Русская философия 11-17 веков 3

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Зарождение традиции и особенности русской философии.
2. Философия М. Ломоносова.
3. Философское учение А. Н. Радищева.
Выводы
Список литературы

1. Зарождение традиции и особенности русской философии.

Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии, в том числе русскую философию. Мировое значение имеет не только отечественная литература и музыка, но и философия. Рядом с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Глинки, Чайковского, Мусоргского по праву должны быть помещены имена философов: Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосева и многих других.
Принятие христианства русским народом в 988 г. явилось поворотным пунктом в его развитии. Процесс христианизации потребовал от тогдашних мыслителей геоцентрических представлений. Так как в процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант христианства, то в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали неоплатонические геоцентрические тенденции. Вплоть до реформаторской деятельности Петра I русская философия осваивала геоцентрические представления, что соответствует приблизительно периоду западноевропейской средневековой философии.
Реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению русских интеллектуалов с западноевропейской философией. Началось энергичное усвоение ее потенциала. Среди русского дворянства распространилось вольтерианство с его вольнодумством. Были популярны, особенно среди масонов, мистика француза Сен-Мартэна и немца Якоба Бёме. Многие увлекались идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Продолжались поиски философской сути христианства.
Русская философия обладает своеобразием, отразившим и особенности русской истории, и образа мысли, психологии народа, роли мифологии, религии в формировании этой психологии.
Таким своеобразными чертами является внеуниверситетская свободная форма философствования (письма, поучения, размышления, молитвы, религиозные тексты, статьи), особая роль нравственных и эстетических мотивов, связь с литературой, с искусством вообще, идеи мессианизма, утопизма, особая роль космических идей и предчувствий. Все эти черты по-разному и в разных сочетаниях проявлялись на протяжении тысячелетия. Хотя в последние десятилетия (20 - 80 годы XX века) своеобразные черты стирались, а история русской мысли сужалась, деформировалась, тем не менее, эти черты не исчезли, и, изучая историю русской философской мысли, мы должны их учитывать, не «подгоняя» русскую мысль под единый общеевропейский стандарт.
Сложная, трагическая, напряженная история русской философии еще не получила достаточного целостного отражения в литературе. Слишком часто мы уподоблялись тем, высмеянным Герценом, ученым мужам, которые так близко подходили к храму науки, что видели лишь отдельный кирпич и не видели храма в целом.
Необычайный рост общественного интереса к истории русской философии, наблюдаемый сегодня, сам по себе является историко-философским и социально-психологическим феноменом, который заслуживает осмысления и еще ждет своего освещения.
Русская философия вышла за рамки традиционных проблем академической философии, она - неотъемлемая часть русской культуры, она тесно связана с искусством и религией, моралью и политическими идеями.
Особое значение приобретают такие характеристики русской философии, как ее неразрывная связь с литературой и религией, значительное место в которой занимают внерациональные формы познания мира, например интуиция, и в особенности такая черта, как выдвижение нравственной оценки людей, их деяний, событий, в том числе социальных и политических, - на первый план. Все эти черты действительно выражают национальное своеобразие русской философии, при условии, что ее развитие не противопоставляется общим чертам философской мысли других народов и сама русская философия не возвышается искусственно как самая «высшая» и «глубокая». Таковы черты национального своеобразия русской философской мысли? Интерес к обществу и человеку в нем органически присущ русской философской мысли, более того, самой сущности народного мироощущения.
Эта исходная, далеко не всегда рационально осознаваемая и тем более формулируемая установка нашла свое отражение в том, что в русской философии, во всяком случае, в лучших ее творческих, а не школярских, не эпигонских образцах, не получили широкого развития ни абстрактно-логические построения, ни индивидуализм.
Русские философы настойчиво преодолевали «комплекс неполноценности», ложное, но прочное убеждение о вторичности, несамостоятельности русской философской мысли, отстаивая ее самобытность.
Одно из проявлений утопического сознания - иллюзорное представление о богоизбранности России, о ее мистической, необъяснимой («умом Россию не понять!») миссии спасать. Среди сочинений болгарских авторов — прежде всего книги одного из братьев-просветителей - Кирилла (Константина), не случайно прозванного Философом. Он поддерживал первенство разума перед верой, ведя жаркие диспуты с последователями иудаизма и ислама, в то же время проявляя веротерпимость. К Богу ближе тот, писал он, кто просвещен. Именно Кирилл создал первую на славянском языке систему философских категорий, таких как «бытие», «небытие», «идея», «вещь», «мудрость», «природа», «вселенная». Идеи Кирилла получили свое развитие в сочинениях других болгарских авторов, таких как царь Симеон и натурфилософ и богослов Иоанн Экзарх.
