Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С возникновением семьи на протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было практически единственной формойвоспитания детей в обществе; школ и других воспитательных уч­реждений было мало, и они обслуживали незначительную часть детей, главным образом из привилегированных классов. Сословно-классовый характер общества определял различное содержа­ние и направленность семейного воспитания в разных соци­альных группах.

Главное внимание в системе древнерусского воспитания об­ращено было на житейские правила. Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для освоения этих пра­вил, составляли науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. В древнерусских духовных поучени­ях его педагогическое назначение определялось следующими правилами: он обязан был беречь чистоту телесную и душевную домашних своих, во всем быть их стражем, заботиться о них как о частях своего духовного существа. Труд воспитания дома он де­лил с женой, своею непременною спутницей и советницей.

Когда дети подрастали, родители обучали их «промыслу и ру­коделию», отец сыновей, мать дочерей. В древнерусской пе­дагогике важнейшим средством воспитания являлся живой при­мер, наглядный образец. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, сколько той нравственной атмосферой, кото­рой он дышал.

Новые общественные потребности, вызванные развитием ка­питалистических отношений, усложнение социальных и куль­турных связей общественной жизни, прогресс науки и техники вызвали рост интереса к знаниям, усилили потребность в новом характере и направлении воспитания.

Несмотря на то что семейное воспитание продолжало еще дли­тельное время оставаться господствующей формой, постепенно создаются благоприятные условия для развития общественной системы воспитания детей в специальных педагогических учреж­дениях, в первую очередь в шкоде.

В XVIII в. в России появляются первые воспитательные обще­ства. В XIX в. осуществляются разнообразные социально-педа­гогические проекты творческого, свободного воспитания подра­стающего поколения.

Опыт семейного воспитания являлся той почвой, на которой вырастали первые педагогические теории. Вначале они не выде­ляли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для общепедагогических выводов.

С появлением же общественного воспитания возникла пробле­ма соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по-разному в зависимости от господствовавшего общественного строя, от философских и социально-политиче­ских взглядов того или иного мыслителя или педагога-практика.

Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни» в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отноше­ний к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед об­ществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влияни­ем семейных принципов и всего семейного уклада воспитывают­ся твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к роди­телям и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуще­ствляется индивидуальный подход.

Сущность же единства семейного и школьного воспитания состоит, по мнению А. И. Герцена, в общественной значимости дела воспитания. Ребенок своим появлением на свет возлагает на родителей новые обязанности и выводит их из сферы узколич­ной жизни в сферу общественной деятельности.

Таким образом, следует отметить, что развитие общественного и семейного воспитания шло по трем основным направлениям.

Первое это признание за семейным воспитанием ведущей роли. Именно в семье закладываются основы будущей жизни ре­бенка.

Второе недооценка роли семьи. Обострение внутрисемей­ных противоречий в различные периоды исторического разви­тия, вызванное теми или иными социальными, политическими и культурными условиями, приводит к снижению уровня прести­жа семьи как основы естественного воспитания человека.

И третье общественное и семейное воспитание выполня­ют свое назначение только в единстве. Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг, г

Осознание неразрывной связи воздействия Школы с влияни­ем семьи и среды привело к идее народности и самобытности воспитания, которая в России была разработана в педагогиче­ской системе К. Д. Ушинского.

К. Д. Ушинский понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Самое воспита­ние, учит он, должно приготавливать человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, мо­рально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. Ушинский под­черкивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность че­ловека. По его мнению, поведение является производным и выте­кает из внутренней установки личности. Задача воспитания в се­мье, как отмечает он, пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков.

Революция 1917 г. знаменовала глубокие изменения в харак­тере семьи и школы, в практике их взаимоотношений.

Определенные идеологические и политические цели государ­ственной системы воспитания и образования обусловили утверждение государственно-общественной заботы о детях, что обер­нулось значительным ослаблением семейного воспитания и пре­пятствовало реализации задачи всестороннего развития лично­сти на основе самоопределения и» самореализации.

Начиная от Платона и до наших времен не раз высказывалась мысль, что можно и даже должно воспитывать детей вне семьи, но, как показывает педагогический опыт, эта идея не отвечает реальному положению вещей. Ребенок не может жить без семьи.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важ­ности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребенка. Огромное значение для его будущего развития имеет прежде всего период кормления грудью матери. Здесь проявляется не столько физическая связь, сколько духовное сближение матери и ребенка, все то, что восстает из глу­бины материнской души. Мать должна знать и понимать смысл любви к ближнему, чтобы передать ее основные начала ребенку. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоот­ношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незамени­мое для ребенка.

Важно то, что ребенок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом отношении мало дает нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики воспитательные силы здоро­вой семьи, и напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые основы ее.

Одним из основных итогов развития современной культуры является ослабление правового регулирования в области семьи. Под влиянием духа времени свобода в семье начинает понимать­ся многими как уничтожение ограничений вообще, и вместо сво­боды нередко имеет место хаос. Как следствие такого положения все чаще появляющиеся «многосемейность» мужчины и так на­зываемое «свободное материнство» женщины. Это настолько из­менило внутренний мир семьи, что она все больше приобретает характер, образно выражаясь, «коммунального» жительства. Все чаще это приводит к уходу детей из семьи.

Одна из характерных особенностей современной семьи это ее повышенная конфликтность и, как следствие, возросший уро­вень разводов. Среди наиболее распространенных причин разво­дов называется низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, бездумность в выборе супруга и др. В связи с этим очень важно помочь подра­стающему поколению в развитии необходимых личностных ка­честв для будущей семейной жизни.

Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка составляют те необходи­мые условия, от которых во многом зависит успешная подготов­ка молодежи к семейной жизни.

Одно из главных направлений семейного воспитания вос­питание духовное. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего детства. Детям свойственна необычайная при­родная чистота и открытость, поэтому родители должны стре­миться обогащать внутренний мир детей. Их духовная активность должна проявляться в той же мере, какая присуща всей семье, быть ее отражением. Духовно развитый человек тот, кто не только понимает, но и правильно оценивает и так же действует. Духовное воспитание в семье это общая духовная жизнь со своими роди­телями. Отношение детей к семье, к родителям должно стать не­исчерпаемым источником духовных, жизненных сил.

Путь развития человека бесконечен, и потому воспитание не может дать ничего законченного оно лишь открывает путь и учит идти им. В связи с этим необходимо, чтобы в ребенке посто­янно развивалось стремление идти вперед к совершенству.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!