Русская Правда : общая характеристика

30 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Русская Правда является главным источником изучения древне­русского права. Это первый свод права на Руси, вобравший и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятель­ность русских князей XI—XII вв.

Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV—XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объему, структу­ре. О происхождении этого памятника права не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Ученые спо­рят об этом с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обна­ружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Прав­да. Древнейшая из них Краткая Правда состоит из двух главных час­тей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей.

Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015—1019). Пытаясь заручиться поддержкой новго­родцев, конфликтовавших с его наемной варяжской дружиной, Ярос­лав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте хо­дите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярославичей (ст. 19—43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 и 1072 гг. Возможно, она была принята на княжеском съезде в 1072 г. в Вышгороде.

К ним примыкают дополнительные статьи, носящие разнотемати-ческий характер и, по всей вероятности, являющиеся отображением последующей указной или судебной деятельности князей. Это «Покон вирный», который содержит положения о распределении судебных доходов между вирником и князем, носящий довольно архаические чер­ты, вследствие чего сам памятник может быть с достаточными основа­ниями приписан тому лицу, с которым он связан в тексте, — князю Ярос­лаву, и «Урок мостников», содержащий нормы о вознаграждении мос-тникам за ремонт моста и представляющийся классическим образчи­ком раннего казуального регулирования.

Создание Пространной Правды исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава. Но и она не представляет собой созданного единовременно свода законов. Она включает Суд Ярослава Владимировича (ст. 1—52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Влади­мира Всеволодовича Мономаха (ст. 53—121), целиком состоявший из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и наследственное пра­во, разработан юридический статус отдельных категорий населения, после известного киевского восстания 1113 г. урегулированы отноше­ния закупов с кредиторами, определены нормы процессуального пра­ва и пр.

Сокращенная Правда считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII—XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но ее происхождение еще более туманно, чем про­исхождение двух предыдущих редакций.

По сей день остается сложным вопрос о правовом статусе Русской Правды. В ходе длительных дискуссий сформировались две основные позиции:

1) Русская Правда — акт княжеского законодательства, имевший общеобязательную силу и подлежавший обязательнному применению в судах (В.И. Татищев, Н.М. Карамзин, Г. Эверс, И.Д. Беляев и др);

2) Русская Правда есть частный сборник правовых норм, фикса­ция наличных на тот период времени норм, имевших силу в качестве общепризнанных, обычных(Н.В. Калачов, В.И. Сергеевич, М.Ф. Вла-димирский-Буданов и др.).

Оригинальную гипотезу высказал В.О. Ключевский о том, что Рус­ская Правда является памятником церковного суда и создана для пре­дания известности тех норм суда княжеского, что были потребны в со­ответствии с нуждами и целями церковного судопроизводства. По оп­ределению В.О. Ключевского, Русская Правда — это «церковный су­дебник по недуховным делам лиц духовного ведомства», образующий пару Уставу Ярослава, который был «церковным судебником по ду­ховным делам лиц духовного и светского ведомства»1.

На данный момент основной является точка зрения, рассматрива­ющая Русскую Правду как законодательный акт. В упрочении ее боль­шую роль сыграла изыскательская работа СВ. Юшкова, проведшего обстоятельное исследование Русской Правды. Отделив вопрос исто­рии текста от вопроса истории норм, вошедших в состав Русской Прав­ды, он убедительно показал, что Русская Правда представляет собой объединение и переработку законодательных актов князей и в этом качестве является практически используемым источником права.

Вместе с тем СВ. Юшков подчеркивал, что Русская Правда оста­валась сводом частных, казуальных решений тех ситуаций, где князь (или иные силы в лице князя) проявлял свою волю и устанавливал нор­мы, отличные от ранее существующих, или вносил в прежний порядок известное однообразие. Но эти нормы имели значение только в сово­купности с обычным правом, получая от него смысл и надлежащее место в юридическом порядке Древней Руси.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!