Семейное право по Соборному Уложению 1649 г.

11 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Семейные отношения в Русском государстве регулировались цер­ковным законодательством. Для вступления в брак необходимо было достижение брачного воз­раста, согласие вступающих в брак и их родителей. «Стоглав» 1551 г. разрешал жениться с 15 лет, выходить замуж с 12 лет. Помолвка (об­ручение) совершалась в еще более раннем возрасте (сговор родите­лей и составление рядной записи). Расторгнуть рядную запись можно было уплатой неустойки (заряда) или через суд, но по серьезным при­чинам. На практике простые люди рядную запись не составляли и всту­пали в брак в более позднем возрасте. Семья носила патриархальный характер, непременным признаком которого являлось подчинение воле старшего и приниженное положе­ние женщины. Ярче всего патриархальные черты быта проявлялись в период создания новой семьи - при ее возникновении главными дей­ствующими лицами были не молодые люди, которым предстояла со­вместная жизнь, а их родители. Именно они совершали обряд сватов­ства. Родители невесты собирали сведения о репутации жениха (что он не пьяница, не лентяй и т.д.), а родители жениха усердно изучали перечень того, что невеста получит в приданое. Если результат удов­летворял обе стороны, то наступал этап смотрин невесты. 204         Раздел IV. Государство и право России (середина XVI - XVII в.) Смотрины совершались без участия жениха. По его поручению смотрелыдицами выступали мать, сестры, родственницы или те, «кому он, жених, сам верит». Цель смотрин состояла в установлении отсут­ствия умственных и физических недостатков у невесты. Положитель­ный исход смотрин давал основание для определения времени венча­ния и свадебных торжеств. Сроки закреплялись документом, в кото­ром указывалась сумма неустойки, если одна из сторон откажется от условий контракта. Под венец невеста шла закутанной в фату. Только во время сва­дебного пиршества невесту «открывали», и муж мог разглядеть суп­ругу. Иногда случалось, что супруга оказывалась с изъяном: слепой, глухой, умственно неполноценной и т.д. Такое происходило, если во время смотрин показывали не невесту с физическими недостатками, а ее здоровую сестру или даже девушку из другой семьи. Обманутый муж исправить дела уже не мог. Патриарх не удовлетворял челобитной о разводе, так как руководствовался правилом: «Не проведав подлинно, не женися». В таком случае муж мог добиться своего только путем ежедневных истязаний супруги, требуя пострижения в монастырь. Если молодая женщина упорно отказывалась, то ее родители подавали пат­риарху челобитную с жалобой на жестокость супруга. Если жалобу признавали обоснованной, мужа могли отправить в монастырь на по­каяние сроком на полгода или год. Разводдавали лишь после того, как возвратившийся из покаяния супруг продолжал истязать жену. По церковным законам первый брак оформлялся венчанием, вто­рой и третий - благословением. В соответствии с Уложением 1649 г. четвертый брак не порождал юридических последствий. Развод был чрезвычайно затруднен. Хотя в XVII в. начинается процесс смягчения прав мужа в отноше­нии жены и отца в отношении детей, до конца века муж мог отдать жену в услужение и записать в кабалу вместе с собой. Отец имел аналогич­ное нраво в отношении детей. Начиная с XVII в. намечается процесс разделения имущества суп­ругов, детей и родителей. Мужу не разрешалось распоряжаться при­даным жены без ее согласия. Отменяется право отдавать «кредитору с головой до выкупа» вместе с должником его жену. Позже отменяется установленная Соборным Уложением ответственность жены и детей за долги мужа и родителей. Внутрисемейные отношения в этот период регулировались состав­ленным в XVI в. Домостроем, в соответствии с которым муж мог нака­зывать жену, а она должна была быть покорной мужу. «Подобает поучати мужем жен своих с любовью и благоразумным наказанием», - предписывал Домострой. Родителям разрешалось на­казывать детей за непослушание и не давать им воли в юности. Домо­строй устанавливал телесные наказания, но рекомендовал применять их разумно: кто «не слушает и не внимает и не боится и не творит того, как муж или отец или мати учит, ино плетью постегать, по вине смот­ря; а побить не перед людьми, наедине. А про всяку вину по уху ни по ведению не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не пороть, ни каким железным или деревянным не бить; хто с сердца или с кручины бьет, - много причины от того бывает, слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст: и главоболие и зубная боль... А плетью с наказанием бережно бити: и разумно, и больно, и страшно, и здоро­во». Традиционная обязанность детей беспрекословно повиноваться воле родителей в XVII в. приобрела силу закона: Уложение 1649 г. зап­рещало сыну или дочери жаловаться на отца или мать, челобитчики подлежали наказанию кнутом. Уложение устанавливало разную меру наказания за одинаковое преступление, совершенное мужем и женой: за убийство мужа жену казнили, за убийство жены Уложение наказа­ний не предусматривало, и на практике ограничивались покаянием. Если родители, наказывая детей, забивали их до смерти, Уложение назначало наказание в один год тюрьмы и церковное покаяние. В слу­чае убийства родителей детьми полагалась смертная казнь.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Правом наследования по закону обладали сыновья, а при их отсутствии - до­чери. С начала XVII в. дочери стали призываться к наследству и при наличии братьев. После смерти отца им выдавалась часть «на прожи­ток». К наследованию допускались вдовы. С 1642 г. было установле­но, что вдова погибшего на войне помещика получает «на прожиток» до смерти или выхода замуж 20% поместья, умершего в походе - 15%, а умершего на службе (дома) - 10%. Доля вдовы в наследовании дви­жимого имущества составляла 25% наследства. В случае выхода за­муж вдовы или дочерей «прожиточное» поместье давалось в прида­ное. Однако родовые и выслуженные вотчины дочери наследовали толь­ко при отсутствии сыновей. Вдовам земля выдавалась только из высу­женных вотчин, причем в случае выхода вдовы замуж или ее смерти выслуженная вотчина переходила в род мужа.

Из боковых родственников к наследству допускались братья и их нисходящие, а с середины XVII в. и дальние родственники.

Завещание оформлялось письменно. В случае неграмотности за­вещателя допускалось устное завещание. Оно осуществлялось в при­сутствии свидетелей и представителей церковной власти.

Основное внимание уделялось порядку передачи земли по наслед­ству. Родовые и жалованные вотчины подлежали передаче по наслед­ству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель. А завещательные распоряжения распространялись только на куплен­ные вотчины и движимое имущество.

Законодательство, защищая сословные интересы, запрещало за­вещать земли церквям. При отсутствии завещания или законных на­следников имущество поступало теперь не в церковь, а в царский до­мен. Церковь и монастыри получали из казныденьги на «помин души» в размере стоимости вотчины.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!