Семь римских царей

15 Июн 2016 | Автор: | Комментариев нет »

К числу древнейших социальных институтов римской общины при­надлежит институт царской власти. Царская власть в Риме, так же как и в Греции, развилась из родового строя и сохраняла черты патриархаль­ности. Разница состояла в том, что в Риме царская власть держалась доль­ше и была значительно сильнее.

По преданию, первым римским царем был Ромул (Romulus), с кото­рым связаны основание Рима и первые войны с соседними племенами — сабинянами (легенда о похищении сабинянок) — и этрусскими города­ми — Фиденами и Вейями. Ему же приписывают разделение жителей на три трибы (племени) — тициев, рамнов и луцеров. При втором царе, Нуме Помпилии (Numa Pompilius), в Риме появляются ремесленные союзы и жре­ческие коллегии салиев, фециалов и понтификов, при третьем царе, Тулле Гостилии (Tullus Hostilius), Рим ведет успешную войну с городом Альба- Лонгой, при его преемнике Анке Марции (Ancus Martius) на Авентин- ском холме, по преданию, появляются плебеи, начинающие с этого вре­мени играть большую роль в истории римской общины.

В истории Лация и Рима решающую роль сыгра­ло этрусское завоевание, отразившееся также и на царской власти в смысле ее усиления. Согласно пре­данию, в середине VII в. Рим был завоеван царями- лукумонами из города Тарквиний, в течение 150 лет господствовавшими в Риме и Лации. Самый факт ут­верждения Тарквиниев и завоевания надо представ­лять как разбойничий налет вооруженной группы людей, дружины, возглавляемой этрусским кондоть- ери. Для этрусских царей обладание Римом как пе­редаточным пунктом между югом и севером имело большое экономическое и военное значение. Но и для самого Рима включение его в этрусскую федерацию имело не меньшее значение. Собственно, история Римского государства и города Рима в том виде, как ее сохранила литературная традиция, начинается со времени этрусской гегемонии, т. е. со второй поло­вины VII в. При Тарквиниях и произошло превраще­ние римской родовой общины в Римское государ­ство, городского поселка (oppidum) на холмах Па­латине и Квиринале — в город в собственном смыс­ле (urbs).

При этрусской династии Рим ведет энергичную наступательную политику в отношении своих сосе­дей — латинов, сабинян, и этрусков, захватывая одну территорию за другой. При первом Тарквинии (При- ске) Рим, по словам Тита Ливия, распространил свою гегемонию на все города Лация (omne Latium domuit). Часть покоренных латинских городов была разрушена, а их жители проданы в рабство или пе­реселены в Рим.

При Тарквиниях Рим становится одним из глав­ных портов Тирренского моря по сбыту леса, скота, хлеба и рабов, направлявшихся в греческие респуб­лики Южной Италии и Сицилии и в Карфаген. Хо­зяйственная жизнь развивается, увеличивается коли­чество культивируемых хлебных злаков, улучшается сельскохозяйственная техника, растут стада, появля­ются ремесла и расширяется применение рабского труда.

По традиции, уже при Нуме Помпилии в Риме существовали ремесленные союзы (collegia) — кол­легии медников, плотников, сукновалов, литейни- ков, башмачников, горшечников, золотых дел мас­теров, музыкантов и некоторых других видов реме­сел и профессийКаждый девятый день (nundinae) сельские жители приходили в город одновременно на базар, религиозные празднества и общие сходы. Об экономическом развитии Рима и соседних с ним городов Лация в VII—VI вв. свидетельствуют остат­ки оросительных каналов, туннелей (cuniculi), дре­нажей, погребальных склепов, дорог, зданий и пр., высвобожденных из-под земли археологами. Сохра­нившиеся части зданий в Риме, Пренесте, Палест­рин, Серветрии и т. д. говорят о большом количе­стве, величине и художественной ценности постро­ек царского Рима.

К числу монументальных памятников Тарквиние- вой династии принадлежит знаменитая клоака мак­сима (cloaca maxima) (в ее древнейших частях), ог­ромный подземный коридор со сводчатым потолком из трех рядов больших камней, находящийся на глу­бине 47 футов.

При помощи этой клоаки все подпочвенные воды Рима собирались в один канал и отводились в Тибр. Постройка клоаки, стоившая огромных средств, пред­полагает высокий уровень строительной техники, наличие рабского или иной какой-либо формы под­невольного труда. Тому же самому пятому царю Рима, Тарквинию Приску, при котором построена клоака максима, приписывают сооружение форума (Forum), базарной площади (macellum) и цирка (circus maximus), в котором устраивались конные и пешие состязания. Оживление строительной деятельности привлекало в Рим этрусских и греческих мастеров и художников, строивших эти здания. При Тарквинии Гордом на Палатине построен храм Юпитера Ка­питолийского (Jupiter Optimus Maximus).

