Самостоятельная работа по анатомии

Задание №4.

Реферат

«Влияние вредных привычек родителей (употребление алкоголя, наркооиков, психотропных веществ, курение, бесконтрольное применение лекарственных препаратов) на развитие ребенка в пренатальный период»

Введение

Как пища и кислород попадают к ребенку через плаценту, так к нему могут проникать в другие вещества из организма матери. В развитии плода выделяют так называемые критические периоды, в которые плод особенно чувствителен к воздействию различных вредных факторов.

 

Критические периоды внутриутробной жизни плода

 

Период Стадия внутриутробного развития Результат отрицательного

воздействия на плод

7-14 дней Имплантация Гибель зародыша
3-12 недель Закладка всех органов и тканей плода Грубые пороки развития, в большинстве случаев несовместимые с жизнью
7-8 недель Формирование плаценты Пороки развития плаценты, нарушения питания и кровообращения плода
18-24 недели Формирование функций органов и систем органов Расстройство функций уже сформировавшихся органов. Развитие заболеваний, свойственных взрослому человеку.

 

Результаты повреждения, возникающие в первые 12 недель беременности и наблюдаемые у ребенка при рождении, обозначаются в медицине как эмбриопатия. Формирование вида порока развития зависит, преимущественно, от времени, в течение которого вредный агент начал действовать на плод, и от длительности этого воздействия.

Наиболее часто эмбриопатии проявляются в виде врожденных пороков, которые выражаются в грубых отклонениях развития эмбриона, ведущих к гибели зародыша и самопроизвольному аборту, или менее тяжелых нарушений формообразования – пороков развития. Доказано токсическое воздействие на развитие плода вирусов краснухи, гепатита, кори, паротита, алкоголя, наркотиков, лекарственных средств, ионизирующего излучения, паров бензина. Недоразвитие, т.е. остановка на какой либо стадии эмбрионального развития, приводит к разнообразным «уродствам» внутренних органов и к нарушению их функции.

Будущая мама должна отказаться от курения и регулярного употребления алкоголя. Доказано, что хроническое отравление организма в процессе табакокурения и приема алкоголя способствует развитию хромосомных мутаций, что приводит к возникновению аномалий развития у плода, увеличивает риск наследственных и онкологических заболеваний у будущего ребенка.

Рассмотрим, как влияют  вредные привычки родителей на развитие ребенка в пренатальный период.

1. Влияние алкоголя на плод

Как известно, женщины осваивают прошлые мужские достижения неуклонно и повсеместно, даже если слово «достижение» и приходится порой брать в кавычки. Рост, спортивные рекорды, интеллект... и болезни. Например, заболеваемость раком легких вследствие курения — болезнью недавно преимущественно «мужской» — в последние десятилетия увеличилась среди женщин более чем на 30%. То же можно сказать и об алкоголе. В употреблении спиртных напитков женщины догоняют мужчин, а в некоторых регионах пьют наравне с ними.

Пьющие женщины, как правило, не отдают себе отчета в том что с ними происходит. Подавляющее большинство из них считают, что употреблять алкогольные напитки не только безвредно, но и подчас полезно при простуде, для снятия нервного напряжения, повышения аппетита. Но обратимся к статистике.

По данным известного отечественного исследователя С.3. Пащенкова, 85,3% женщин, больных алкоголизмом, имеют различные хронические болезни. У женщин, злоупотребляющих алкоголем, в 2,5 раза чаще, чем у непьющих, отмечаются патологические изменения половых органов. Менструации у них прекращаются раньше — порой к 36-38 годам. У этих женщин уменьшены размеры матки, просвет маточных труб, нарушено формирование яйцеклеток, что бесспорно сказывается на их детородной функции.

