Руководитель как оратор

17 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Выступление руководителя перед аудиторией являет­ся еще одной формой коммуникации, с помощью которой создается соответствующий морально-психологический климат в коллективе. Каждый руководитель должен уметь действенно, убедительно, грамотно и понятно изла­гать свои мысли перед аудиторией.

Устное выступление представляет собой средство ком­муникации, выполняющее ряд важных функций. Выступ­ление может служить для описания ситуации, для выра­жения отношения к определенным событиям или фактам, для побуждения слушателей к определенным действиям или поведению. Границы между различными видами вы­ступлений весьма расплывчаты.

При подготовке выступления необходимо поставить перед собой следующие вопросы:

-     Каков круг слушателей?

-     Какова причина выступления?

-     Что необходимо раскрыть в выступлении и какова его тема?

-     Каковы цели выступления?

-     Как нужно сформулировать свои мысли, чтобы удовлетворить требования слушателей, раскрыть тему и достигнуть цели выступления?

Хотя выступления бывают разного характера, тем не менее, можно установить для них некоторые общие пра­вила. Используем здесь пример доклада.

После уточнения темы и установления, для кого он будет прочитан, приступаем к отбору материала. В пер­вую очередь, припоминаем, что нам известно по данной проблеме, какие мы знаем труды, исследования, каков наш опыт в работе. Результат систематизируем и придаем форму подробного плана.

Следующий этап — это знакомство с литературой. Изучение начинаем с наиболее общего характера книги, в которой интересующие нас проблемы составляют не­которую часть. Это позволяет шире взглянуть на тему. Помните, что докладчик, представляя в докладе какой-то фрагмент знаний, должен знать по этой теме значительно больше. В дальнейшем мы приступаем к изучению книг илиотдельных разделов, касающихся только данной проблемы. Читаем с карандашом в руке, причем стараемся уловить главные мысли автора, обособить основные и второсте­пенные вопросы, установить их взаимосвязи.

После такого сбора материала приступаем к его упо­рядочению, выбору тех вопросов, которые касаются темы совещания, требуют акцентирования, расширенной трак­товки. Затем составляем тезисы доклада, группируем ар­гументацию, примеры, обращаем внимание на речь.

Окончательная форма доклада зависит от опыта док­ладчика. Если у него нет большого опыта, он составляет доклад, пользуясь собственными тезисами, а затем гото­вый текст читает вслух. Это облегчает отрыв от записей во время чтения доклада, поддерживания зрительского контакта со слушателями и быстрого нахождения нужно­го фрагмента в тексте.

Более свободно будет чувствовать себя опытное лицо. В этом случае достаточно подготовить подробный кон­спект, содержащий тезисы; перечисление примеров и избранных предложений, требующих делового цитиро­вания, а также статистических данных в ограниченном количестве.

Лучше всего написать доклад и прочитать его по памя­ти, только по необходимости обращаясь к подготовленно­му тексту.

О качестве доклада говорит главным образом его содер­жание, которое должно быть выражено в ясной и сжатой форме. Нагромождение абстрактных фраз, частое исполь­зование иностранных оборотов, которые определенная часть слушателей не понимает, снижают степень усво­ения доклада.

Доклад должен быть изложен понятной речью за оп­ределенное время, например, 35-40 минут. Монотонная речь не вызывает интереса и, как правило, плохо воспринимается. Время от времени мы слышим доклады, кото­рые совсем не воспринимаются. Вот выдержка из одного такого доклада: «Новые организационные формы, обос­новывающие нужды конкретизации и специализации хо­зяйственной деятельности, создали условия более резуль­тативного влияния на интенсификацию, модернизацию и рост продукции».

Докладчик, читая доклад, стремится сконцентриро­вать внимание аудитории. Это трудная задача, требующая применения соответствующих средств выразительности. Читая доклад, необходимо периодически смотреть на слу­шателей, стараясь окинуть взглядом всю аудиторию.

Отсутствие зрительного контакта ослабляет связь с присутствующими, которые перестают следить за течени­ем мысли докладчика. Доклад, читаемый с листа, бази­рующийся только на слуховом контакте с собравшимися, как правило, не вызывает большого интереса.

Докладчик должен войти в свою роль. Его эмоциональ­ная заинтересованность выражается в соответствующем модулировании голоса. Это имеет большое значение, так как аудитория воспринимает не только содержание док­лада, но и отношение докладчика, его точку зрения на высказываемые взгляды. Формальное отношение доклад­чика к содержанию доклада вызывает равнодушие.

В докладе обговариваются различные проблемы — и те, которые имеют большое значение, и второстепенно­го характера, служащие фоном. Слушатель должен уло­вить важные проблемы и сконцентрировать на них свое внимание.

