Русский фольклор в XVI в.

3 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Ведущей темой устного народного творчества продолжала оставаться тема героической борьбы народа с внешними вра­гами. Народ осмысливал свою борьбу за независимость как самое важное дело своей жизни. В связи с этим подвергались переработке, "осовременивались" былины киевского   цикла. Герои богатырского эпоса становились участниками борьбы с Казанским и Крымским ханствами.

Эта тема нашла свое отражение и в исторических песнях, ставших во второй половине XVI в. одним из самых распростра­ненных жанров устного народного творчества. Особенной по­пулярностью пользовалась песня о взятии Казани, которое было воспринято народом как событие большого политического значения и подвело итог многовековой борьбе с монголо-татарским игом. Основные герои песни - это представители на-. рода, пушкари, своим мастерством и умением добившиеся взрыва крепостных стен и победы над Казанью. Нашла отклик в народном творчестве и героическая оборона Пскова от войск Стефана Батория, "собаки царя крымского".

Характерно, что все враги Российского государства связыва­лись в сознании русских людей с татарскими ханами.

Народное понимание негативных сторон политической жизни 60 - 70-х годов XVI в. выразилось в песне о гневе Ивана Грозно­го на сына. Народ осудил жестокость царя по отношению к про­стым "мужикам новгородским", "старым и малым" и выразил со­чувствие безвинным жертвам. Резко отрицательно изображен и "Малюта злодей Скурлатович", "Малюта-враг", не раз прояв­лявший себя как беспощадный палач.

Вообще образ Ивана Грозного в народном творчестве выглядит весьма противоречиво. Мы видим реальные черты характера и поведения царя, точно подмеченные создателями песен, и в то же время черты идеальные, выражавшие представления народа о "хорошем" царе.

В исторических песнях второй половины XVI в. значитель­ное место занимает социальная проблематика, в основном ан­тифеодальная. Сама идеализация образа царя есть не что иное, как утопическая надежда закабаленной крестьянской массы на лучшую долю, на торжество справедливости, понимаемые ею не иначе, как в связи с "хорошим" царем.

Особенно яркое отражение социальная тема получила в цикле песен о Ермаке, в которых возможность успешной борьбы с царскими воеводами и свобода от крепостнических пут предста­ют как достижимый идеал. В этих песнях впервые в русском фольклоре изображена действующая, активно утверждающая себя народная масса, возглавляемая своим вождем, которая жаж­дет социальных перемен. В некоторых песнях народный герой Ермак оказывается в числе помощников Ивана Грозного при взятии Казани, в чем проявилась народная оценка падения Ка­занского ханства как результата подвига самого народа.

Демократические и патриотические идеи устного народного творчества оказали большое влияние на дальнейшее развитие русской культуры.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!