Российская архитектура XIX века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В архитектуре первой половины XIX века доминировал класси­ческий стиль с его колоннадами и фронтонами. Он пришел на смену барокко в конце предыдущего века. В первые десятилетия нового века развернулось широкое строительство в обеих столицах, в губернских городах. Строились общественные и административные здания, театры, музеи. Это время оставило много замечательных памятников архитектуры. Работала плеяда выдающихся архитекто­ров. В Петербурге в градостроительной практике преобладал ансам­блевый подход. Было завершено формирование основных площа­дей — Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской. По проектам А.Н. Воронихина были созданы такие архитектурные шедевры, как Казанский собор (1801—1811 н.), Горный кадетский корпус (1806— 1811 гг.). Один из выдающихся архитекторов начала века А.Д. За­харов создал великолепное здание Адмиралтейства как символ славы Петербурга (оно было построено на месте старого адмирал­тейства, от которого был оставлен только шпиль). Еще одним архитектурным памятником этих лет является здание Петербургской биржи, построенное работавшим в России швейцарским архитек­тором Тома де Гомоном. Мастер ансамблевого подхода Карл Ива­нович Росси, создав Михайловский дворец (ныне Государственный русский музей) и Здание Главного Штаба, завершил ансамбль Дворцовой площади. Им же был создан Александрийский театр.

Крупнейшим архитектурным сооружением в Петербурге стало строительство Исаакиевского Собора, которое продолжалось 40 лет (с 1818 по 1859 г.), и было решено в формах классицизма. Перво­начальный проект А. Монферрана был значительно переработан группой видных русских архитекторов — В.П. Стасовым, К.И. Рос­си, А.А. Мельниковым и А.И. Мельниковым, которые вошли в специальный комитет по строительству храма. Росписи внутри храма были выполнены художниками К.П. Брюлловым, П.В. Васи­ным, Ф.А. Бруни и др. А. Монферран спроектировал и Александ­ровскую колонну на Дворцовой площади в Петербурге (1829—1834), органично вошедшую в ансамбль и придавшую ему большую выра­зительность. В середине века в Петербурге было построено новое здание Эрмитажа, выполненное в стиле архитектуры Возрождения:

проект П. Кленце, строители — архитекторы Н.Е. Ефимов и В.П. Стасов.

В градостроительной практике Москвы решались несколько иные задачи. Шло интенсивное восстановление города после по­жара 1812 г., уничтожившего более две трети города. В ходе восста­новления многие старые здания перестраивались. Своеобразием московской архитектуры было сочетание новых идей, пришедших в XIX в., с традициями архитектуры прошлых лет. Архитектор О.И. Бове осуществил реконструкции Красной площади. Она была расчищена от мелких построек и в середине 10-х гг. получила великолепные торговые ряды, удачно сочетавшими старую русскую архитектуру с функциональными задачами. Бове построил новое здание Большого театра, открывшего в 1825 г., и создал ансамбль Театральной площади, органически увязанной со зданием театра и сохранившимися постройками старой архитектуры. О.И. Бове была также создана Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном (на заставе Тверского тракта; ныне перенесена на проспект Куту­зова).

Другой крупный архитектор Д. Жилярди осуществил перестрой­ку сгоревшего во время пожара здания Московского университета. Очень интересными работами были два частных дома, построенных архитектором А.Г. Григорьевым на Пречистенке: дом Хрущевых (1814 г.; ныне музей А.С. Пушкина) и дом Станицкой (1817—1822 гг.; ныне музей Л.Н. Толстого).

По проектам архитектора К.А. Тона, ученика Воронихина, были построены Большой Кремлевский дворец (1839—1849), Оружейная палата (1844—1851), Николаевский вокзал (1856). Наиболее крупной церковной постройкой К.А. Тона был храм Христа Спасителя в Москве, выполненный в «русско-византийском» стиле. Его строи­тельство продолжалось более 40 лет (1839—1883). В осуществлении росписей внутри храма приняли участие многие видные художники.

Из самых значительных произведений монументальной скуль­птуры первой половины XIX в. следует назвать Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804—1818) скульптура И. Мартоса. Он органически вливался и как бы завершал оформление Красной площади. Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства Ф. Щедрина. Колесница Славы, запряженная шестеркой лошадей и сопровождаемая двумя воинами, выполненная скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. Она была водружена на триумфальной арке, перекинутой архитектором Росси между двумя зданиями Главного Штаба. Можно также отметить скульп­турную группу, правда, уже несколько другого масштаба и звучания, П.К. Клодта «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге. Целый ряд интересных работ скульпторов Ф. Толстого, Б. Орловского.

В архитектуре второй половине XIX в. наблюдаются кризисные явления. В градостроительстве все чаще встречается сочетание элементов различных стилей — Ренессанса, барокко. Древней Ви­зантии, Древней Руси. Утрачивается чувство ансамбля. Предаются забвению традиции монументальной скульптуры. С 30-х годов начинается поиск русского стиля в архитектуре. Этого требовали и официальные правительственные круги. Однако поиск часто сво­дился к простому копированию старых русских форм. И только тогда, когда изучили образцы старинного русского зодчества, были достигнуты определенные успехи. Это движение к русскому стилю шло от реставрации старых форм к их свободному сочетанию для осуществления новых архитектурных задач. Первыми такими зда­ниями в Москве стали здание Исторического музея (архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд), здание Государственной Думы (ар­хитектор Д.Н. Чичагов) и здание Верхних торговых рядов (архитек­тор А.Н. Померанцев. Ныне здание ГУМа). В области монумен­тальной скульптуры лучшая работа — памятник А.С. Пушкину (1880 г.) в Москве скульптора А. Опекушина. Плодотворно работал скульптор М.М. Антокольский, запечатлевший в своих скульптурах такие личности, как «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Ермак» (1891), «Христос» (1874) и др.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!