Русская культура конца XV — XVI в.

3 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Рубеж XV - XVI вв. - переломный в историческом развитии русских земель. Три связанных между собой явления харак­терны для этого времени: образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского ига и завершение формирования русской (великорусской) народно­сти. Все они оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.

Преодоление феодальной раздробленности, создание единой государственной власти создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития страны, послужило мо­гучим стимулом подъема национального самосознания. Благо­творное влияние этих факторов сказалось на развитии всей рус­ской культуры в конце XV-первой половине XVI в., особенно ярко проявившись в общественно-политической мысли и архи­тектуре. Но с середины XVI в. со вступлением в действие та­ких негативных факторов, как усиление роли церкви в государ­стве и рост крепостнических отношений, темпы развития куль­туры замедлились.

В XVI в. завершилось формирование русской (великорусской) народности, образовалось единое Российское государство, воб­равшее все земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Центром складывавшейся культуры русской народности оконча­тельно становилась Москва. Происходило постепенное объеди­нение местных культур, положившее начало созданию обще­русской культуры. Именно в XVI в. отстоялись и выработались многие ее черты, сохранявшиеся в основном и в последующие века.

Образование единого государства происходило в неразрывной связи с борьбой против золотоордынского ига, которое было свергнуто в 1480 г. Однако и после этого на протяжении длительного периода Российскому государству пришлось с громад­ным напряжением сил вести борьбу за сохранение националь­ной независимости с агрессией остатков Золотой Орды и запад­ных соседей. Эта борьба наложила заметный отпечаток на ма­териальную культуру, что проявилось, например, в развитии крепостного строительства и производства оружия, в том числе огнестрельного.

И в духовной культуре идея единства и борьбы за независи­мость с иноземными захватчиками продолжала оставаться одной из ведущих.

В период монголо-татарского ига Русь была изолирована от стран Центральной и Западной Европы, продвинувшихся вперед в своем развитии. Для Российского государства установление связей с западноевропейской культурой было важным условием преодоления отсталости и укрепления своего положения среди европейских держав. В конце XV - начале XVI в. успешно раз­вивались связи с Италией и другими странами, благотворно ска­завшиеся на русской культуре, в Россию приезжали рабо­тать выдающиеся зодчие и другие мастера. Однако возрастание влияния церкви на духовную жизнь страны, усиление ее борьбы против "латинства", против проникновения светских знаний су­щественно затрудняли развитие этих связей.

Российское государство сформировалось как государство фео­дально-крепостническое. Этот процесс сопровождался усилени­ем феодального гнета, закрепощением крестьян, нашедшим свое отражение в законодательстве конца XVI в., что в свою очередь вызвало обострение социальных и внутриклассовых противоре­чий. Все это сказалось на характере развития культуры в это время (конец XV - первая половина XVI в.), отличительной чертой которой было усиление светских и демократических элементов, что особенно ярко проявилось в еретических движе­ниях. Эти движения, проникнутые антифеодальными и антицер­ковными мотивами, ознаменовали начало борьбы против заси­лья церкви и ее идеологии в культуре, против ее стремления к консервации культурного развития и поддержанию культурной изоляции России. Но не следует преувеличивать значение этих явлений: в то время их развитие тормозилось слабостью их соци­альной базы и усиливавшимся феодально-крепостническим гне­том. До кризиса средневекового мировоззрения было еще далеко.

Важнейший фактор развития культуры - влияние церкви на духовную жизнь общества, прочность ее позиций в государстве, а это в немалой степени определялось характером взаимоотно­шений церкви и государственной власти. На протяжении рас­сматриваемого периода эти взаимоотношения были далеко не одинаковыми.

Конец XV в. ознаменовался углублением противоречий между церковью и государством, вызванным теократическими устрем­лениями иерархов церкви и   замыслами   великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных владений. Последнее, а также рост еретических движений, борьба различ­ных группировок внутри самой церкви ослабляли ее позиции и влияние на духовную жизнь.

Однако церковь и государство, эти две ведущие силы средне­векового общества, не только соперничали друг с другом, но и нуждались во взаимной поддержке. С начала XVI в. постепенно складывается союз государственной власти и "иосифлянской" церкви на основе взаимных уступок. Отказавшись от теократи­ческих устремлений и выдвинув теорию божественного проис­хождения власти, церковь обеспечила себе поддержку государ­ства в борьбе с ее идейными противниками. Со своей стороны, и великокняжеская власть, отказавшись от планов секуляризации церковных земель, обеспечила себе идеологическую поддержку церкви, без которой не могла обойтись. Дальнейший ход госу­дарственной централизации сопровождался усилением церков-но-религиозного влияния, укреплением позиций церкви в ду­ховной жизни страны. Поэтому прогрессивные общественные силы страны, выступавшие против усиления самодержавия, все более выражали свое критическое отношение и к официальной церкви. Развитие прогрессивных тенденций в культуре, элемен­тов рационалистического мировоззрения оказалось связанным с кругами, оппозиционными самодержавию.

Поскольку церкви отводилась важная роль в укреплении само­державной власти, ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Церковь повела борьбу с "латинством", со свет­ским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламента­цию живописи, зодчества, литературы, всей духовной жизни, что отрицательно сказалось на развитии культуры в целом, привело к появлению в ней консервативных тенденций. Еще более ослож­нили условия для развития культуры Ливонская война и оприч­нина, которая принесла немалый урон хозяйству страны, народу. Усиление феодальной эксплуатации и закрепостительная поли­тика государства, распространявшаяся не только на сельское население, но и на города, еще более затрудняли культурный про­гресс.

Таким образом, культура в XVI в. развивалась в сложных и противоречивых условиях. Наряду с позитивными факторами, стимулировавшими ее развитие, действовали и факторы нега­тивные, ставившие серьезные преграды на пути культурного про­гресса. Главными из них были господство церкви и рост крепост­нических отношений. Тем не менее XVI век отмечен величай­шими достижениями в различных сферах культуры, которые по­служили основой для ее дальнейшего развития в XVII веке, от­крывающем "новый период" русской истории.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!