Русская идея в интепретации русских философов (Вл. Соловьев)

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План

1. Введение
2. Основная часть. Соловьев В.С. О русской идее.
3. Заключение
4. Список литературы
Приложение

Введение

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) - выдающийся, истинно гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам. Для философа по призванию, как сказал Вл. Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений и страхов (1).
Он первым в России создал свою особую философскую систему. По словам С. Булгакова, философская система Вл. Соловьева есть самый полнозвучный аккорд в истории философии. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог.
Стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма.
Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства - оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.
Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, - это тело Божие или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София - Мудрость Божия. Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьев не мог признать его совершенным, но лишь идущим к совершенству. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль ее освободителя и спасителя («теурга») (4). Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.
Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направление.

Основная часть. Соловьев В.С. О русской идее.

Статья написана в Париже  23 мая 1888 года. Целью статьи, как отмечает Соловьев, является «…бесполезный в глазах некоторых, слишком смелый по мнению других, этот вопрос в действительности является самым важным из всех для русского, да и вне России он не может показаться лишенным интереса для всякого серьезно мыслящего человека. Я имею в виду вопрос о смысле существования России во всемирной истории…» (5, с.3).
Соловьев утверждает, чо такое государство, как Российская империя не может существовать без идеи, без цели, которая ее сплачивает, позволяет противостоять бедам, нападениям, войнам и т.д. Соловьев не стал рассматривать историю России для определения сути русской идеи, он обратился к религиозной сфере. При этом, Соловьев считает, что нельзя рассматривать один народ отдельно от другого, поскольку «…раз мы признаем существенное и реальное единство человеческого рода - а признать его приходится, ибо это есть религиозная истина, оправданная рациональной философией и подтвержденная точной наукой, - раз мы признаем это субстанциональное единство, мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, - вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога» (5, с.4).
По мнению Соловьева все отличия между народами – «орального качества», поскольку определяющей является именно идея бога – центральная идея для всего человечества. Данная идея распадается у Соловьева на множество подыдей, которые соответствую национальным идеям. Эта идея – призвание: «Призвание, или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа - индивида или нации - и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг, - эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места. Моральное существо никогда не может освободиться от власти божественной идеи, являющейся смыслом его бытия, но от него самого зависит носить ее в сердце своем и в судьбах своих как благословение или как проклятие» (5, с.5).
Естественно, что для Соловьева такая идея заключается только в христианстве. Народы, которые не имеют христианства, не принадлежат этой религии – не имеют идеи, и бог их лишает истории. Примером подобного народа Соловьев приводит – евреев: «…не похоже на то, чтобы общественное мнение и национальное чувство евреев было особенно благорасположено к христианству… - "ожесточение" евреев не есть единственная причина их враждебного положения по отношению к христианству…» (5, с.6)
По мнению философа, беды евреев заключаются в том, что этот народ, «предназначенный даровать миру христианство», выполнил эту миссию против воли, что в течение восемнадцати веков он упорно отметает божественную идею, которую «он носил в лоне своем и которая была истинным смыслом его существования» (5, с. 6). Соответственно, Соловьев делает вывод, что есть народы заблудшие в своем развитии, отринувшие идею христианства: «вне христианства историческое дело Израиля потерпело крушение и что, следовательно, народ может при случае не понять своего призвания» (с.6). Кстати, здесь, на мой взгляд, Соловьев не оригинален – евреев нигде не любили, как народ, которого бог выгнал со своей родины.
Свой анализ развития христианской идеи Соловьев сопровождает большим количеством цитат из священного писания, изречений исторических деятелей, царей прошлого.
Важнейшим фактом в истории русского народа Соловьев считает принятие христианства князем Владимиром: «…когда я думаю о пророческих лучах великого будущего, озарявших первые шаги нашей истории, когда я вспоминаю о благородном и мудром акте национального самоотречения, создавшем более тысячи лет тому назад русское государство в дни, когда наши предки, видя недостаточность туземных элементов для организации общественного порядка, по своей доброй воле и по зрелом размышлении призвали к власти скандинавских князей, сказав им достопамятные слова: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами"…» (5, с.7).
По мнению Соловьева, уже сам факт принятия христианства позволил Владимиру прекратить череду грехов, убийств и т.д. По мнению философа, совершенно неверному, Владимира прозвал народ Красно Солнышко именно за то, что он ввел христианство на Руси. Тем не менее, как мне кажется, философ слишком легко  «забыл» как вводилось это христианство, скольких людей убили дружины Владимира, сколько раскольников сгорели заживо за это же самое христианство.
Однако, Соловьев называет Россию прямой наследницей Византии, истинно христианским государством, которое должно принести в Европу свет истинной идеи. Поэтому для России нельзя отгородиться от всего мира как Китай – железной стеной – это будет гибель: «Если Россия будет упорствовать на пути гнетущего обскурантизма, на который она вновь вступила теперь, место на Востоке займет другая национальная сила, в значительной степени менее одаренная, но зато и значительно более устойчивая в своих ограниченных духовных силах. Болгары, вчера еще столь любезные нам и покровительствуемые нами, сегодня презренные бунтовщики в наших глазах, завтра станут нашими торжествующими соперниками и господами древней Византии» (5, с.8).
Как отмечает философ, для России не все еще потеряно – хоть Россия и отреклась от смысла своего существования, «она не отреклась от веры и любви первой своей юности». Царское правительство еще может отказаться от политики эгоизма и национального отупения, которая неизбежно приведет к крушению «нашу историческую миссию».
По мнению Соловьева, пресса, которая формирует общественное мнение, специально отклоняет народ от русской идеи. Яркий пример – поведение философа в момент убийства отца Николая II – Соловьев просил царя помиловать убийц – ибо христианский царь не может проливать кровь.  Пресса же требовала казни. Соловьев говорит, что смысл существования наций лежит не в них самих, а во всем человечестве.  Само же человечество - не абстрактное существо, «его субстанциальная форма реализуется в христианском мире, в Вселенской Церкви».

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!