Болгарская книжность способствовала взлету духовной культуры родственной ей Киевской Руси. (В книгах известного историка русской философии А. Ф. Замалеева подробно раскрыта роль этого, как и других источников философии Киевской Руси.)
Одной из особенностей философской мысли Руси была ее своеобразная форма выражения. В трудах академика Д. С. Лихачева убедительно показано, что литература Руси обладала всеохватывающим внутренним единством, единством темы и единством взгляда на мир. Именно литература средневековой Руси несла в себе все содержание философского знания, выработанного мыслью того времени. Переводная византийская и болгарская литература, при всем ее значении для ранних этапов культуры Руси, не могла выразить растущее чувство национального самосознания, необходимости единства огромного государства, охватывающего многие разнородные княжества. Кроме того, культура Киевской Руси формировалась в тесной связи с культурами Византии, южных и западных славян, скандинавских и тюркских народов. Осознание этой связи и в то же время собственной неповторимости, своеобразия, определяло и характер воплощения мысли в духовной культуре средневековой Руси - это были послания, моления, сказания, политическая публицистика, поучения - жанры нетрадиционные, свободные от слепого следования книжным канонам, потому связанные с народным сознанием, самосознанием, с языческими верованиями, с фольклором.
Конечно, многие сочинения мыслителей Киевской Руси были облачены в религиозную форму, что было совершенно неизбежно - ядром средневековой культуры и на Западе и на Востоке являлась религия, она воплощала геоцентризм этой культуры, т. е. признание Бога творцом и центром Вселенной, определяющим все деяния человеческие. Соответственно и мораль, и искусство, и знания о природе, и философия облекались в той или иной мере в религиозную форму. Это был противоречивый процесс, и его нельзя оценивать плоско, односторонне, расставляя знаки «плюс» или «минус». Конечно, непреложное следование догмам религии сковывало человеческую мысль, в особенности познание природы. В то же время христианство, в том числе и в его православной форме, содержало глубокие гуманистические идеи, оно определило обращение человеческой мысли к проблемам души и тела, добра и зла, верности своей вере и в то же время веротерпимости. Оно провозгласило преодоление племенной, расовой узости и приниженности, раскрыло перед людьми горизонты общечеловеческих начал. Поэтому религиозная форма, обращение к религиозным сюжетам, опора на образы Ветхого и Нового Завета, характерные для сочинений мыслителей средневековой Руси, не должны скрывать для нас цельности поисков мысли, стремление понять и передать и сложные человеческие взаимоотношения, и оценку различных форм поведения, «деяния» человека, и его отношения к родной земле.
Русская философская мысль не была изолирована от традиций мировой философской мысли. Сложными путями высшие в ту пору ее достижения — античная философия — достигли читающих и мыслящих людей Киевской Руси. Восприятие античной философской мысли, осуществлявшееся благодаря византийским источникам, было сложным и противоречивым. Дело в том, что многие византийские авторы, даже самые глубокие из них, отвергали самостоятельное мышление человека, любые проявления рационализма, противостоящего слепой, нерассуждающей  вере, и утверждали мистические и аскетические идеи восточной церкви с ее призывами ухода от мирских соблазнов, от жизни, от всего, что находится за монастырскими стенами, за пределами иноческой кельи и пещеры отшельника. Поэтому, естественно, они отрицательно относились к античному философскому наследию с его живым восприятием мира, стремлением познать и окружающий мир, и самого себя.
Развитие философской мысли в Московской Руси, в эпоху позднего средневековья, совершалось в неразрывной связи с событиями в социально-политической и церковной жизни того времени. Перед Русью, пережившей трагические века азиатских нашествий, ордынского ига, междуусобных войн удельных князей, вставали исторические задачи образования единого государства. Происходил сложнейший процесс «собирания Руси» московскими князьями» утверждения международного авторитета Руси, спасшей Европу от азиатских завоевателей, поиски форм самостоятельности русской церкви, ее места в обществе. Вполне естественно, что все эти жизненные проблемы отразились и в духовной жизни Руси, в той борьбе, которая совершалась и среди боярства, и в самой церкви, стремившейся к усилению своего могущества.
В XIII - XV веках в духовной жизни Руси значительную роль играют различные ереси — формы противостояния официальной церкви и ее идеям — византийскому по своему происхождению православию. Такова ересь стригольников, имевшая распространение в Новгородской и Псковской землях.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!