Поэтому докладчик, преподнося тезисы доклада и от­мечая другие важные вопросы, должен пользоваться та­кими оборотами, как: «таким образом», «это требует», «следовательно».   После этих оборотов следует выводперечисленных главных пунктов или проблем, которые нужно запомнить.

Другим средством, используемым во время чтения доклада, является повторение некоторых слов и оборо­тов с целью выделения или подчеркивания определенных важных моментов. Например, «Первым здоровается тот, кто входит в помещение. Даже если входит женщина, а в помещении — мужчины, даже если начальник вхо­дит к подчиненным, даже если входит старший, а в по­мещении — молодые люди, — всегда первым здоровается тот, кто входит». Автор этого короткого текста три раза использовал слово «даже», чтобы этим подчеркнуть оп­ределенные правила, обязательные в отношениях между людьми.

С проблемой концентрации внимания тесно связан во­прос — в какой момент нужно начинать чтение доклада. Опытный докладчик после подъема на трибуну подождет, пока все рассядутся, перестанут разговаривать, сконцент­рируются. Только тогда он сочтет, что наступил соответ­ствующий момент для начала доклада.

Докладчик, делающий первые шаги, чаще всего на­чинает свою речь, несмотря на то, что аудитория еще не готова слушать. Таким образом, он теряет то, что на спор­тивном языке называется «хороший старт». Умение скон­центрировать внимание аудитории — это одно из средств, обеспечивающих успех, поэтому нельзя игнорировать этот вопрос.

Читая доклад, мы стараемся говорить короткими предложениями, выразительно, делая паузы, акценти­руя важнейшие моменты тоном, жестом, мимикой. Мы не должны говорить ни слишком громко, ни слишком тихо, ни слишком медленно, ни слишком быстро, так как это затрудняет улавливание главных мыслей и ве­дение записей.

Опытный докладчик время от времени проверяет, что происходит в зале, слушают ли его внимательно, нет ли уаудитории усталости. Если он заметит ослабление инте­реса и внимания, то попытается вновь «завоевать» ауди­торию, применяя такие средства выразительности, как модулирование голоса, изменение темпа, вставляя посло­вицу или шутку, связанные с рассматриваемым вопро­сом. Шутка не только вызывает разрядку, но и сокращает дистанцию между докладчиком и слушателями и завоевы­вает симпатии к нему.

Вспомним еще о волнении. Приступая к чтению док­лада, докладчик, как правило, волнуется. Отсутствие волнения — сигнал, свидетельствующий о чрезмерной самоуверенности. Волнение присутствует в большей или меньшей степени у всех. Проявляется оно, среди прочего, прерывающимся или сдавленным голосом, слишком частым одергиванием одежды, приглаживанием волос. Большое волнение может затруднить выполнение задачи. Однако состояние легкого возбуждения в момент начала доклада часто оказывает положительное влияние, так как возбуждает активность, акцентирует внимание. Нет средства, которое помогло бы избежать волнения. Хорошее знание предмета и старательная подготовка доклада могут его ослабить. Чем основательнее знание, тем лучше самочувствие и, как следствие, меньше вол­нение.

Важное место в докладах имеют его начало и конец. Несколько предложений должны заинтересовать ауди­торию, вызвать желание слушать продолжение. Поэтому опытные докладчики начинают свою речь хорошо подоб­ранным стихотворением, каким-либо изречением и пред­ставлением проблемы.

Не менее важный элемент и окончание доклада. Кра­сиво произнесенные последние предложения вызывают хорошее впечатление и влияют на общую оценку. Начиная выступление на торжественном собрании, в первых строках называем того, к кому обращаемся (к представителям государственной власти и др.). Этот вежливый оборот дополняем словами, свидетельству­ющими о том, что мы обращаемся также и ко всем при­сутствующим .

Вступительное слово к докладу может звучать: «Гос­подин министр, уважаемые гости», «Господин председа­тель, дорогие коллеги», «Господин директор, дамы и гос­пода».

Участвуя в собраниях, мы вынуждены иногда бросать реплики, например, если мы не соглашаемся с выступа­ющим. Реплику мы произносим спокойно, не повышая голос, так как решающую роль здесь играют аргументы.

Свою позицию мы стараемся обосновать и защитить. Мы не уступаем по содержанию, но мягки в форме выра­жения. Это проявляется в тоне голоса и соответствующем подборе слов.

Но нужно также принимать во внимание аргументы других. Они могут повлиять на нашу точку зрения и даже изменить ее.

Стоит, однако, напомнить изречение Черчилля: «Тему должен исчерпать оратср, а не слушатель».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!