Санитарно-гигиенические методы социальной работы

14 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Медико-социальная помощь клиентам учреждений социально­го обслуживания населения направлена на профилактику, лече­ние имеющихся у них заболеваний и уход, на поддержание актив­ного образа жизни. Она также включает в себя социальную защиту в случае болезни, первичную медицинскую помощь, лечение хро­нических заболеваний по назначению врачей; социально-гигиени­ческую помощь, которую оказывают врачи-специалисты закреп­ленных лечебно-профилактических учреждений органов здраво­охранения, медицинские сестры учреждений социального обслуживания населения, специалисты по социальной работе, соци­альные работники.

Для клиентов учреждений социального обслуживания населе­ния организуются следующие медико-социальные мероприятия: оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительская работа, медико-социальный патронаж семей клиентов.

Специалист по социальной работе стремится создать условия, улучшающие состояние здоровья клиента. Исследование влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и разработка практических мероприятий являются основными направлениями социальной гигиены как науки. Санитарно-гигиенические исследо­вания проводят с целью изучения факторов окружающей среды и оценки их влияния на здоровье человека. Эту работу осуществля­ют: Международный комитет по изучению факторов окружающей среды, Международная федерация по гигиене, профилактической социальной медицине, Международная медицинская ассоциация по изучению жизненных условий и состояния здоровья. В структу­ру санитарно-гигиенических исследований входят санитарно-опи-сательные методы, которые может использовать в своей деятель­ности специалист по" социальной работе. Санитарно-описательные методы формируют общее представление о жилищно-бытовых усло­виях клиента, о навыках личной гигиены членов его семьи, о выпол­нении родителями гигиенических нормативов, связанных с охра­ной и укреплением здоровья детей и подростков.

Санитарно-описательные методы применяются во время меди­ко-социального патронажа семьи, который организуется специали­стом по социальной работе и медицинским работником и облегчает обслуживание клиента на дому. Специалисты проводят диагности­ку, медицинскую и социальную реабилитацию, лечение, направля­ют при необходимости на медико-социальную экспертизу и т.д.

При социальном обслуживании клиента на дому медицинский работник организует соответствующий уход, выполнение проце­дур патронажной сестрой и сестрой физиотерапевтического отде­ления. Особенно большое внимание уделяется клиентам с сердеч­но-сосудистыми заболеваниями, сосудистыми поражениями го­ловного мозга, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритами.

Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных нормативов.

  1. Жилая квартира должна соответствовать гигиеническим и со­циально-бытовым потребностям семьи клиента, иметь необходи­мый набор помещений, размеры которых отвечают гигиеническим нормам. Минимальной нормой жилой площади на одного челове­ка считается 9 м2. Такая площадь при высоте помещений 2,5 - 3,2 м обеспечивает необходимый объем воздуха в квартире, предоставляет возможность разместить мебель и предметы быта. Неудовлет­ворительными жилищными условиями являются отдельная квар­тира или собственный дом, жилая площадь которых менее 6 м2 на одного человека без гигиенических удобств, а также общежитие. Перенаселенность квартиры приводит к возникновению инфек­ционных заболеваний, изменению состава и физического состоя­ния воздуха. Загрязненный воздух влияет на центральную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на физиологические функции всего организма и вызывает головную боль, плохой аппе­тит, быструю утомляемость.
  2. Квартира должна иметь санитарно-техническое оборудование, хорошее освещение и соответствующий гигиеническим требова­ниям микроклимат. В сырых и холодных помещениях развиваются острые респираторные и другие заболевания.

В жилой квартире должны быть созданы условия для звукоизо­ляции. Излишний шум в помещении вызывает плохое самочув­ствие, раздражительность. В качестве примера можно привести сле­дующую ситуацию. В однокомнатной благоустроенной квартире про­живала семья, состоящая из отца, матери, новорожденного сына и семилетней дочери, имеющей нарушения слуха. Девочка училась в первом классе. Восприятие ребенком устной речи и улучшение ее разговорной речи обеспечивал слуховой аппарат. Специалист по социальной работе в ходе патронажа отметил, что плач ново­рожденного брата влияет на нервную систему девочки. Семье было оказано содействие в улучшении жилищно-бытовых условий.

  1. 3. б квартире должны быть созданы условия жизни, отвечающие возрастным особенностям человека, способствующие восстановле­нию творческих сил, укреплению здоровья. В связи с тем что соци­альная работа в большой степени ориентирована на предоставле­ние медико-социальных услуг несовершеннолетним и гражданам пожилого возраста, необходимо знать рекомендации по оборудо­ванию комнаты, исходя из возрастных особенностей клиентов.

Пожилой человек должен иметь хорошо организованные быто­вые условия, ему необходимо выделить отдельную комнату или просторную светлую часть помещения. Не следует создавать вокруг пожилого человека пустоту, влекущую за собой чувство одиноче­ства. Мебель необходимо расставить так, чтобы середина комнаты была свободной. Возле кровати на расстоянии вытянутой руки не­обходимо поставить столик или тумбочку с предметами первой необходимости. Желательно, чтобы здесь же стоял телефон, кото­рый избавляет пожилого человека от беспокойства и неуверенно­сти. Необходимо поддерживать в норме температуру и влажность воздуха. Комфортный уровень температуры в комнате +22 "С. Не следует оставлять пожилого человека в жаркой, плохо проветрен­ной комнате. Зимой температура в помещении должна быть не ниже + 18...+20°С.