Как правило, печальна судьба детей, родившихся у женщин, употреблявших алкоголь во время беременности. Эти дети появляются на свет с тяжелыми нарушениями здоровья, настолько типичными, что для их определения был введен специальный термин — алкогольный синдром плода. Задержка роста, низкая масса тела при рождении, характерное строение лица: косоглазие, укорочение длины глазных щелей, птоз – опущение верхнего века из-за паралича мышц, удлинение лица, низкий лоб, недоразвитый подбородок, расщелины верхней губы («заячья губа») и нёба («волчья пасть»), маленький, седловидного типа нос, уплощение затылка, маленькая голова, аномалии формы грудной клетки, укорочение стоп, неполное разгибание рук в локтевых суставах, аномалии расположения пальцев, недоразвитие тазобедренных суставов, пороки сердца (около половины детей), генитально-анальные нарушения – вот неполный перечень признаков алкогольного синдрома плода.

В дальнейшем дети очень сильно отстают в физическом и психическом развитии, нередко страдают эпилептическими припадками. На развитии плода сильнее сказывается алкоголизм матери, чем отца. Так, по данным В. Г. Лунина, 16% детей отстают в формировании статических и двигательных функций при алкоголизме отца и 30% –   при алкоголизме матери, в развитии «фразовой» речи –  14 и 32%, соответственно.

При алкоголизме происходит поражение жизненно важных органов и систем женского организма –   прежде всего печени, сердца, нервной системы. Эти изменения сами по себе неблагоприятно влияют на плод. Проникая к нему с кровью, алкоголь воздействует на плаценту, которая перестает выполнять свои функции в нужном объеме: хуже пропускает вещества, необходимые для питания ребенка, и продукты его обмена. При этом печень женщины способна обезвредить ограниченное количество этилового спирта. Если выпито много алкоголя, печень не успевает расщепить его до углекислого газа и воды –   процесс останавливается на промежуточном продукте –   ацетальдегиде. Токсические свойства этого соединения выражены много сильнее, чем у самого этанола. В крови алкоголиков накапливается именно ацетальдегид, он и обусловливает запах перегара. Для превращения алкоголя в организме нужны ферменты. Однако такая ферментная система у плода еще не сформирована полностью и не может достаточно быстро обезвредить алкоголь и ацетальдегид. Кроме того, проницаемость плаценты для алкоголя и ацетальдегида в обратном направлении снижена. Поэтому даже небольшие количества этанола и ацетальдегида, попавшие в плод, длительно циркулируют в нем, производя страшные разрушения.

В первые три месяца беременности развиваются эмбриопатии. В результате ребенок появляется на свет с уродствами. В более поздние сроки возникают фетонатии. Только у трети пьющих женщин рождаются внешне благополучные дети. Однако с течением времени у них, как правило, возникают различные нарушения в развитии.

Бывает и так, что у матери, больной алкоголизмом, ребенок рождается в состоянии алкогольной абстиненции, то есть похмелья. Ему можно вводить одну дозу седуксена за другой –   он будет кричать. Старые врачи в подобных случаях давали ребенку несколько капель разведенного спирта, которые он выпивал с жадностью, и лишь тогда успокаивался. Другими словами, эти дети рождаются алкоголиками. Болезнь они приобретают внутриутробно. В будущем велика вероятность того, что после первой же рюмки у них возникнет непреодолимое влечение к алкоголю.

Могут возразить: все, о чем здесь говорится, касается неумеренного употребления алкоголя. Во время беременности употреблять спиртные напитки нельзя. По научным данным, если в крови присутствует алкоголь, резко повышается чувствительность генетического материала, находящегося в хромосомах половых клеток, к воздействию внешних факторов, которые в обычных условиях не изменяют наследственность. Под влиянием алкоголя в хромосомах половых клеток происходят изменения. Таким образом, повреждающее действие алкоголя наблюдается уже на стадии образования половых клеток, и ребенок в таком случае родится с серьезными дефектами, даже если родители в момент зачатия были трезвыми.

