Русская культура в XVIII – первой половине XIX вв.

21 Ноя 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В восемнадцатом веке господствующим стилем эпохи стал классицизм, сформировавшийся как определенное направление во Франции еще в XVII в. и отличавшийся такими признаками, как освобождение от религиозно-церковной морали, рационализм, обращение к антич­ности, жесткая регламентация творческого процесса.

С самого начала русский классицизм как национальный вари­ант общеевропейского стиля развивался под знаком противоречия между личностным началом в эстетике и рационалистической системой.регламентации и правил. В реальной практике это выра­зилось в отступлении от эстетического нормативного кодекса, связи с фольклором, развитии сатирического направления и сати­рических жанров.

Другим явлением, оказавшим существенное влияние на разви­тие русской культуры этого периода, стало европейское Просве­щение - антифеодальное и антиклерикальное идейное движение, ставившее главной целью просвещение нации, введение справед­ливых законов, пропаганду великих истин свободы. В рамках этого движения появляется политическая теория просвещенного абсо­лютизма, исходившего из мысли о том, что можно изменять законы общества с помощью просвещенного монарха.

В XVIII в. неудовлетворенность классицизмом и, как следствие, борьба с ним приводят к европейской «революции в искусстве» - появлению двух новых направлений - реализма и сентимента­лизма,

В последней трети XVIII в. эти процессы захватывают и Россию. Русская культура в сер. - 2-й пол. XVIII в. проходит в своем развитии три этапа. 1-й - 1730-1750-е гг. - развитие отечест­венной науки, становление русского классицизма в литературе.

В первые годы после смерти Петра I активность в проведении преобразовательной политики падает. Лишь после прихода к вла­сти Елизаветы Петровны возобновляется культурное строительст­во и распространение просвещения. Из школ, основанных при Петре I, развиваются во 2-й четверти XVIII в. преимущественно профессиональные, с военным уклоном. Состав их учащихся - строго сословный. В 1731 г. организуется Сухопутный шляхет­ский корпус. В 1752 г. Морская академия преобразуется в Морской Шляхетский кадетский корпус, Артиллерийская и Ин­женерная школы объединяются в Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус. Из начальных школ сохранились лишь гарни­зонные (для детей солдат), школы при горных заводах и школа при Московском госпитале.

С 40-х гг. XVIII в. наблюдается оживление учебной жизни в академических учреждениях. В 1755г. основывается Московский университет в составе 3-х факультетов: философского, юридиче­ского и медицинского. При университете открывается гимназия. В 17 5 7 г. в Петербурге открывается Академия художеств.

Центром научной жизни является Академия наук, в первона­чальном составе которой преобладали иностранные ученые (Л. Эйлер, Д. Бернулли), а с 40-х гг. XVIII в. формируется слой русских ученых - MB. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, Г. П. Крашенин-ников, В. Е. Адауров и др. Развиваются географические знания. В 1725-1730 гг. проводится Первая Камчатская экспедиция, ру­ководители и участники которой В. Беринг, А. Чирков, С. Челю­скин, братья Лаптевы, И, Гмелин, Г. Стеллер помимо изучения севера Сибири и берегов Америки положили начало освоению Северного морского пути, Развитие исторических знаний осуще­ствлялось трудами В. Н, Татищева, М. В. Ломоносова, Г. ф. Миллера, Л. Шлецера, начавших спор «норманистов» и «антинорманистов» о происхождении древнерусской государст-- венности.

В литературе происходит оформление принципов русского, классицизма в сатире А. Д. Кантемира, одах и поэмах В. К. Тредиаковского, стихотворных опытах М. В. Ломоносова, поэтическом творчестве А. П. Сумарокова, М. М, Хераскова и др.

В искусстве и архитектуре господствует стиль барокко, осо­бенно ярко проявившийся в творчестве выдающегося зодчего В. В. Растрелли (ансамбли Зимнего дворца, Смольного монастыря и дворца Строгановых в Петербурге, Царского Села, Петергофа, чАндреевская церковь в Киеве), парадной портретной живописи ' крепостного графа Шереметьева И. Аргунова.