Рекомендации по улучшению санитарно-гигиенических усло­вий быта необходимы также семьям, воспитывающим детей. Во время медико-социального патронажа специалист по социальной работе наблюдает за ребенком в домашних условиях, изучает быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, осо­бенностями семейного воспитания, узнает о самочувствии ребенка (сон, периодичность посещения дошкольного учреждения или об­щеобразовательной школы), обращает внимание на самочувствие матери (эмоциональное состояние, особенности общения) в мо­мент проведения медико-социального патронажа. Во время посеще­ния семьи он отмечает выполнение родителями гигиенических норм, касающихся спального места ребенка, места для отдыха и при­готовления уроков. В случае если данные требования не выполня­ются, специалист по социальной работе и медицинский работник в ненавязчивой форме дают родителям советы-рекомендации, орга­низуют режим сна и бодрствования, адекватный возрастным осо­бенностям ребенка. Важно объективно определять общее состоя­ние ребенка, а также состояние его кожи, в том числе внешние признаки ушибов: гематомы, порезы и т.д. Необходимо наблюдать за тем, как родители относятся к состоянию одежды ребенка, а также выяснить, какими навыками самообслуживания он обладает.

Если ребенок не обучен навыкам самообслуживания, соответ­ствующим его возрасту, родители получают неоценимые рекомен­дации-советы, посещают обучающие занятия-тренинги по освое­нию приемов и методов, содействующих социально-бытовой адап­тации ребенка. Медико-социальный патронаж - одна из форм со­циальной работы реабилитационного центра для детей с ограни­ченными возможностями, а также социально-оздоровительных центров для пожилых людей и инвалидов.

В учреждениях социального обслуживания населения проводит­ся санитарно-просветительская работа, она включает в себя: фор­мирование гигиенических навыков, распространение знаний о правильном, здоровом режиме труда, отдыха, питания, основан­ных на данных современной медицинской науки, ознакомление клиентов с причинами возникновения болезней и методами их профилактики. Формы санитарно-просветительской работы: ин­дивидуальная беседа, устный журнал, специализированное кон­сультирование, инструктаж.

Индивидуальная беседа проводится во время посещения кли­ента на дому, в стационарном учреждении социального обслужи­вания населения (ежедневный обход клиентов), на медико-соци­альном патронаже семьи. Она должна учитывать психологические особенности клиента, иметь психотерапевтический характер, если клиент нездоров, и в то же время успокаивать его, внушая веру в благоприятный исход болезни. Практические рекомендации спо­собствуют улучшению состояния здоровья клиента.

Важной формой санитарно-просветительской работы в ста­ционарном учреждении социального обслуживания населения либо в группах дневного пребывания для граждан пожилого воз­раста и в группах детей и подростков является устный журнал. Он может проводиться, например, в форме интервью, которое по­зволяет рассматривать обсуждаемую проблему на основании раз­личных профессиональных подходов. В интервью принимают уча­стие люди, соответствующие возрастным особенностям аудито­рии: врачи-геронтологи, педагоги, ровесники клиентов и т.д. Во время интервью используются наглядные средства: фрагменты видеофильмов, фотографии, иллюстрирующие информацию о гигиенической подготовке.

Специализированное консультирование проводится индивиду­ально по заранее подготовленным вопросам. Медицинский работ­ник предлагает каждому клиенту конкретные практические реко­мендации. В процессе подготовки к консультированию клиенты могут заранее передать свой вопрос в письменной форме. Меди­цинский работник готовит точные, подробные, реальные реко­мендации с учетом социально-экономического положения кли­ента. Инструктаж проводится для клиентов, а также родителей де­тей и подростков, у которых заканчивается реабилитационная программа в условиях учреждения социального обслуживания на­селения. Инструкции представляют собой собеседование по вы­полнению клиентом определенных санитарно-гигиенических тре­бований.

Согласно инструкциям об организации медицинского обслу­живания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических ме­роприятий в обязанности медицинского персонала входит вы­полнение ряда санитарно-гигиенических процедур. Врач организу­ет выполнение санитарных правил и санитарно-гигиенических мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу с проживающими и персоналом. Старшая медсестра организует ра­боту среднего и младшего медицинского персонала по обеспече­нию должного санитарного состояния помещений, содержанию клиентов в надлежащей чистоте, соблюдению гигиены. Дежурная медицинская сестра совершает ежедневный обход клиентов, несет ответственность за санитарное состояние помещений, в отделе­нии для больных с постельным режимом проводит необходимый по назначению врача туалет кожи для профилактики пролежней, контролирует выполнение санитарками гигиенического туалета больных. Санитарка под руководством медицинской сестры обслу­живает клиентов и ухаживает за ними, несет ответственность за их, внешний вид, помогает больным при приеме пищи, умывании, передвижении.

Таким образом, медико-социальная помощь клиентам учреж­дений социального обслуживания населения направлена на профилактику, лечение имеющихся у них заболеваний и уход, под­держание их активного образа жизни и социальную защиту в слу­чае болезни.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!