Розыск водителя и транспортного средства, скрывшихся с места ДТП

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С целью уклонения от ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации ТС, повлекшее преступный результат, водитель нередко скрывается с места ДТП, используя для этого ТС, управляя которым он совершил преступление. В такой ситуации должен быть проведен комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на установление примет скрывшегося водителя и ТС и направления движения ТС с места происшествия.

Если автомобиль скрылся с места происшествия и видны его следы на дороге, то осмотр дорожного участка надо начинать в том направлении, в котором автомобиль уехал. На этом отрезке участка дороги следователь в некоторых случаях может по следам колес определить место, где автомобиль останавливался, например, для того чтобы водителю отойти от шока. Иногда в том направлении, в котором автомобиль скрылся, можно на проезжей части или около нее обнаружить его утерянные детали.

Такой осмотр нередко превращается в преследование «по горячим следам».

Необходимо отметить, что основная нагрузка на розыск и задержание транспортных средств, скрывшихся с мест ДТП,  ложится  на отделы (отделения) розыска ГИБДД , имеющих обширную информационную базу. Также большую роль в раскрытии играют и дежурные части РОВД-ГУВД-ГОВД и СП ДПС, принимающие по «горячим следам»  разыскные мероприятия и операции «ПЕРЕХВАТ», осуществляющие информирование других подразделений и служб ОВД. На подразделения ГИБДД, совместно с оперативными службами УР, приходится и работа по указаниям и отдельным поручениям следователей. Должная организация и взаимодействие следственных подразделений и ГИБДД (др. служб) в раскрытии и расследовании данных видов преступлений, как правило, приводят к установлению преступников и привлечению их к уголовной ответственности. В подавляющем большинстве случаев при получении сообщений о дорожно-транспортных происшествиях, особенно со смертельным исходом, следственно-оперативные группы на места происшествий выезжают своевременно, следователи при ОВД осмотры мест происшествий проводят с соблюдением УПК РФ, что позволяет обнаружить и закрепить доказательственную базу по горячим следам[1].

При поисках конкретного автомобиля, оставившего следы на месте происшествия, надо иметь в виду, что к моменту обнаружения ТС на нем могут быть заменены отдельные шины или переставлены колеса.

Установление этих обстоятельств, как правило, осложнено тем, что ДТП всегда происходит неожиданно для окружающих и носит скоротечный характер. Поэтому пострадавшие и очевидцы в лучшем случае успевают воспринять лишь отдельные отличительные признаки водителя и управляемого им ТС. По прибытии на место ДТП следователь до начала осмотра должен лично с помощью сотрудников органов дознания установить очевидцев преступления и опросить их как можно подробнее о приметах скрывшегося водителя и ТС. Даже разрозненная информация, будучи сведенной воедино, может оказать помощь в установлении личности водителя и ТС – участников ДТП.

Особую актуальность приобретает тщательный осмотр места ДТП, так как в ходе проведения следственного действия нередко удается получить фактические данные, имеющие значение для идентификации скрывшегося ТС. В частности, по рисунку протекторов, ширине полей колес, длине окружности колеса, расстоянию между колесами одной оси и по другим признакам можно определить вид, марку, модель ТС и направление его движения. Тип и модель автомобиля можно ориентировочно установить по размерам колеи и базы  с помощью таблицы (см. Приложение).

Определяя направление движения ТС, следует иметь в виду следующее:

в следах шин повышенной проходимости вершины углов рисунка направлены, как правило, в сторону, обратную направлению движения;

брызги воды и жидкой грязи (при переезде луж) отбрасываются по ходу колеса вперед и в сторону;

пыль, увлекаемая воздушным потоком, размещается вдоль следа веером, раскрытым в сторону, обратную направлению движения ТС;

при переезде колесами ТС прутьев, соломинок и иных подобных предметов они ломаются или изгибаются под углом, раскрытым в сторону движения;

в объемном следе на боковых его стенах образуются дугообразные полоски, идущие со дна вверх по углам, обращенным в сторону движения автомобиля;

капли масла, крови и воды, падавшие с ТС, будут расположены по дороге пятнами, сужающимися по направлению движения;

дно следа иногда состоит из уступов, пологие стороны которых обращены в сторону движения;

кусочки грунта перемещаются колесами в сторону, обратную направлению движения;

