Россия и мир в конце 20 века

ПЛАН

1. Реформы в экономической, политической и духовной сферах российского общества.
2. Поиск нового подхода в отношениях России с другими странами.
3. Становление постиндустриального общества.
Список литературы.

1. Реформы в экономической, политической и духовной сферах российского общества.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка выявила неготовность и беспомощность государственных структур и лидеров к эффективному решению основных проблем, поставленных жизнью. Анализируя события, связанные с перестройкой и ее последствиями, следует заметить, что распад СССР не был фатальной неизбежностью. Он обусловлен в большей мере субъективными, нежели объективными факторами. 17 марта 1991 г. в стране состоялся референдум по вопросу: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как основной федерации, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?» В нем приняло участие 147 млн. человек. За сохранение Союза высказалось 112 млн. человек, то есть 78% голосовавших.
Этому событию в печати дается неоднозначное толкование. Определенную работу «по горячим следам» историки ведут, а ее результаты находят отражение в различных публикациях, но их достоверность, а главное выводы, опирающиеся на противоречивые источники, не могут не вызывать сомнений. Не со всеми приводимыми точками зрения и выводами можно соглашаться, поскольку для исторической оценки данных событий необходимо длительное время, в ходе которого можно глубоко изучить важные стороны политической истории России тех дней.
Первой и весьма важной является позиция бывшего президента СССР М.С. Горбачева, стоявшего у истоков перестройки и последующих событий, связанных с распадом СССР. В своей статье опубликованной в журнале «Свободная мысль» (1992 г., № 13), под названием «Новая политика в новой России» он высказывает свою точку зрения на прошедшие события. Понимая субъективный характер статьи, тем не менее отметим, что суждения автора важны в том плане, что они исходят от лица, имевшего прямое отношение к данным событиям, довольно активно влиявшего на них и несущего политическую ответственность за их последствия.
Горбачев считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его глубокого реформирования, превращения в Союз Суверенных Государств, другие — против. В Беловежской Пуще, за спиной президента СССР и парламента страны все мнения были перечеркнуты и Советский Союз был уничтожен. «Теперь ясно, — пишет Горбачев, — что развал союзного государства и есть главная причина той драматической ситуации, в которой оказались все республики бывшего СССР и сама Россия» (забегая несколько вперед, обратим внимание и на точку зрения президента Казахстана Н. Назарбаева: «Без России не было бы Беловежского документа, без России не распался бы Союз»).
Россия не только не выиграла от ликвидации Советского Союза, но и многое потеряла, если сравнивать ее нынешнее геополитическое положение с тем, которое имело Российское государство до победы Октябрьской революции в 1917 г. Ее территория сжалась, западные границы далеко отодвинулись на восток. Она утратила самые важные порты и выходы к морю на Балтике, на Черном море и на Каспии. Россия, провозгласив суверенитет, оказалась в положении, небывалом для ее политической истории. За пределами России сразу оказались свыше 20 млн. русских, ставших изгоями.
Основными составляющими перехода государственного строя страны в новое качество стали демонтаж системы Советской власти сверху донизу и доработка текста новой Конституции, целиком подогнанной не только под интересы правящих сил, но и под президента Ельцина лично. Можно не соглашаться с теми или иными утверждениями политологов и историков, но трудно оспорить факт, что новый политический режим продиктовал (в который раз!) обществу свои ультимативные представления о будущем России, руководствуясь, помимо своих личных вожделений, интересами лишь части граждан страны, причем эти представления реализуются за счет нарушений и прямого ущемления интересов другой их части. Авторы указанной выше книги пишут: «Как отреагировал электорат на такого рода действия, показали назначенные на 12 декабря 1993 года выборы в новые органы представительной власти. Правовая ситуация в стране в период октября — начала декабря 1993 года была весьма необычной, поддающейся объяснению лишь с позиций «революционного правосоюзника».
Общество в экономическом, социальном и политическом отношении оказалось в патовом положении, поскольку для весьма значительной части его представителей перспективы движения вперед чреваты, с одной стороны, дальнейшим расслоением, потерей последних, еще по инерции сохраняющихся осколков прав и гарантий старого толка без надежды на новые, а с другой — возвратом назад, к исходному тоталитарному состоянию. Складывается впечатление, что страна через надежды и разочарования, горечь и муки потерь вплотную подходит к порогу действительного (а не навязываемого ей в спекулятивно-демагогических целях) исторического выбора. Поэтому и происходит лихорадочное нащупывание, прокручивание по типу рулетки альтернатив в ходе так рано начавшейся предвыборной кампании, в которых участвует как оппозиция, так и власть.
Для характеристики положения, сложившегося в России, средства массовой информации применяют различные термины: тупиковая, катастрофическая, взрывоопасная и т.д. Обладая сильным эмоциональным воздействием, эти определения лишены научного смысла и не поддаются аналитической расшифровке. В науке, не склонной к социальной апологетике, принят иной подход: экономические, политические и иные индикаторы свидетельствуют о том, что с начала 90-х гг. Россия переживает системный кризис, унаследованный от политики перестройки.