Найденные при раскопках предметы греческого и восточного производства (вазы, золотые и серебря­ные украшения) указывают на торговые связи Рима с южноиталийской Грецией, Этрурией и Карфагеном. Предметами торговли были хлеб, скот, рыба, пред­меты роскоши и оружие.

К VI в. относится первый торговый договор меж­ду Римом и Карфагеном, текст которого приводит Полибий. Содержание этого первого договора Рима с Карфагеном в передаче Полибия таково: 1) если карфагеняне возьмут какой-либо латинский город, то они могут воспользоваться захваченным добром, но территорию должны отдать римлянам, 2) римляне могут свободно торговать в Сицилии и даже в Афри­ке, но только не в самом Карфагене.

Далее, к концу VI в. римские историки и архео­логи относят появление первого сборника сакраль­ных формул, так называемых «царских законов» (leges regiae), составленного юристом Папирием (ius Papirianum), жившим при Тарквинии Гордом.

Площадь города Рима в конце царского периода равнялась 700 кв. акрам. При Тарквиниях, говорит Цицерон, Рим был не малонаселенным местечком, а местом пребывания наук и искусств (non tennis vivulus, sed abundantissimus omnium doctrinarum atque artium).

Социальное развитие Рима при Тарквиниях совер­шалось в том же направлении, как и в предшествую­щие века, с той только разницей, что социальная дифференциация пошла быстрее и глубже. Расслое­ние римской общины началось еще задолго до Тарк- виниев. По преданию, уже при Ромуле римская об­щина распадалась на три неравные группы — пат­рициев, клиентов и плебеев.

Древнейшая община на Палатине, основавшая «квадратный Рим» (Roma quadrata), из которого впос­ледствии вышел исторический семихолмный Рим, де­лилась на патрициев и клиентов, благородных (patricius — сын знатного отца) и «послушных» (cliens — от глагола cluere — быть послушным, за­висимым). Разделение на патрициев и клиентов про­исходило по мере разложения патриархальной общи­ны, разделения груда, усиления имущественного не­равенства и появления рабов-военнопленных.

Кроме обедневших членов патрицианских родов, клиентами становились вольноотпущенные, т. е. по­лучившие свободу рабы, и целые завоеванные племе­на, отдававшиеся на волю покорившего их рода или государства (clientes — qui sese in fidem patro- ciniumque nostrum dediderunt). Понятие «клиент» близко к понятию бедный, зависимый от своего по­кровителя — патрона (patronus) человек. В таком смысле клиентство сохранялось в течение всей рим­ской истории. Отличие клиентства более позднего времени от клиентства раннего периода заключалось в том, что в царский и в раннереспубликанский пе­риод клиенты принадлежали не отдельному лицу или отдельной семье, а целому роду. Отношения между патроном и клиентом регулировались родовыми обы­чаями, связывавшими как клиента, так и патрона. «Патрон, причинивший обиду клиенту, да будет про­клят» (Patrones, si clienti fraudem fecerit, sacer esto) — гласит одна из XII таблиц. Клиент прожи­вал на территории данного рода, имел земельный участок (pars) и пользовался покровительством рода. Римские археологи пытались даже слово patricii — отцы — связать со словом pars (часть), имея в виду участок, даваемый патроном клиенту. Те назывались «патрициями» потому, что они часть своих земель (agrorum partes) отдавали малоимущим (tenuioribus).

Обязанности клиентов в отношении их патронов вы­ражались общим термином почтение (obsequium), включавшим разные виды помощи и почтения во вре­мя войны и мира. С течением времени богатые патрицианские роды, число которых вообще было невелико, подобно эт­русским лукумонам, обособились в замкнутую во­енно-жреческую аристократию. Патрицианские роды представляли самостоятельные социальные еди­ницы, жившие на территории данного рода (pagus), имевшие родовые святилища и культы (sacra gen- tilicia), родовые кладбища и родовую собственность на землю, орудия труда, рабочую силу и т. д. Обра­ботка земли производилась собственными силами рода с помощью клиентов и рабов.

Положение рабов в царском Риме немногим от­личалось от положения клиентов. Подобно клиенту, раб носил nomen gentilicium, участвовал в домашнем культе (sacrarium), жил под одной крышей со свои­ми господами, членами рода, и вместе с ними погре­бался в одной общей могиле. Число членов родов бывало различно, иногда весьма значительно. Род Фабиев, например, состо­ял из 300 членов, род Потитиев имел 30 семей и т. д. Упомянутый Дионисием Аиний Гердоний, пытав­шийся в 460 г. захватить Капитолий и произвести го­сударственный переворот, имел друзей, рабов и кли­ентов в общей сумме более 4000 человек. Род Клав­диев имел 5000 клиентов. Патрицианские роды делились на патриархальные (большие) семьи (familiae), или дома (domus). Рим­ская фамилия представляла своего рода производст­венный коллектив, в который входили не только чле­ны данной семьи—свободные, но и рабы.