2-й - 1760-1770-е гг. - «просвещенный абсолютизм» Екатерины II, связанный с контактами императрицы с европейски­ми просветителями. В области образования происходит развитие просветительских педагогических идей. Возрастает роль Московского университета 1767г. лекции читаются на русском языке), проводятся рефор­мы учебных заведений, педагогическую работу ведут известные профессора А А Барсов, Н. Н. Поповский, Д С. Аничков, С. Е. Десницкий, И. А. Третьяков, открываются училище при Академии художеств, Смольный институт (Общество благородных девиц), воспитатель­ные дома в Москве и Петербурге, коммерческие, горные училища, преобразуются кадетские корпуса.

Упешное развивается наука, В 1765 г. создается «Вольное экономическо общество», в 1768-1774 гг. проводятся академи­ческие экспедиции по исследованию Сибири, берегов Ледовитого океана, Урала, Алтая, Среднего и Нижнего Поволжья и Кавказа, выходят в свет труды их участников (П. С. Палласа, И. И. Лепихина, С. Г. Гмелипа). К этому периоду относится деятельность русских изобретателей И. Ползунова, И. Кулибина, К. Фролова. Путем издания в 1 773-1 775 гг. Н. И. Новиковым «Древней российской вивлиофики» и других материалов расширяется источниковая база исторических исследований. Собираются и издаются памятники русского 4)ольклора - сборники песен М. Д. Чулкова, В. Ф. Трутов-ского, Н. А. Львова, «Русские сказки» В. А. Левшина и др.

Наиболее известными литераторами 60-70-гг. XVIII в. явля­лись прозаики Ф. А.'Эмин, М. Д. Чулков, поэты кружка М. М. Хераскова (В. И. Майков, И. Ф. Богданович); в изобрази­тельном искусстве - портретисты Д. Г. Левицкий и Ф. С. Рокотов, в творчестве М. Шибанова, А. Вишнякова, И, Ермекева преобла­дала крестьянская тема; в скульптуре широко известны портреты Ф>, И, Шубина, монументы Э. М. Фальконе; в архитектуре господ­ствует классицизм (проект Кремлевского дворца в Москве, дом Пашкова зодчего В, И. Баженова).

3-й - 1780-1790-е гг. - отказ Екатерины II под влиянием пугачевской войны 1773-1775 гг. и Великой Французской ре­волюции 1789-1793 rr. от идеологии «просвещенного абсолю­тизма» и наступление реакции в сфере общественно-политической мысли (преследование и заточение в Шлиссельбургскую крепость И. И. Новикова, расправа с А, Н. Радищевым за книгу «Путеше­ствие из Петербурга в Москву».

В сфере образования в 1782-1786 гг. проводится школьная реформа (первая попытка создания государственной системы народного образования), которая учреждала губернские (4-х клас­сные) и уездные (2-х классные) народные училища, нацеливала на издание соответствующих методических руководств и учебников. Помимо этого сохраняются и развиваются чисто сословные учеб­ные заведения: кадетские и пажеские корпуса, государственные и частные благородные пансионы, Общество благородных девиц (Смольный институт), семинарии для духовенства, гарнизонные школы для солдатских детей.

В Академии наук работают талантливые исследователи натура­лист Н. Я. Озерковский, астроном С, Я, Румовский, математик С. К. Котельников и др. В деятельности выдающихся историков М. М. Щербатова и И. Н. Болтина происходит дальнейшее развитие исторической науки. В конце XVIII в, издаются «Деяния Петра Великого» И. И. Голикова и «Историческое описание российской коммерции» М. Д. Чулкова.

В литературе наблюдается отход от постулатов классицизма, утрачивает свое приоритетное значение жанр торжественной оды и трагедии. Новые веяния проявляются в поэзии Г. Р. Державина, Н. А, Львова, И. И. Дмитриева. Оформляется новое литературное направление - сентиментализм (наиболее ярко проявился в твор­честве Н. М. Карамзина).

