Семья: характеристика, функции, виды

Семья - основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общности» быта, взаимной моральной от­ветственностью и взаимопомощью (7, с. 95). Под браком понимают санкционируемую и регулируемую обществом исторически обу­словленную форму взаимоотношений между мужчиной и женщи­ной, которая порождает взаимообязательства и ответственность по отношению к детям. Семья это не просто малая (социальная) груп­па, но и общественный институт. По определению социологов ин­ститутом называется совокупность ролей и статусов, предназна­ченная для удовлетворения определенной социальной потребности. Статус - позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Роль - ожидаемое поведение, связанное с опре­деленным статусом. Статус семьи определен в «Семейном кодек­се». Права супругов определяются с условия заключения брака: взаимное согласие лиц, вступающих в брак и достижение ими брачного возраста; не допускается заключение брака между лица­ми, из которых одно уже состоит в браке

Семья является социальным институтом, поскольку у каждого ее члена имеется вполне определенная роль. Традиционно структу­ра ролей отца и матери в семье выглядела следующим образом: мать заботилась об удовлетворении повседневных потребностей всех членов семьи; отец принимал решения, обеспечивая семью средствами существования, осуществляя дисциплинарную власть. Новая структура ролей и власти в семье формируется под влиянием профессионального труда женщин. Роль отца и матери взаимодополняют друг друга: отец обеспечивает семью средствами сущест­вования (мать также принимает участие в создании материальной базы семьи); мать участвует в делах домашнего хозяйства (отец также выполняет эту функцию); оба родителя осуществляют влия­ние на формирование личности ребенка. Между тем, существует специфичность мужской и женской роли. Специфика женской ро­ли состоит в проявлении сердечности, ласки, снисходительности, доброте, создании эмоционального климата в семье, организации общения с более широким кругом родственников, приучении к семейным традициям. Специфика мужской роли проявляется в энергичности, смелости, силе, ответственности за принятие реше­ний, осуществлении наблюдения за соблюдением социальных норм всеми членами семьи, заботе о материальном обеспечении семьи. Семья как институт социализации удовлетворяет эмоцио­нально-психологические потребности личности.

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство насе­ления. Это основная функция (А.Г.Харчев), но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это: воспитательная -социализация молодого поколения; хозяйственно-бытовая - поддержание физического состоя­ния семьи, уход за детьми и престарелыми; экономическая - получение материальных средств одних чле­нов семьи для других, материальная поддержка несовершенно­летних и престарелых;  социальный контроль - ответственность членов семьи за по­ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старше­го поколения за младшее; духовное общение - духовное обогащение каждого члена се­мьи; социально-статусная -предоставление членам семьи опре­деленного социального положения в обществе; досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;  эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии;  гедонистическая функция, которую принято на­зывать функцией здорового секса; социальная функция семьи (функция первичной социализации)

Типы семей в зависимости от количества членов.

Многопоколенная - се­мья, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданно­стью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.

Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреж­дения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась заня­тость женщин в производстве.

Молодая семья — это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21—24 года. Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности. Это семьи студентов, и их проблемами занимается социальный педагог.

Неполная семья — это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследо­ватели выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья — результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке.

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ре­бенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отри­цательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязви­мы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда рожда­ется желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой се­мье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.

Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены.

Из существующего множества типологий семьи (психологи­ческие, педагогические, социологические) задачам деятельно­сти социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех кате­горий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благопо­лучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими фун­кциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой одно­кратной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы, риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как бла­гополучные, например, неполная семья, малообеспеченная се­мья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необ­ходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристика­ми, и в случае необходимости предложить своевременную по­мощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одно­временно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс се­мейного воспитания ребенка протекает с большими трудностя­ми, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи не­обходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образо­вательную, психологическую, посредническую помощь в рам­ках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие проте­кает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в ко­ренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут амо­ральный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодны­ми, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!