Русские эстрадные псевдонимы XIX века

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

История эстрадных псевдонимов непосредственно связана с историей эстрадного искусства. Различные процессы в искусстве эстрады находили свое отражение в мотивах выбора псевдонимов, в их форме и звучании, смысловой наполненности и т.п.
Исследуя истории эстрадных псевдонимов XIX в.,  мы рассматривали псевдонимы не только собственно эстрадных исполнителей, но и псевдонимы артистов других жанров, которые одновременно выступали и на эстраде.
Причин возникновения псевдонимов у артистов эстрады XIX  в. было много. Очень долго профессия артиста слыла унизительной, и посвятившие себя «служению музам» считали обязательным скрывать свои настоящие имена и фамилии. Когда этот предрассудок исчез (что произошло очень не скоро), на смену ему пришел другой: широко распространилось мнение, что если артист выступает переодетым на сцене, то должен маскировать и свое имя, - в жизни носить одно, а на сцене -  другое. Играли роль и такие соображения, как неблагозвучие настоящей фамилии или имени, наличие однофамильцев. Весьма часто артисты стремились придать своему имени, фамилии ради рекламы иностранное звучание. Ведь иностранные артисты всегда были в почете в России. Многие иностранные артисты, напротив, приехав работать в Россию, брали себе в качестве псевдонимов русские имена и фамилии. Это происходило по двум основным причинам: большая часть из них желала скрыть свою национальность, а другая часть, по выражению критика и историка эстрадного искусства Конникова А. П., хотела «слиться с Россией, с русской жизнью, с русской культурой». Возможно, некоторые из них преследовали только коммерческие цели: можно было выступать на сцене одного театра под истинным иностранным именем, а, например, в мюзик-холле - под русским псевдонимом. Естественно, что так поступали не только иностранные артисты. Отечественные исполнители часто использовали псевдонимы в коммерческих целях. Более того, у многих из них было по нескольку ложных имен. Это давало возможность заключить одновременно несколько контрактов с различными театрами, мюзик-холлами и т.п. Кроме того, причиной появления псевдонимов являлся страх перед возможным провалом при дебюте на сцене при исполнении новой роли, партии, номера и т.п. Если у артиста уже состоялась успешная карьера, например, на оперной сцене, то псевдоним помогал скрыть истинное имя при выступлениях на эстраде.
«Также в продолжение многих десятилетий и даже веков существовало и существует мнение, что артисту не пристало носить простую, незамысловатую фамилию (например, Петров, Иванов, Сидоров). Артистическая фамилия должна быть красивой, запоминающейся. Таким должно быть и имя артиста» (1, с. 9). Своеобразным законодателем такой традиции в России стал владелец крепостного театра граф Шереметьев, который по своей прихоти замечательной артистке, простой крестьянке Прасковье Ковалевой (впоследствии она стала женой графа) дал красивую фамилию Жемчугова. Позднее в артистической среде появились многие Алмазовы, Блисталовы, Светлановы, Берсеневы. Необходимо отметить, что одним из факторов появления псевдонимов у артистов являлась мода. Это была мода на использование вообще псевдонимов среди эстрадных, в частности, артистов, и мода на то или иное имя, фамилию. «Влияние моды сказывается в том, что крупные события мировой национальной культуры, явления культурной жизни данного региона находят свое отражение в именнике, и в частности, в псевдонимах».
Итак, именно эти экстралингвистические факторы вызвали к жизни такое яркое явление языка, как псевдоним.
У русских эстрадных артистов представлены самые разнообразные псевдонимы. В отечественной традиции основная масса псевдонимов стоит ближе всего к фамилиям и употребляется параллельно с ними или вместо них. Естественно, что многие псевдонимы напоминают фамилии. Эстрадные псевдонимы не являются в этом отношении исключением. Большинство псевдонимов артистов эстрады XIX - середины XX вв. представляют собой фамилии, обязательно включающие типичные русские фамильные суффиксы –ов(-ова), -ев(-ева) и –ин(-ина). Например, Лавров вместо Чиркин, Медведев вместо Бернштейн, Агулин вместо Агульник.
Эстрадные псевдонимы можно разделить, вслед за В.Г. Дмитриевым, на две большие группы: 1) псевдонимы, связанные с истинными фамилиями, именами, отчествами носителей; 2) псевдонимы, не связанные с истинными фамилиями, именами, отчествами носителей. Однако, в отличие от В. Г. Дмитриева, который к первой группе относил псевдонимы, содержащие элементы фамилий или имен, близких носителям «ложных имен» людей, мы считаем, что такие псевдонимы относятся ко второй группе, так как они не имеют непосредственной связи с подлинным именем носителя псевдонима.