В изобразительном искусстве появляются тенденции реализма. Наиболее известны портретная живопись Д. Г. Левицкого, в работах В. Л. Боровиковского прослеживаются черты сентимен­тализма, скульптура представлена творчеством М. И. Козловского,

Происходит дальнейшее развитие зодчества. Выдающиеся ар­хитекторы классического стиля: М. Ф. Казаков (здания Сената в Кремле, Московского университета, Колонный зал Дворянского Собрания); И. Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге); Д. Кваренги (Смольный институт, главное здание Академии наук, Эрмитажный дворец в Петербурге); В. Деламот (Старый Эрмитаж, Малый Зимний дворец, здание Новой Голландии в Петербурге).

Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что в этот период течения в культуре, развивавшиеся в Западной Европе Веками, в России существовали одновременно; параллельно раз­вивались классицизм, романтизм, сентиментализм, в двадцатые годы начи­нает складываться реализм, ставший ведущим литературным тече­нием в XIX в.

В литературе нач. XIX в. шла борьба между охранительным направлением (кружок «Беседа») и прогрессивным направлением (литераторы, связанные с декабризмом или идейно близкие ему и входившие в кружок «Арзамас»), Крупнейшие писатели того времени - В. А, Жуковский (русский романтизм), И. А. Крылов (создатель русской классической басни), А. С. Грибоедов (реа­лизм), А. С. Пушкин (центральная фигура русской литературы 1-й трети XIX в., писатель мирового значения, способствовавший формированию русского литературного языка), М, Ю, Лермонтов (преемник Пушкина, критический реализм), Н. В. Гоголь (завершил важный для литературы XIX в. поворот к прозе).

К середине XIX в. происходит усиление демократической тенденции в литературе, представители которой объединялись вокруг жур­нала «Современник» (Н, Г. Чернышевский, А И. Герцен, Н. А. Добро­любов, Н, А. Некрасов, М, Е. Салтыков-Щедрин). Традиции реализма развивались в творчестве писателей либеральных и умерен­но-монархических взглядов (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров), крупнейшим драматургом с мировым именем был А. Н, Остро­вский.

С конца XVIII в. в новую эпоху своего развития вступает русский театр. Происходит быстрый рост количества театров в провинции, создаются крупные театральные предприятия в Петер­бурге и Москве (Александрийский и Малый театры). Сдерживаю­щим фактором в развитии театрального дела являлась монополия императорских театров, ограничивавшая новаторские тенденции, творчество драматургов и актеров. В период от Фонвизина до 'Островского складываются основные традиции русской театраль­ной культуры, определяются черты ее художественного своеоб­разия. Последовательно сменяют Друг Друга и сосуществуют на сцене просветительский сентиментализм (Я, Е. Шушерин, А Д. Кара­тыгина), романтизм (А. С. Яковлев), реалистические тенденции (А. А. Шаховской, А. И. Писарев). Усиление театральной цензуры в 30-40-е гг. приводит к преобладанию на сцене водевиля, В 30-50-е гг. большое общественно.е звучание приобретает роман­тический театр (П. С. Мочалов), создается школа сценического реализма, основанная на драматургии Грибоедова, Островского, Сухово-Кобылина.

В нач. XIX в, вызревают новые течения в живописи, скульпту­ре, архитектуре. Новое содержание и плодотворное развитие получает классицизм (В Петербурге - Адмиралтейство А. Д. Заха­рова, Казанский собор и Горный институт А. Н. Воронихина, Биржа Тома де Томона; в Москве - комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Желярди). В это время окончательно склады­вается классический облик Петербурга, Дополнительную красоту зданиям придает монументально-декоративная скульптура (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, С. С. Пименов). Патриотическая тема в скульптуре наиболее ярко воплотилась в памятнике Минину и Пожарскому Мартоса. На развитие живописи и графики оказы­вали влияние реалистические искания, романтизм, часть художни­ков работала в бытовом жанре. Наиболее известные живописцы О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!