Русская культура в эпоху петровских преобразований

17 Сен 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Это время - переломное в культурном развитии страны. Изменения в духовной жизни общества, произошедшие в предшествующий период, развиваются в 1-й четверти XVIII в. как сложный и противоречивый процесс, в рамках которого взаимодействуют национальные традиции и европеизация.

Происходит углубление культурного разрыва между «верха­ми» и «низами». Культура и бытовое поведение дворянства стано­вятся маркированными (быт, одежда, прическа, манеры выступают как внешнее выражение социальной отгороженности от народа). Бытовому поведению дворяне учатся по письменным источникам, как иностранному языку, а образцом обращения с людьми своего круга становится обращение «как с иностранцами». В дворянской среде развивается пренебрежительное отношение к националь­ным традициям.

В демократической среде, наоборот, поддерживается интерес к национальному (главными хранителями и идеологами националь­ной старины выступали старообрядцы).

Предпринятая Петром I ломка вековых устоев национальной жизни выразилась во введении брадобрития, иностранного платья, в принятии нового календаря, в переходе к новой графике и письменности, в употреблении своеобразного «новояза» в дело­производстве и т. д. Следовательно, Петр не мог рассчитывать на поддержку образованной части «старомосковских» кругов, среди которой европеизация вызывала глухое недовольство и даже открытый протест.

Именно Петр I в начале реформ опирался на выходцев с Украины (Стефана Яворского, Димитрия Туптало и других «латинствующих»), ставших проводниками официальной культуры в сти­ле позднего барокко с его характерными чертами в виде развития торжественной проповеди, школьной драмы, панегирического стихотворчества.

Но уже во 2-м десятилетии XVIII в. Петр I приходит к отрицанию украинско-польского барокко и его русского варианта из-за стремления носителей идей барокко к независимости и общей гуманитарной направленности этого явления.

Практицизм преобразований, диктовавшийся потребностями милитаризации общества в условиях многолетней Северной вой­ны, требовал немедленной осязаемой отдачи. Поэтому Петр I делает ставку на литературных прагматиков типа Феофана Прокоповича, пропагандиста реформ и певца самодержавной власти, автора «Правды воли монаршей» и других произведений, сыграв­ших немалую роль в формировании художественно-эстетической основы раннего русского классицизма.

Отличительными чертами общественно-политической мысли петровской эпохи стали отказ от средневековой идеологии, наив­ный рационализм, утилитарное просветительство. Они подкрепля­ются рядом практических мер: направление молодых дворян для обучения за границу; подготовка специалистов через сеть школ (горные, цифирные, гарнизонные школы, Навигацкое, Артилле­рийское, Инженерное, Морское, Медицинское училища, подго­товка дипломатов в частной гимназии Глюка); создание собствен­ных учебников («Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого, учебник по механике Г. Скорнякова-Писарева и др.); расширение круга светских печатных изданий (выход в свет в 1703г. первой русской печатной газеты «Ведомости», публикация на русском языке таких произведений, как «Символы и эмблематы», «Метаморфозы» Овидия, басней Эзопа, открытие первых публичных библиотек).

Получила развитие историческая наука. По заданию Петра I справщик Московской типографии Ф, П. Поликарпов предпринял попытку составить «Историю России», секретарь русского посла в Швеции А. Манкиев написал «Ядро российской истории». Была создана «История свейской войны» (Северной войны). Географи­ческая наука развивалась преимущественно за счет изучения востока и северо-востока страны. Проводились картографические работы и геологические изыскания. Начала зарождаться экономи­ческая наука («Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова). В результате в 1724г. учреждается Академия наук в составе 3-х «классов» - математического, физического и общественных наук и академическая гимназия при ней. В Петербурге открывается кунст-камера с коллекциями минералов, древних монет, предме­тов утвари и одежды различных народов.

В изобразительном искусстве утверждаются реалистические тенденции в портретной живописи И. Никитина, Г. Адольского, А. Матвеева.

В архитектуре стиль барокко сочетается с традициями русско­го зодчества XVII в. (колонны, портики, фронтоны и одновременно - русские узорчатые украшения). Складывается «московское барокко», характерное для каменных построек и отличающееся нарядным убранством зданий: Царские чертоги в Троице-Сергие-вом монастыре, дворец Лефорта, церковь в Филях, Меншикова башня в Москве и др. В деревянном зодчестве продолжаются традиции XVII в., особенно на русском Севере - Успенский собор в г. Кеми, ансамбль в Кижах и др. С 1724 г. архитекторами Д. Трезини и М. Земцовым начинается каменная застройка Санкт-Петербурга с его правильной планировкой улиц, проспектами, парками, дворцовыми ансамблями, загородными резиденциями царя и придворной знати, Закладываются Петергоф, Петропавлов­ская крепость, Адмиралтейство, здание «Двенадцати коллегий».

В целом в культуре петровской эпохи причудливо совмести­лись элементы Ренессанса и барокко, рационализма и раннего просветительства. Все это подготовило расцвет русского класси­цизма и во многом определило его национальное своеобразие.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!