трава приглаживается буксующими колесами в сторону, обратную направлению движения.Оставшиеся на месте ДТП следы масла, топлива, тормозной или охлаждающей жидкости дают основания полагать, что ТС имеет определенные дефекты – неисправность тормозной системы, повреждения топливного бака, радиатора и т. п.При осмотре места ДТП, повлекшего смерть пострадавшего, необходимо особо тщательно и в первую очередь осмотреть одежду и тело пострадавшего, так как на них могут остаться следы от удара ТС, которые дают основания для выдвижении версий о марке и модели ТС, о наличии на соответствующих его частях и деталях вмятин, крови, волос, ткани, частиц одежды и т. п.Небрежный, поверхностный осмотр места ДТП иногда приводит к тому, что преступление остается нераскрытым. При розыске водителя и ТС, скрывшихся с места происшествия, необходимо использовать помощь общественности и населения. Для этого могут применяться различные формы: выступления следователя, сотрудников ГИБДД, участковых уполномоченных милиции перед коллективами предприятий, учреждений и организаций с сообщениями об обстоятельствах ДТП; обращения к населению через средства массовой информации с просьбой сообщить обстоятельства, известные гражданам о ДТП; индивидуальные беседы с гражданами, которые по имеющимся сведениям могли быть очевидцами ДТП, но по тем или иным причинам не желают сообщить следователю все известное им о приметах скрывшегося водителя и ТС и т. п.Анализ проблем первого направления показывает, что повышение эффективности использования специальных знаний при проведении следственных действий возможно только при высоком уровне этих знаний и навыков использования их сотрудниками следствия. При расследовании преступлений по «горячим следам» следователь должен знать о существовании таких приборов, как прибор для обнаружения и изъятия пылевых следов обуви на ковровых поверхностях «ПОС-Т1», разработанный МВД Республики Татарстан и КГТУ им. А. Н. Туполева еще в 2004 году (позволяет изъять следы с ковра, ткани, линолеума, дерева, кожи и так далее) и другие[2].Потерпевшему, заявившему, что он может опознать преступника, как правило предъявляют фото- или видеоучеты, хранящиеся в ОВД. При положительном результате по установленным приметам преступника необходимо проверить полученную информацию по базам данных оперативно-справочных учетов (БД «Легенда», АДИС «Папилон», БД «Facemanager»). Предъявление фото- и видеоучетов должно быть оформлено процессуально, по тактическим и процессуальным правилам опознания по фотоснимкам, которые широко освещены в научной и справочной литературе. Следует заметить, что в ст. 193 УПК РФ речь идет только о возможности предъявления лица по фотографии, предъявление лица по видеозаписи и в новом УПК осталось неурегулированным. В протокол допроса, в случае предъявления свидетелю или потерпевшему видеоизображения, необходимо делать запись примерно следующего содержания: «При просмотре видеоизображения лиц, мною было опознано лицо под №___».   В результате изъятия и предварительного исследования комплекса следов на месте происшествия специалистом должна составляться «Справка специалиста-криминалиста по предварительному исследованию следов» или «Информационно-поисковая карта», которую приобщают вместе с протоколом осмотра к материалам уголовного дела. В такой справке излагаются результаты исследований по установлению пола, возраста, анатомических, физиологических, профессиональных признаков неизвестного преступника по его следам[4].

Проверка по розыскным, а также справочно-вспомогательным учетам органов внутренних дел позволяет получить информацию о личности преступника и орудии преступления[3].

Поиск преступника, проведение допросов, других следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий невозможны без составления его словесного портрета, профессионального, грамотного описания признаков его внешности.

Если в результате преследования обнаружено ТС, то принимаются меры к отысканию следов лица, управлявшего им: следов пальцев рук, частиц почвы на половом коврике водителя, микрочастиц волокон одежды, биологические объекты (кровь, слюна и др.). Это необходимо для проверки возможного заявления водителя о том, что ТС было угнано до того, как произошло ДТП. В случае поступления такого заявления, водителя необходимо освидетельствовать с целью обнаружения телесных повреждений, которые могли образоваться в результате ДТП. Если в ТС повреждено лобовое или боковые стекла, то с целью обнаружения мелких частиц стекла в ходе освидетельствования водителя, внимательно осматриваются его волосы, ушные и носовые отверстия и одежда.

Розыск водителя и ТС, скрывшихся с места происшествия, должен начинаться немедленно после получения сведений о приметах искомых объектов. С этой целью в проведении оперативно-разыскных мероприятий должны включаться подразделения ГИБДД, патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные милиции и другие подразделения органов внутренних дел.

По расположению головного убора пострадавшего также можно установить тип ТС. В частности, нахождение головного убора впереди головы пострадавшего по ходу движения автомобиля является характерным для наезда грузовым автомобилем.

Нередко на месте ДТП остаются частицы груза, перевозимого скрывшимся ТС, что позволяет установить предприятие (учреждение, организацию), которое является отправителем, получателем или перевозчиком данного груза, а затем установить и ТС, перевозившее груз.

Обнаруженные в ходе осмотра предметы со следами краски, предположительно образовавшимися в результате соприкосновения предметов с ТС, позволяют сделать вывод о цвете ТС, о возможных вмятинах, царапинах, нарушениях окраски и тому пподобное.

[1] Обзор о практике расследования дорожно-транспортных происшествий в Республике Башкортостан за 2005 год и 1 полугодие 2006 года.  Контрольно-методический отдел по ДТП и пожарам КМУ ГСУ при МВД по РБ.

[2] Аминев Ф. Г. Указ.соч.

[3] Там же.

[4] См.: Хрусталев В. Н., Трубицын Р. Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. СПб. : Питер, 2003.   С. 36–112.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!