Русская культура XVII века

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Начало XVII в. - время тяжелейшего династического, госу­дарственного, социального кризиса в стране, который отразился на культуре следующим образом: нарушилось относительное един­ство средневековой идеологии (в период Смуты в борьбе за власть участвуют все сословия, к ним апеллирует агитационная письмен­ность); наблюдалось распространение всесословной активности на культурную сферу, выдвижение новых писательских типов, новых художественных идей,

Принадлежавшая к византийско-славянскому православному кругу Русь в предыдущую эпоху оказалась в культурном одино­честве. С конца XVI в. начинается «возвращение» ее в Европу, переориентация на Украину, Польшу, Белоруссию. Смута ускори­ла процесс европеизации страны. Отношение к этому светских и церковных властей было непоследовательным и противоречивым. Пример тому - откровенная реакция со стороны вернувшегося в 1 6 1 9 г. из польского плена патриарха Филарета, который запретил ввоз, хранение и чтение «литовских» книг, требовал перекрещи­вать «белорусцев» и т. п.

В общественной мысли XVII в. формируются три взгляда на будущее России. 1. Нужно идти по пути Москвы как «третьего Рима» (Москва - идеологическая наследница Византии, центр вселенского православия, которому суждено возродить утраченную византийско-славянскую общность); идеологи - патриарх Никон и его соратники. 2. Нужно восстановить и обновить «Свя­тую Русь» на основе самодостаточности старинной традиции; идеологи - Иван Неронов, Стефан Вонифатьев, протопоп Авва­кум и другие «ревнители древнего благочестия». 3. Нужно идти на сближение с Западной Европой и усвоить европейскую куль­туру; идеологи - Федор Ртищев, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев и другие «западники». Следствием такой мозаичности явилось причудливое смешение в русской культуре XVII в. остат­ков старого и элементов нового,

Стиль идеализирующего биографизма после Смуты теряет свое значение. В искусстве и литературе, особенно в публицисти­ке, формируется новое отношение к человеческой личности. Его содержание: признание ценности личности независимо от офици­ального положения в обществе; интерес к внутренней жизни человека; перелом в эстетике - открытие характера человека. Со 2-й пол. XVII в. господствующим стилем эпохи становится барок­ко, проникшее из Польши через Украину и Белоруссию.

Публицистичность литературы первых десятилетий XVII в. связана с событиями Смуты («Сказание» Авраама Палицына, «Повести» И, М, Катырева-Ростовского и Г, И. Шаховского, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др.). Публицистичность литерату­ры середины-второй половины XVII в. связана с расколом русской церкви (с одной стороны, творчество таких старообрядческих писателей, как Иван Неронов, протопоп Аввакум, Спиридон По­темкин, поп Лазарь, инок Епифаний, дьяк Федор Иванов и др., с другой стороны, - антистарообрядческие полемические произве­дения Симеона Полоцкого, Афанасия Холмогорского, партиарха Иоакима и др.).

Основными жанрами литературы по-прежнему оставались ска­зания, летописи, жития, поучения. Тем не менее старые формы приходят в заметное противоречие с новыми сюжетами, темами, идеями. Пример тому - собственное «Житие» идеолога старооб­рядчества протопопа Аввакума.

В литературе прослеживаются следующие основные тенден­ции. Сочетание интереса к внутреннему миру «рядового» человека (например, «Повесть «О Горе и Злочастии») с осознанием значения народа в исторических событиях (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском сидении донских казаков). Развитие про­никнутой сатирой демократической литературы («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку», «Повесть о бражнике», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о крестьянском сыне» и др.). Широкой популярностью пользуются переводные рыцарские ро­маны и оригинальные авантюрные повести. Продолжает разви­ваться жанр исторического повествования («Хронограф» редак­ции 1617 г., «Новый летописец», местное летописание, «Синопсис», «Скифская история» А. Лызлова и др.). Появляются первые опыты книжного стихотворчества (авторы - Антоний -Подольский, Евстратий, Иван Наседка, Михаил Рогов, И. А. Хворостинин, С. И. Шаховской и др.), Со 2-й пол. XVII в. наблю­дается расцвет стихосложения (силлабические «вирши» Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина).

Во 2-й пол. XVII в. возникает русское театральное искусство, " элементы которого существовали и раньше в представлениях скоморохов и в церковных мистериях. Первый придворный театр открылся при Алексее Михайловиче (пастор Грегори из Немецкой слободы поставил в 1672 г. пьесу «Артаксерксово детство»). Оригинальные стихотворные пьесы для театра писал Симеон Полоцкий (комедия «Притчи о блудном сыне» и трагедия «О Навоходоносоре царе»).

В области архитектуры наблюдается усложнение форм, рас­пространение декоративности, богатство орнаментации, использо­вание поливной керамики (собор Нового Иерусалима, Крутицкий терем в Москве и др.). Особое значение приобретают идущие еще • от предшествующего времени традиции деревянного зодчества (церкви на Севере и в Сибири, царский дворец в селе Коломенском под Москвой и т. д.). Возникают новые местные архитектур­ные школы, например ярославская, создаются целые архитектур­ные ансамбли, например в Ростове Великом. С конца века своеобразный архитектурный стиль создается в имениях Голицы­ных и Нарышкиных (т. н. «нарышкинское барокко»).

В живописи происходит отход от средневековых канонов, появляется линейная перспектива, реализм в изображениях (Си­мон Ушаков и его школа). Мастера-иконописцы и создатели книж­ной миниатюры группируются вокруг Оружейной палаты в Мос­кве, вокруг Посольского приказа и т, д.

Накапливаются практические знания. Особый вклад Россия в это время внесла в мировую географическую науку прежде всего в связи с освоением Сибири такими «землепроходцами», как И. Ребров, И. Перфильев, М. Стадухин, В. Поярков, ф. Попов, С. Дежнев, Е. Хабаров, а также такими дипломатами, как И. Петлин, Ф, Байков, Н. Спафарий, Появляются первые ученые-картографы (сибиряк С. Ремезов), политические мыслители (хор­ват Ю. Крижанич), на русский язык переводятся многие иностран­ные сочинения по истории, географии, медицине и т. д.

Развивается книгоиздательское дело (Московский печатный двор, «Верхняя типография» Симеона Полоцкого); в монастырях, в государственных учреждениях, у частных лиц формируются значительные библиотеки. Открывается ряд правительственных, монастырских, частных- школ, в которых изучаются языки, грам­матика, риторика, философия (школы в Китай-городе, на Печатном дворе. Заиконоспасская школа С. Полоцкого и С. Медведева, Славяно-греко-латинская академия братьев И. и С. Лихудов и др.).

В целом в духовной жизни России происходит раскрепощение личности, общая секуляризация культуры, связанная с просвети­тельством и отходом от средневековых традиций.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!