Среди псевдонимов артистов эстрады 1820 – 1890-х гг., связанных с истинными фамилиями, именами, отчествами артистов (I группы) можно выделить несколько подгрупп.
Наиболее многочисленную подгруппу составляют эстрадные псевдонимы, созданные с помощью различных изменений настоящей фамилии.
В первую очередь, к этой подгруппе эстрадных псевдонимов нужно отнести псевдонимы-кальки. Калька (от французского caique – «копия, подражание») - слово или выражение, созданное по иноязычному образцу, но из исконных языковых элементов и представляющее собой скрытое заимствование, воспроизводящее внутреннюю структуру иноязычного оригинала. Перевод фамилии на другой язык как способ создания псевдонимов распространен среди артистов эстрады. Так,
• Б. Я. Златогорова была в действительности Гольдберг (с немецкого «золотая гора»);
• В. Р. Павлинов имел подлинную фамилию Пикок (с английского «павлин»);
• Р. Г. Горская носила на самом деле фамилию Фаинберг («берг» с немецкого «гора» ).
• М. И. Мельников  был в действительности Миллером (английское miller – «мельник»);
• И. С. Виноградов носил фамилию Вайнштейна (немецкое vein –«вино»);
• М.  Мирногоров  носил фамилию Фриденберг .
С помощью перевода фамилии на русский язык названные выше  артисты пытались скрыть свою «нерусскую» национальность.
Иногда артисты переводили свои фамилии с обрусевшими основами на иностранный язык, что придавало фамилии оригинальный облик. Так, например, посредством перевода своих фамилий на греческий артисты Алмазов и Крымов стали Адамантовым и Тавридиным (алмаз по-гречески - αδαμας; Крым по-гречески – Τανρίς).
Встречаются   у   артистов   эстрады   псевдонимы-анаграммы, образованные посредством перестановки букв в настоящих фамилиях и отчествах. Таким образом появились псевдонимы Лавров из Владимирович вместо Чиркин; Чаров из Карлович (настоящая фамилия Аренсон).
Интересный случай представляет собой псевдоним Дубровин. Его носил эстрадный артист М. В. Дубинов. Созвучие псевдонима и подлинной фамилии неоспоримо. Неподходящая для артиста, незвучная фамилия была «усовершенствована» следующим образом: первая часть осталась без изменений, а из второй части была сделана анаграмма: -инов + р → ровин. Соединив две части, артист создал псевдоним Дубровин.
Часто среди литературных, но редко среди эстрадных псевдонимов встречаются палинонимы (от греческого palin – «назад»). Это псевдонимы, образованные при прочтении настоящих имен и фамилий справа налево. «Этот способ, несмотря на простоту, не получил распространения, потому что в результате, как правило» получается некрасивое сочетание звуков. Например, Н. Воклещ вместо Н. Д. Щелков». В словаре А. М. Пружанского «Отечественные певцы. 1750 - 1917 гг.» представлен лишь один случай псевдонима-палинонима: под псевдонимом Акцери выступала камерная певица Н. К.  Ирецкая.
Самым активным способом образования псевдонимов у артистов эстрады XIX в. являлось  отсечение части подлинной фамилии, ее сокращение. Можно выделить три группы псевдонимов по способам сокращения подлинной фамилии:
1) псевдонимы, образованные путем сокращения конечной части фамилии (апокопа): Алени вместо Алейников Е.Н.; Горди вместо Гордиевский И. Я.; Аренс  вместо Аренсон Л. К.; Гуэрас вместо Герасименко А. Н.; Андреа вместо Андреевская Е. В.; Энгали вместо Энгалычева Н.А.;
2) псевдонимы, образованные путем сокращения начала фамилии (аферезис): Алинский вместо Похвалинский И. В.; Ляров вместо Гиляров А. А.; Ленский вместо Оболенский П. Д.; Анников вместо Штанников И. П.; Нивцев вместо Огнивцев Л. В.;
3) псевдонимы, образованные путем сокращения середины фамилии (синкопа): Миров - Миролюбов В. С. Интересны   псевдонимы провинциального оперного певца А. В. Амфитеатрова.   Так, псевдоним Амфа А. возник путем сокращения конечной части фамилии и  добавления элемента -а. Такое изменение фамилии придает псевдониму иностранное  (итальянское) звучание. Другой псевдоним А.В. Амфитеатрова - Fа-Mi - имеет иностранное звучание. В этом псевдониме сочетаются три способа образования: апокопа (сокращение конца фамилии -театров) и анаграмма (перестановка букв – амфи- на фами-) уже сокращенной части фамилии, а затем замена русских букв  латинскими.
