Русская культура XVII века

6 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В истории русской культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII в.начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-эко­номических отношений.

В этом столетии, как и в следующем, Россия продолжала оста­ваться феодальной страной. Феодальный строй, будучи господ­ствующим, продолжал укрепляться, что нашло свое выражение в окончательном оформлении системы крепостного права Собор­ным уложением 1649 г. Одновременно все большее значение приобретали новые явления в социально-экономической жизни, выразившиеся в развитии общественного разделения труда, росте товарного производства, в начавшемся процессе формирования всероссийского рынка. Это привело к образованию в недрах фео­дально-крепостнического строя первых, еще неустойчивых и сла­бых ростков буржуазных общественных отношений, что и позво­ляет считать XVII век началом нового периода русской истории.

Противоречивость общественного развития предопределила высокий накал социальных противоречий, небывалый размах на­родной борьбы-Недаром современники называли XVII век "бунташным". Две крестьянские войны, целая серия городских восстаний середины века, прокатившихся по всей стране, знаме­нитый "медный бунт" 1662 г., стрелецкие восстания конца столе­тия - это лишь одни из самых ярких проявлений народного недо-вольства-К этому следует добавить борьбу внутри господствую­щего класса, конфликт между церковью и светской властью, борьбу внутри самой церкви, которая привела к ее расколу, и выступление купечества со своими сословными притязаниями. Конфликт и потрясения, которыми заполнен .весь XVII век, отра­зились в культуре, придав многим ее памятникам невиданную социальную остроту.

Обострение народной борьбы заставляло господствующий класс совершенствовать и укреплять государственный аппа-рат.Все более заметной тенденцией в развитии политического строя становилось усиление централизации власти, ее эволюция от сословно-представительной монархии в сторону абсолютизма.

С зарождением буржуазных элементов начался новый этап этнического развития русского народа - формирование русской напии.Развитие экономических связей, укрепление государствен­ного единства, объединение больших масс людей в ходе кресть­янских войн, длительные войны с внешними врагами, людские потоки, направлявшиеся в поисках воли в южные степи и дале­кую Сибирь, - все это способствовало ликвидации местной обо­собленности, росту национального самосознания. Обобщение накопленных веками традиций, их распространение вширь, уси­ление взаимопроникновения и слияние местных говоров, обыча­ев, особенностей быта вели к развитию общности культуры рус­ского народа. Однако этот процесс только начинался и шел очень медленно. Одним из главных факторов, тормозивших его, было крепостное право, приковывавшее крестьян к земле, а посадских людей - к посадам.

Изменения в общественной жизни предопределили основное направление развития культуры и ее особенности. Главное, что характеризовало содержание культурно-исторического процесса в XVII в., это начавшееся разрушение традиционного средневе­кового мировоззрения, религиозного по своей сути шел процесс "обмирщения" культуры, т.е. придания ей светского характера, освобождения ее из-под духовного диктата церкви.

Это было связано с ростом демократических тенденций в рус­ской культуре. Церковь теряла ведущую роль в производстве и распространении идей и культурных ценностей, в этот процесс все шире включалось ремесленно-торговое городское население. В его среде формировались новые идеалы и представления, мо­ральные и эстетические нормы и вкусы, вступавшие в противоре­чие с аскетическими канонами, утверждавшимися церковью. Крепло представление о самоценности земной жизни с ее радос­тями и невзгодами, возрастало внимание к самому человеку, к его роли в событиях и в определении собственной судьбы, осоз­навалось значение его активной деятельности. Подобные взгляды и настроения распространялись и в придворной среде, и в дво­рянстве, и в среде приказной бюрократии. Особенно сильно они проявились в литературе, живописи, в произведениях историчес­кой и общественно-политической мысли.

Возрастание роли демократических элементов в искусстве, литературе усиливало влияние народной культуры на культуру господствовавшего класса. Литература обогащалась фольклор­ными сюжетами, литературный язык сближался с живым народ­ным языком. Влияние народного творчества явно проявлялось и в архитектуре, живописи и безусловно преобладало в прикладном искусстве. Всюду, куда проникали элементы народного творче­ства, они вступали в конфликт с традиционными формами и сю­жетами.

Государственные потребности, общенациональные интересы, все более осознаваемая необходимость преодоления экономичес­кой и культурной отсталости России настоятельно требовали использования достижений европейских стран. С ростом мужду-народных политических и экономических связей России шири­лись и ее культурные контакты с этими странами. О достижениях западноевропейской культуры русские люди узнавали от своих соотечественников, побывавших за границей в составе диплома­тических миссий, с торговыми целями или в плену.

Увеличивался приток иностранцев в Россию: купцов, специали­стов в различных отраслях производства, поступавших на госу­дарственную службу. Слободы торговы хи служилых иностран­цев существовали в Москве (более 1000 человек в середине века), в Вологде, Нижнем Новгороде, Астрахани, Архангельске, Хол-могорах, Туле. Пленных иностранцев правительство рассеяло большими партиями во внутренних городах страны вплоть до Сибири. Все более тесным становилось общение русских людей с иностранцами, исчезала отчужденность русской культуры от за­падной, характерная для России прошлых веков. Постепенно, хотя и не всегда гладко, преодолевалось насаждавшееся церко­вью представление о национальной исключительности.

Новые явления в культуре утверждались в острой борьбе с господствующей пока еще средневековой культурой, базировав­шейся на религиозном мировоззрении. Консервативные силы в этой борьбе возглавляла церковь. Отстаивая незыблемость тра­диционной культуры и религиозного мировоззрения, она пресле­довала всякое стремление к свободомыслию, к отходу от средне­вековых канонов, препятствовала распространению светских зна­ний, занимала враждебную позицию по отношению к любым новшествам, особенно идущим с "еретического" Запада. Борьба светского и феодально-клерикального направлений и составляла основное содержание развития русской культуры XVII в.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!