Еще хуже дело обстоит при так называемом пьяном зачатии. Е.С.Сыворцева приводит данные швейцарских исследователей начала века. Ими были обследованы 8196 детей-идиотов, содержавшихся в специальных приютах. Все они были зачаты во время маслениц, карнавалов, свадеб пьяными родителями. «Дети пьяной субботы», «дети карнавала», «дети легкого ужина» –   так называют во Франции этих несчастных. Современные исследования показывают, что у детей, зачатых пьяными родителями, в 5 раз чаще наблюдаются психические и нервные расстройства. Недаром на Руси молодым на свадьбе подавали только квас. Более того, употребление женщиной алкоголя всегда порицалось обществом, поскольку наносило потомству физический и нравственный ущерб. Например, в Древней Индии, если в пьянстве уличали женщину, принадлежавшую к высшему сословию, на лбу у нее выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дома, и никто не смел дать ей приют. Ради своего будущего ребенка женщины, планирующие его рождение, и беременные должны полностью исключить алкоголь из употребления.

2. Влияние курения матери на плод

О вреде курения табака для здоровья написано много. Мы остановимся здесь только на том, как курение влияет на генеративную функцию женщины, в частности на течение беременности и здоровье ее будущего ребенка.

Если у мужчин курение затрудняет зачатие из-за уменьшения количества сперматозоидов и их подвижности, снижения выработки половых гормонов, ослабления потенции, то у курящих женщин наряду с уменьшением способности к зачатию и нарушениями менструального цикла формируются такие изменения деятельности органов и систем, которые имеют непосредственное отношение к здоровью потомства. Как известно, курильщики «со стажем» обязательно страдают болезнями органов дыхания. Хронический бронхит, эмфизема легких, бронхиальная астма — традиционные спутники многолетнего курения табака. Такие заболевания у беременной женщины сами по себе становятся причиной кислородного голодания ребенка во время его внутриутробного развития. Однако у женщин, которые недавно приобрели эту вредную привычку и продолжают курить во время беременности, ее течение редко бывает благополучным. При курении в организм в избытке попадают вещества, подавляющие иммунную систему. Поэтому курящие часто болеют. А это небезразлично для плода. Никотин угнетает синтез гормонов –   прогестерона и пролактина, что пагубно влияет на ребенка.

При выкуривании 10-20 сигарет в день может произойти разрыв плаценты и начаться кровотечение. В плаценте обнаруживаются участки омертвения тканей, уменьшается количество кровеносных сосудов. Под влиянием никотина происходит спазм сосудов матки. Окись углерода, содержащаяся в табачном дыме, образует прочное соединение с гемоглобином –   карбоксигемоглобин, не способный переносить кислород к тканям. Все вместе это приводит к нарушению кровообращения в плаценте, а значит, к внутриутробной гипоксии и гипотрофии.

Поэтому неудивительно, что у детей, родившихся у курящих женщин, масса тела на 200-300 г ниже нормы. Расстройства обмена веществ, обязательные при внутриутробной гипоксии, сопровождаются нарушениями вегетативной нервной системы: дети все время кричат, плохо спят, неохотно берут грудь. Кислородное голодание во время внутриутробной жизни во многом определяет судьбу этих детей: они отстают в умственном и физическом развитии, у них долго сохраняются расстройства вегетативной нервной системы и гормональный дисбаланс, они сильно подвержены бактериальным и вирусным инфекциям, болезням бронхов и легких. Все это находит отражение в данных статистики: даже при умеренном курении матерей (до 9 сигарет в день) смертность новорожденных увеличивается более чем на 20%, в 2 раза больше рождается детей с аномалиями развития. Если беременная выкуривает более 10 сигарет в день, эти показатели становятся еще выше –   на 26% и в 3 раза. Если вы курите, но хотите иметь ребенка, от курения необходимо отказаться, и заблаговременно –   до наступления беременности. Сначала вы должны выздороветь.

3. Наркомания и беременность

Длительное употребление наркотиков вызывает разнообразные изменения в физическом и психическом здоровье людей. Наркоманы обычно страдают расстройствами пищеварения, и у них поражена печень, нарушена деятельность сердечно-сосудистой системы, и прежде всего сердца. Быстро снижается выработка половых гормонов, Способность к зачатию. И хотя половое влечение при наркомании быстро угасает, около 25% наркоманов имеют детей. И эти дети, как правило, отягощены тяжелыми недугами. Некоторые наркотические вещества, в основном вызывающие галлюцинации (ЛСД), могут пагубно действовать уже на стадии образования гамет, приводя к разрывам хромосом. Хромосомные аномалии всегда обусловливают неблагоприятные последствия для потомства. Большинство зародышей с подобными нарушениями погибают и абортируются.