Иногда артисты «подновляли» свою фамилию заменой суффикса. Например, артистка Александра Григорьевна Меньшова стала Меньшиковой. Фамилия Меньшикова более  известна в России. Известность она получила с петровских времен от ближайшего сподвижника Петра I великого князя Александра Даниловича Меньшикова.
Как правило, иностранные  музыканты, приезжая в Россию, заменяли свои фамилии псевдонимами русской формы. Однако многие отечественные артисты поступали наоборот: брали себе псевдонимы на «иностранный манер», что было связано с модой на иностранные имена в XIX в.
В России начала XIX в. была очень популярна итальянская музыка. Многие итальянские исполнители приезжали сюда, чтобы показать свое искусство. Здесь, в России, им оказывали особое уважение, если они оставались для того, чтобы давать уроки, обучать пению талантливую российскую молодежь. Учиться пению у итальянских педагогов было модно, а поэтому псевдонимы с итальянским звучанием были особенно популярны среди оперных, опереточных и эстрадных артистов. Кроме того, псевдоним иностранной формы приносил артисту успех на выбранном поприще, потому что иностранные гастролеры пользовались куда большим успехом, чем свои, русские. К тому же, артистов к принятию «иностранного» псевдонима побуждало мнение, бытовавшее в артистическом обществе,- иностранные имена и  фамилии благороднее отечественных. «В двадцатые годы певец Иван Алексеевич Рупин, крепостной помещика Южнова, был отдан на обучение мастеру итальянского бельканто Мускетти. Иван Рупин по  совету учителя взял себе псевдоним Джованни Рупини. Под таким псевдонимом незадолго до Отечественной войны 1812 года он стал известен в Москве и Петербурге». Псевдоним итальянской формы образован путем замены русского имени Иван на идентичное итальянское Джованни, а к фамилии Рупин добавлен элемент -и, весьма характерный для итальянских фамилий и имен.
Бас Мариинского театра Сироткин, иногда выступавший на эстраде, взял себе псевдоним М.И. Сариотти.
Евгений Николаевич Алейников в 1872 году после окончания Петербургской консерватории   уехал совершенствоваться в вокальном искусстве за границу в Италию. В восьмидесятые годы он уже выступал в петербургском Музыкально-драматическом и Мариинском театрах под псевдонимом Алени. Кроме желания выдать себя за иностранного гастролера, у Алейникова была еще одна причина: его брат Владимир Николаевич Алейников в это время был уже знаменитым, прославленным певцом Мариинского театра. Псевдоним Алени появился путем отсечения от подлинной фамилии конечных суффиксов и добавлением итальянского конечного -и.
Большинство   псевдонимов,   имеющих   иностранную   форму, однословны, то есть состоят из одного антропонимического образования - имени или фамилии. Такие псевдонимы были очень схожи с прозвищами. Как правило, это были псевдофамилии. Например, Людвиг Карлович Аренсон (немец по происхождению) взял себе следующие «итальянские» псевдонимы: Аренц и Аренс.
Многие отечественные артисты по окончании консерватории уезжали за границу совершенствоваться. Часто выходило так, что дебютировали они в театрах Италии, Франции, Испании. Русская оперная и камерная певица Андреевская Е. А. выступала в оперных театрах под псевдонимом Андреа. Усеченная форма ее русской фамилии более похожа на итальянское имя, нежели на фамилию.
А. Н.  Герасименко, обучаясь в течение двух лет в Милане, дебютировал там же в 1891 году в опере «Рюи Блаз» под псевдонимом Гуэррас. Фамилия Герасименко стилизована на «испанский манер».
Н. Энгалычева (артистка оперы, камерная певица) совершенствовалась в Милане у Д. Кореи. До 1870 года  она выступала в Италии и Франции под псевдонимом Энгалли. Псевдоним образован путем отсечения от подлинной фамилии ее части и добавления элемента -ли. Вернувшись в Россию, эта певица пела на концертных эстрадах Москвы и Петербурга под созвучным псевдонимом Анджели.
