Российская живопись XIX века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В живописи переход к реалистическому искусству произошел позднее, чем в литературе. Этому было несколько причин. Опреде­ленную роль в этом сыграла церковь, осуждавшая любые отступле­ния от византийского образца, возникавшие под влиянием народного творчества. Это приостановило начавшееся развитие самобытного искусства. Другая причина состояла в том, что основ­ными заказчиками художников были представители высшего клас­са. Только они могли дать живописцу средства к существованию. Но они нуждались скорее в копировальщиках западных произведе­ний для украшения своего быта, нежели в оригинальных произве­дениях из русской жизни. Широкая публика стала оказывать влияние на развитие живописи значительно позднее, по мере того, как стали входить в обычай художественные выставки, появились художественные музеи. Это произошло лишь в 30—40-х гг. XIX в. До этого времени в живописи царили классицизм и условность, поощрявшиеся заказчиками и закрепленные системой подготовки художников.

Основным центром обучения была Петербургская академия живописи и ваяния. В академии насаждались жесткие каноны живописи и строгая иерархия тематики. На первое место ставились темы библейские и исторические. Обучались в академии дети простых людей — крестьян, мещан и т. д. Для дворянских детей ремесло художника считалось недостойным. Академия давала хоро­шую профессиональную подготовку, позволявшую художникам овладеть европейской техникой живописи, которая затем стала слу­жить для выражения оригинального духовного содержания. Этому же способствовали и регулярные поездки учеников академии в Италию, для чего выделялись специальные стипендии.

Первая половина XIX в. была связана с творчеством выпускни­ков Петербургской академии. Они создали галерею прекрасных портретов известных людей. Это работы Кипренского, Тропинина, Брюллова. Пейзажи С. Щедрина на итальянские темы. Особо стоит картина выпускника академии Александра Иванова «Явление Хри­ста народу» (явление Мессии). Это — одно из великих произведений русского искусства, над которым автор работал двадцать лет, живя в Италии.

Характерно то, что к каким бы темам и сюжетам ни обращались художники, содержанием их произведений была Россия с ее про­блемами. Так задумывали художники, так воспринимали это и зрители. «Взгляните на это странное произведение,— писал по поводу «Последнего дня Помпеи» К.П. БрюловаА-И. Герцен.— На огромном полотне теснятся в беспорядке испуганные группы; они напрасно ищут спасения... Их уничтожает дикая, бессмысленная, беспощадная сила, против которой всякое сопротивление невоз­можно. Это вдохновения, навеянные петербургскою атмосферою».

В «Явлении Христа народу» А.А. Иванова за основу взят биб­лейский сюжет, но «...тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы», который «только ждет решительного призыва к действию»,— писал И.Е. Репин.

Тот же современный подтекст был и в картине И.Н. Крамского «Христос в пустыне» и во многих других полотнах художников его круга.

Живопись, как и литература, шла от классицизма через увлече­ние романтизмом к реализму. Заметным шагом от жестких канонов академической живописи к реализму стала картина выпускника академии Брюллова «Последний день Помпеи», выставленная в Петербурге в 1836 г., хотя и носившая еще печать схематизма и отвлеченности. В этом же направлении шли искренние работы А.Г. Венецианова на крестьянскую тему («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно»). В 40-х гг. в Москве сложился очаг реали­стического искусства: было открыто училище живописи, ваяния и зодчества. Основателем и попечителем училища был один из заме­чательных русских людей того времени М.Ф. Орлов, друг Пушкина и Чаадаева, в прошлом блестящий молодой генерал, руководивший взятием Парижа. За участие в декабристском движении он был лишен всех чинов и званий и выслан под надзор полиции. В Московском училище постепенно возобладали методы обучения «более близкого к природе».