Во главе всего рода стоял родовой старшина — «вождь рода» (princeps или dux generis),—бывший одновременно военным вождем, жрецом и судьей. В важных случаях родовой старшина совещался с со­ветом отцов семей, или с сенатом (senex — старик; senatus—совет старейшин), и собранием всех полно­правных родичей. На крепкой родовой организации, постепенно за­тмившей более старинную организацию по куриям и оттеснившей царскую власть, покоилось могущест­во римского патрициата, в течение нескольких сто­летий стоявшего во главе римской общины.

К двум названным категориям зависимых людей, рабам и клиентам, с течением времени присоедини­лась еще третья категория зависимых людей — пле­беев (plebs, или plebes). Первоначальное ядро плеб­са составляли завоеванные патрициями народности, по преимуществу латины, и добровольные пересе­ленцы (incolae), оседавшие в плодородной долине между холмами Авентином и Велабром. Большая часть плебеев (plebs — масса, народ, от глагола plere—наполнять, заполнять) составляла независи­мую общину, будучи земледельцами, меньшая зани­малась торговлей и ремеслами. Плебеи появились еще в доэтрусский период, но быстрый рост плебса начинается со времени Тарквиниев и находится в свя­зи с осушением болотистых малярийных стран в ок­рестностях Рима, завоеванием новых территорий и переселением жителей завоеванных местностей на территорию Рима.

Согласно преданию, плебейские общины с само­го начала находились в зависимости от патрициан­ской общины, плебеи не имели политических прав и территориально были отделены от патрициев. Пала­тинский и Квиринальский холмы, где жили патриции, возвышаясь, как бы господствовали над равниной, где жили плебеи.

Не имея политических прав в господствующей общине, плебеи в пределах данной общины могли иметь собственность, занимались земледелием, тор­говлей и ремеслами, другими словами, были полно­правны в частно-правовом отношении (ms com- mercii) и неполноправны в государственно-право­вом отношении (ius honorum). Зависимость плебса ~ в отношении патрицианской общины выражалась в несении некоторых обязанностей, самой существен­ной из которых была служба во вспомогательных отрядах. Положение плебеев, относительно снос­ное вначале, ухудшалось по мере расслоения рим­ской общины вследствие недостатка земель и чис­ленного роста населения. Часть плебса утрачивала экономическую самостоятельность, попадая в дол­говую кабалу к богатым патрициям (nexum inibat). И в силу своей экономической маломощности и за­долженности плебеи постепенно опускались до по­ложения клиентов, и слово «плебей» становилось синонимом слову «бедный», «малоимущий» и «бесправный» человек. Римские писатели (Ливии, Дионисий, Цице­рон, Тацит) безоговорочно отождествляют плебеев с клиентами. Самое же разделение римского населения на патрициев и плебе­ев античные историки приписывали мифическому основателю го­рода Рима — Ромулу.

«Ромул, — читаем в «Истории римских древностей» («Архео­логии») Дионисия Галикарнасского, — передал плебеев патрици­ям в качестве заложников (клиентов), предоставив каждому пле­бею право выбирать себе патрона из патрициев. Это дело Ромул украсил благородным названием патроната, что значит заступниче­ство за бедных и простых людей». «Патроцинии появляются с того времени,—говорится в другом источнике,—когда плебс был распределен между патрициями (cum plebs distributa inter patres)». Аналогичные суждения о плебеях и клиентах имеются также и у Цицерона. Вопрос о плебеях принадлежит к числу наиболее сложных и спорных вопросов древнеримской истории. Интересной работой по истории плебса и римского рода является «Происхождение се­мьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. Работы академика Н. Я. Марра решают вопросы ранней римской исто­рии в свете яфетической теории. Теории по вопросу о происхождении плебса изложены в ра­ботах Виндера, Эдуарда Мейера, Оберцинера и др.

Социальное содержание термина «плебс» не оставалось не­изменным. В царский и раннереспубликанский период под пле­беями понимали пеструю массу людей, не входивших в патрициат и не бывших рабами. Во вторую половину Республики понятие «плебс» равносильно понятию свободных мелких землевладельцев и ремесленников, в Поздней империи плебеев отождествляли с крепостными колонами и вообще с низшими слоями города и де­ревни.

Изменялось также и содержание слова «патриций». Борьба па­трициев с плебеями составляет движущую силу римской истории раннего периода. В центре этого столкновения стояла борьба за землю и неотделимая от нее борьба за политические права, за включение плебеев в патрицианскую общину. Уравнение плебеев с патрициями в государственно-правовом отношении совершалось по мере социально-экономического роста римской общины, уча­щения военных походов, расширения рабства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!