Кориджио  -  псевдоним  Филимона  Коридзе, артиста, гастролировавшего во Франции, Испании, Южной Америке в камерных театрах. Он образован от   грузинской   фамилии посредством замены   элемента -дзе на –джио. Последний характерен для итальянской антропонимической модели.
Большинство выше названных псевдонимов создано отечественными артистами во время их гастролирования за рубежом. Вероятной причиной такого появления псевдонимов является то, что наши российские артисты, особенно оперные, в то время особым успехом у заграничной публики не пользовались. Считалось, что лучшее, что могут делать русские, - это писать книги, а хорошо и красиво петь могут лишь итальянцы. Возможно, еще и поэтому большинство иноязычных псевдонимов у артистов оперы, оперетты, эстрады имеют форму итальянских фамилий.
Хотелось бы отметить один комичный случай с иноязычным псевдонимом. Так, артистка оперы и оперетты, выступавшая на оперных сценах Франции и Италии, Литвин Мария Александровна взяла себе в качестве псевдонима фамилию русскую - Литвинова. А певица Фекла Литвинова поступила наоборот, заменив русскую фамилию Литвинова на иностранную Литвин, Фекла на Фелия.
Вторую подгруппу среди эстрадных псевдонимов XIX века составляют псевдонимы, образованные от имени отца. Например:
• Галецкий Флорентий Антонович, чтобы скрыть свою фамилию церковного происхождения, «спрятался за своим отчеством», - стал Антоновым.
• Вайсенбейн Пинкас Борухович под псевдонимом Борисов Павел Борисович  хотел скрыть свою национальность. Преобразование именования произошло следующим образом: сначала по созвучию еврейского Борухович русскому Борисович появился патроним, а затем из нового отчества Борисович появилась псевдофамилия Борисов; нужно упомянуть и о том, что еврейское имя Пинкас соответствует русскому Павел.
Названные псевдонимы образованы посредством отсечения от патронима  конечного  -ич.  Псевдонимы  -  сокращенная  форма патронимического образования.    Однако встречаются такие случаи, когда для создания псевдонима от подлинного собственного отчества отсекали не только конечный элемент -ич, но и часть корня. Ярким примером является псевдоним артиста оперетты Владимира Книппера - Нардов. Псевдоним возник посредством отсечения от собственного отчества Леонардович первой части лео - и конечного патронимического суффикса -ич.
Реже  артисты эстрады для создания псевдонимов использовали свои собственные настоящие имена. Такие псевдонимы составляют 3-ю подгруппу описываемых нами именований:
• Пастернак Абрам Матвеевич использовал псевдоним Абрамов;
• Иозефович Ольга носила псевдоним Ольгина;
• Нюхин Павел заменил неблагозвучную фамилию  псевдонимом Павлов;
• Леон Шарпантье, использовав свое имя, создал фамилию-псевдоним Леонов. Чтобы избежать своеобразной тавтологии, возникшей  в предыдущих примерах (Абрам Абрамов, Ольга Ольгина, Павел  Павлов), он изменил свое французское имя Леон на близкое по звучанию Лев.
Очень популярным среди литераторов был способ создания необычных псевдонимов путем аббревиации. Однако у эстрадных артистов такие псевдонимы 4-ой подгруппы псевдонимы особой популярностью не пользовались. Наблюдаются лишь единичные случаи аббревиации как способа создания псевдонимов. Так, например, Викентий Эдуардович Цыгановский заменил свою звучную фамилию на псевдоним ВЭЦ. При создании этого псевдонима использовалась звуковая аббревиация. Псевдоним имеет иностранное звучание. Артист оперы и драмы, эстрадный певец (выходец из дворянской семьи) Дервиз Николай Григорьевич взял эстрадный псевдоним Эндэ – буквенную  аббревиацию.
Среди представленных эстрадных псевдонимов наблюдается закономерность: если подлинная фамилия была яркой, звучной, запоминающейся, то псевдоним, как правило, выбирался нейтральный либо менее звучный, чем настоящая фамилия. Если же фамилия была обычная, «простонародная», то псевдониму придавалось аристократическое звучание.
XIX в. называют веком классического искусства. Поэтому и псевдонимы артистов эстрады XIX в. можно считать классическими. Эстрадные псевдонимы этого периода своеобразны и по-своему неповторимы. Для создания псевдонима артисты использовали не только свою фантазию, но и эрудицию. Благодаря XIX в. псевдонимы вошли в моду у артистов эстрады XX в., и в дальнейшем этим классическим псевдонимам только подражали.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!