Ростки социальной живописи в картинах Венецианова более явственно обозначились в творчестве другого художника — ПА. Фе­дотова, также не связанного с академией. Его картины на бытовые темы («Сватовство майора», «Анкор, еще анкор» и др.) не только дают яркие кусочки реальной жизни, но и несут печать трагического звучания. Картины Федотова стали предшественниками того ши­рокого движения, которое началось в русской живописи во второй половине XIX в., и привело к образованию самостоятельной русской школы.

Конец академической монополии был положен в 1863 г. 14 выпускников академии во главе с И.Н. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный им сюжет «Пир в Валгалле» и просили предоставить им самим выбор сюжета. Им было отказано и тогда они демонстративно вышли из Академии («Бунт 14-и»), образовав независимую артель художников. В 1870 году было со­здано «Товарищество передвижных выставок», душой которого был Крамской. «Товарищество» ставило своей целью отражать все мно­гообразие реальной жизни, сделать изобразительное искусство бли­же, понятнее народу и сюжетами картин, и организацией передвижных выставок. Оно объединяло в своих рядах лучшие художественные силы России.

За время существования «Товарищества» (оно прекратило свое существование в 1923 г.) им было проведено 53 выставки (годичных и этюдных, не считая параллельных в губернских городах и так называемых народных выставок). За это время в «Товариществе» состояло 110 членов. Кроме них на выставках участвовало около 440 экспонентов — художников, не являвшихся его членами. Новое по своему характеру, целям и задачам, Товарищество передвижни­ков внесло огромный вклад в русское изобразительное искусство и явилось одним из крупнейших прогрессивных явлений в мировом искусстве (14; 319).

Вся оставшаяся часть века прошла под влиянием «передвижни­ков». Их нередко, может быть, и не без оснований упрекали за излишнюю тенденциозность в некоторых работах, но бесспорно, что почти все самое значительное в русской живописи, созданное в этот период, испытало их влияние. Сформировалась русская школа живописи. Она развивалась не изолированно, а во взаимо­действии с Западным искусством, но всегда сохраняла свое непов­торимое лицо, свой почерк.

Движение передвижников объединяло самых разных художни­ков как по тематике их работ, так и по манере исполнения. Получили развитие все основные жанры живописи — исторической, жанро­вой, пейзажной, портретной. Чтобы представить себе все богатство этого периода, наверное достаточно перечислить хотя бы малую часть имен выдающихся мастеров и их работ. Полотна на истори­ческие темы: В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», Н.Н. Ге «Петр и царевич Алексей», И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», на библейские темы:

Крамской «Христос в пустыне», Ге «Тайная вечеря», В.Д. Поленов «Христос и грешница». Великолепная пейзажная живопись, запе­чатлевшая задумчивую красоту русской природы. Изумительная по одухотворенности работа Саврасова «Грачи прилетели», поэтиче­ские пейзажи Левитана, Шишкина, картины мариниста Айвазов­ского, неповторимые по цвету и колориту работы Куинджи, Врубеля, картины В.А. Серова, С.А Коровина, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, В.М. Васнецова, Н.А. Ярошенко, И. Е. Репина и др. галерея портретов выдающихся людей литературы, искусства, государственных деятелей. На полотна передвижников перенесена жизнь города и деревни, столицы и провинции, все гамма душевных потрясений, от легкой шутки до трагического, все бесконечно разнообразное содержание действительной жизни. Произведения передвижников являются выдающимся вкладом в сокровищницу русского и мирового изобразительного искусства.

В конце 90-х гг. XIX в. в Петербурге возникло художественное объединение «Мир искусства» (по названию журнала, издававше­гося с 1899 г. на средства княгини М.К. Тенишевой и художника В.А. Серова). У основания этого движения стояли художники А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере. Это новое объединение отвергало как салонность академизма, так и «тенден­циозность» передвижничества. Оно провозгласило новые эстетиче­ские принципы и намерение искать новые пути в искусстве, стремление посредством искусства изменить жизнь. Так начиналась новая полоса в развитии русской культуры, вошедшая в историю как Серебряный век.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!