростками. Только 21,7% опрошенных матерей из неполных семей ответили, что у них практически не бывает конфликтов с детьми. Ребенок, воспи­танный в такой семье, обычно недостаточ­но подготовлен к созданию собственной семьи и семейной жизни. Вероятность распада брака у воспитанных в неполных семьях значительно выше, чем у вырос­ших в обычных.

Многодетная семья также имеет проблемы в воспитании детей, прежде всего материального характера. Многодетная семья имеет меньше воз­можностей для удовлетворения потребнос­тей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Монито­ринг социально-экономического потенциала семей показал, что большинство многодет­ных семей живет ниже порога бедности. Так, в IV кв. 1996 г. среди семей с че­тырьмя и более детьми доля находящихся в крайней бедности составляла 82% (для сравнения: среди всех семей — 24,2%, среди семей с двумя детьми — 39,17%, с тремя — 59,8%).

Не менее, а, скорее, более важными в плане семейного воспитания и социализа­ции являются отношения между родите­лями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родитель­ской привязанности. Ребенок в такой се­мье растет пассивным и неуверенным, аг­рессивным и беспокойным. Неудовлетво­ренность отношениями в семье с родите­лями компенсируется отношениями в не­формальной группе сверстников, которая постепенно становится особо значимой для подростка в освоении социальной жизни, он усваивает нормы и ценности такой группы, зачастую асоциального свойства.

Весьма разнообразные причины, вызыва­ющие семейное неблагополучие, взаимо­связаны и взаимозависимы. Можно выде­лить три группы причин неблагополу­чия в семье, негативно воздействующих на ребенка: макросоциального характера, т.е. те кри­зисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный по­тенциал; психолого-педагогического свойства, свя­занные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье: биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в се­мье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Среди объективных социально-экономи­ческих причин, которые непосредственно сказываются на воспитании  детей, наиболее важны следую­щие:

  • падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей;
  • сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня соци­альных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
  • нерешенная жилищная проблема;
  • дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
  • резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих мораль­ных запретов;
  • усиление влияния асоциальных крими­нальных групп в микросреде.

Анализ психолого-педагогических при­чин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. Это нежелательное явление в сфере внутрисемейных отноше­ний имеет свои истоки. В современную эпоху даже в стабильных обществах уве­личивается разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в Рос­сии, где происходят радикальные соци­альные перемены, эти расхождения во взглядах детей и родителей на жизнь еще более углубляются.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  • отсутствие в семье благоприятной эмо­циональной атмосферы;
  • типичные ошибки родителей в воспита­нии детей;
  • особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмо­ционального и доверительного общения родителей (и прежде всего матери) с ре­бенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психиче­ской депривации.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Наиболее типичны из них следующие:

  • неприятие ребенка, его явное или скры­тое эмоциональное отторжение родителями;
  • гиперопека, когда ребенку не дают про­явить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;
  • непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется раз­рывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, ба­бушки, что дезориентирует ребенка;
  • непонимание закономерностей и своеоб­разия личностного развития детей и несо­ответствие требований и ожиданий родите­лей возможностям и потребностям детей;
  • негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточ­ном учете ситуации, в заданности и за­программированности требований, в отсут­ствии альтернатив в решениях, в навязы­вании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в раз­личные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наобо­рот);
  • аффекгивность — избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что со­здает в семье эффект суматохи, хаотично­сти, всеобщего возбуждения;
  • тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и ли­шают родителей жизнерадостности и опти­мизма, заставляют их прибегать к посто­янным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;
  • авторитарность воспитания — стремле­ние подчинить ребенка своей воле; катего­ричность суждений, приказной тон; навя­зывание своего мнения и готовых реше­ний; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей;
  • использование принуждения и репрессив­ных мер, включая физические наказания;
  • постоянный контроль за действиями ре­бенка;
  • гиперсоциальность, когда родители пыта­ются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требова­ния, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

Таким образом, в современных семьях возникает множество проблем в процессе воспитания детей. Эти проблемы вызваны комплексом причин, среди которых выделяются: социально-экономические, демографические и т.д.

 

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!