Но у живых формируются пороки развития –   уродства. Токсическое действие наркотиков на плод может быть непосредственным (через повреждение его клеточных структур) и косвенным (через нарушение образования гормонов, изменение слизистой оболочки матки). Наркотические вещества обладают малой молекулярной массой и легко проникают через плаценту. Из-за незрелости ферментных систем печени плода наркотики медленно обезвреживаются и долго циркулируют в его организме.

Если отравление наркотиками в первые 3 месяца беременности приводит к разнообразным аномалиям скелетно-мышечной системы, почек, сердца и других органов ребенка, то в более поздние сроки наблюдается задержка роста плода. У 30-50% матерей-наркоманок младенцы имеют низкую массу тела.

У плода, при употреблении наркотиков матерью, может сформироваться физическая зависимость от наркотических веществ. В этом случае ребенок рождается с синдромом абстиненции, который возникает из-за прекращения регулярного поступления наркотиков в его организм после рождения. Ребенок возбужден, пронзительно кричит, часто зевает, чихает. У него повышена температура, изменен по сравнению с нормой мышечный тонус.

Из-за длительной внутриутробной гипоксии дети у матерей-наркоманок рождаются с нарушениями дыхания, расстройствами деятельности центральной нервной системы, разнообразными пороками развития.

4. Влияние лекарств на плод

В 60-х годах XX столетия произошла трагедия, связанная с двумя снотворными препаратами — талидамидом и кантерганом, которые широко рекламировались в США и ФРГ. Эти препараты принимали и беременные женщины, что привело к рождению детей без рук и ног или с дефектами конечностей.

Оказалось, что плацента беспрепятственно пропускает такие лекарственные вещества, как сульфаниламиды, антибиотики, барбитураты, атропин, папаверин, аминазин, кофеин и многие другие соединения. В тканях и жидкостях плода может создаваться избыточная концентрация этих препаратов. Если в печени женщины лекарства обезвреживаются и выводятся из организма, то в печени плода из-за незрелости его ферментных систем этого не происходит. Лекарства долго остаются в теле ребенка, неблагоприятно действуя на его здоровье.

Например, тетрациклин, стрептомицин, кортизон, снотворные, антикоагулянты, противоопухолевые и противорвотные препараты могут вызывать уродства у детей. Так же иногда действует ацетилсалициловая кислота и ее производные, особенно если эти препараты применялись на ранних стадиях беременности.

Есть сведения о возможности возникновения врожденных дефектов слуха при лечении матери во время беременности антибиотиками и сульфамидными препаратами. Так, установлено, что стрептомицин способен вызывать дегенеративные изменения в органе слуха плода. Поэтому лучше вылечиться до беременности или, по крайней мере, добиться стойкой компенсации патологического процесса. Беременность нужно планировать так, чтобы полностью подготовиться к этому ответственному шагу. Но если во время беременности лечиться все же приходится, то делать это нужно только под контролем и по назначению врача.

 

Задание 14.  Составить таблицу «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

 

Таблица 1

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Показатели сенсорного развития Возраст
4 года 5 лет 6 лет 7 лет
Восприятие цвета Ребенок знает 6 основных цветов, может подобрать предметы по цвету и оттенку Различает дополнительные цвета: оранжевый, голубой, фиоле-

товый, черный и белый

Закрепление эталонных наиме-

нований цветов спектра

Узнает цвета спектра незави-

симо от их разновидностей

Может назвать цвет по наиме-

нованию предмета (как огурец,

трава)

Различает   оттенки     основных

цветов Закрепление   дополнительных

эталонов цвета:   бордовый, серый, сиреневый, коричневый, ро-

зовый, салатный

Творчески   использует   цвет     в рисовании, аппликации, конструировании

 

Использует цвет для выражения своих настроений и отношения к изображаемым объектам
Восприятие формы Различает по образцу геомет-

рические     формы:     квадрат,

круг, треугольник, прямоугольник, овал.

Узнает знакомые предметы по

Форме.

Группирует предметы по образцу.

Сравнивает, прикладывая или

накладывая друг на друга.

Ощупывает рукой и пальцами

Узнает геомет-рические формы

в изображениях,   независимо

от разновидностей.

Закрепление     наименования

эталонов геометрических форм.

Различает объемные геометрические фигуры: кубик, пирамиду, шар, конус, цилиндр, брусок.

Конструирует     из       плоских

объемных фигур по образцу

Закрепление эталонных наиме-

нований   объемных     геометри-

ческих фигур

Конструирует с учетом особен-

ностей объемных фигур

 

Различает   формы     деталей   в

сложных объектах

Узнает сложные фигуры и сим-

волы

Срисовывает формы

 

Восприятие величины

 

Различает большие и малень-

кие предметы

Группирует предметы по образцу

Сравнивает прикладыванием и

наложением

Расставляет от трех до пяти

предметов по величине.

Знакомится в эталонными наи-

менованиями: самый большой,

большой, средний, маленький,

самый маленький

Знакомится с понятиями вы-

соты и длины

Знакомится с понятиями.

Применяет все разновидности

величины   в     конструировании

и рисовании, аппликации, лепке

 

Измеряет разным способом: от-

резками, другими предметами,

сравнивает «на глаз»

Восприятие пространства Практически   осваивает   близ-

кое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действий

Различает далекие и близкие

расстояния

Различает направление: вверху, внизу, спереди, сзади

Различает   пространственные

представления:   здесь,     там,

глубоко, мелко

Знакомится   с     наименования-

ми   таких     пространственных

категорий, как расстояние (далеко, близко, в другом городе),

направление, глубина (мелкий,

глубокий)

Различает   пространственные

направления относительно себя

и других людей (справа, слева),

 

Различает   стороны света (юг, север, восток, запад).

Знакомится с условными знаками, обозначающими направление движения и пространства

Восприятие времени Различает время суток   (день,

ночь)

Различает время суток (вечер,

утро)

Различает времена года (зима.

лето)

Различает времена года (весна,

осень)

Различает единицы измерения

времени (часы, минуты, секун­ды)

Различает   течение     времени

(быстро, долго,   часто, редко,

вчера, сегодня, завтра)

Восприятие движений Различает простые движения,

может их повторить вслед за

взрослым:   поднять   руки,   помахать руками, присесть,   на-

клонить голову

Различает движения туловища,

рук, ног, головы, может повторить по образцу показа, а затем по рисунку

Знакомится с наименованиями

движений тела (идет, бежит)

и, конечно, всех основных движений и поз (сидит, лежит,

присел)

Различает движения, показанные   на   рисунках     и   схемах,

может их повторить

 

Знакомится   со     словесными

командами движений и может

их   выполнить     с   опорой   на

рисунок

Восприятие особых свойств Различает темпе-ратуру (горячо, холодно). Повер-хность (колючий, пушистый)

Плотность (твердый, мягкий)

Вкус (кислый, сладкий)

Запах   (приятный,   неприятный)

Звуки (знакомых предметов и

голоса животных)

Различает         разновидности

свойств предметов

Знакомится с наименованиями

новых для него свойств (теплый, острый, тяжелый, легкий, соленый, горький)

Осваивает способы     опреде-ления свойств предметов   (тем-

пературы,   вкуса,     тяжести,

качества поверхности, запаха).

Различает свойства предметов

по их внешнему виду на основе полученного опыта

 

Обследует предметы, используя

все органы чувств

Восприятие целостного предмета Узнает знакомые предметы по

одному   свойству     или   части

предмета

Различает в предмете его ча-

сти, соотношение частей.

Комбинирует детали, создавая

целостные   образы   предметов

по образцу.

Узнает предмет по его словес-

ному описанию

Создает целостные предметы из

деталей и частей (конструирует, дорисовывает)

 

Делает последовательное словесное     описание   наглядного

предмета

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!