Весной 1985 гг. казалось, что страна вступает в новый этап модернизации общественных отношений, для которого будет характерно формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появление трудовой мотивации, что должно повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический и политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития. Ожидания не оправдались. Под прикрытием реформ развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты многоплановы и опустошительны:
• Во-первых, к началу 90-х гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым, условиям воспроизводства, и прежде всего финансовым и политическим.
• Во-вторых, к этому времени был практически полностью дискредитирован созидательный труд, фальсифицирован социальный статус работника, отвергнуты ценностные ориентиры, определяющие гражданские приоритеты.
• В-третьих, была дезорганизована система управления экономикой. Корпоративные интересы чиновников привел к созданию замкнутых структур, подменявших народнохозяйственные цели корыстными планами новых групп, стремительно овладевших всем тем, чем до политики «перестройки» они только управляли.
К середине 90-х гг. на вопрос «Куда идет Россия?» уже был однозначным: Россия сошла с траектории системного кризиса и вступила в фазу экономического, политического и социального регресса.
В сфере экономики спад производства и технологическое отставание стали перерастать в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктуры. С внутреннего рынка исчезают отечественные товаропроизводители, научно-технический прогресс заблокирован, сырьевой и торгово-посреднический бизнес вытесняют из экономики и финансовой системы страны индустриальное предпринимательство. Наиболее существенным в экономическом состоянии являются следующие факторы. Во-первых, разрушены источники хозяйственного развития: отсутствуют инвестиции, сворачиваются наукоемкое производство и вся система научно-исследовательской деятельности, деградируют образование и культура; не ведутся геологоразведочные работы, деквалифицируются трудовые ресурсы, снижается производительность труда. Во-вторых, накануне краха находится система обеспечения жизнедеятельности: сокращается отечественное продовольственное и промышленное обеспечение, распадаются транспортная, телекоммуникационная и другие системы, приходит в упадок жилищно-коммунальное хозяйство, элитарный характер приобретает здравоохранение, все более очевидным становится приближение экологической катастрофы.
Негативные процессы развиваются и в аграрно-промышленном комплексе страны. По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения Россия в предреформенное время находилась в одном ряду с наиболее развитыми государствами мира, а по производству зерна, картофеля и молока она превосходила 1990 г. 12 стран Европейского Сообщества и уступала им только по производству мяса на душу населения. Картофеля и молока в стране производилось больше, чем в США. И вот начиная с 1990 г. сокращение выпуска продукции растениеводства и животноводства приобретает устойчивый характер. В структуре валового внутреннего продукта также происходят значительные изменения. Во-первых, с 1990 г. наблюдается снижение доли товаров и увеличение удельного веса производимых услуг. В 1990 г. в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) производство товаров занимало 60,6%, в 1992-м — 58,2, к концу 1993-го снизилось до 48,8%, а за первое полугодие 1994-го составило 42,5%. Одновременно с этим доля производства услуг возросла с 32,5% в 1990 г. до 50,5 в первом полугодии 1994-го (остальное — от 6,9 до 9% — приходится на чистые налоги).
В 1993 г. национальный доход в России составил 57% уровня 1990-го, продукция промышленности — 63, капитальные вложения—43%. (для сравнения: за четыре года Великой Отечественной войны, когда были оккупированы Украина и Белоруссия, разрушена половина европейской части страны, годовые потери в уровне производства, например в 1942 г. не превысили 23%).
Характеризуя отставание России от США за этот период, автор книги «Власть и оппозиция» приводит следующие сведения. По данным Госкомстата РФ, отставание экономики России от США за четыре года реформ выросло на 64%. Физический объем валового внутреннего продукта России по итогам 1993 г. составил 13,6% объема ВВП США (в 1990 г. этот показатель был равен 23%). По сравнению с США Россия продает танков в 17 раз меньше, БМП — в 3,5 раза, ракетных комплексов — в 20 раз.
При общем снижении объемов мировой торговли оружием отчетливо прослеживается монополизация рынка двумя державами — США и ФРГ. Их доля выросла соответственно на 50%, более чем в 3 раза. Доля России сократилась втрое. Процесс вытеснения России с мирового рынка при допущенных снижениях объемов торговли близок к завершению.
Это объясняется не только идеологией «нового мышления», политическими симпатиями или антипатиями российского руководства к тем или иным странам, заинтересованным в закупках вооружения в Российской Федерации. Одна из главных причин вытеснения России с мирового рынка торговли оружием — неспособность экономики страны производить новейшее вооружение в прежних объемах. Как отмечает Жуков, состояние военно-промышленного комплекса является решающим слагаемым обороноспособности страны и вместе с тем отражает потенциал экономики государства. Потери, понесенные за счет разрушения научно-производственных, конструкторских и других коллективов, утраты передовых технологий и т.д., если и восполнимы, то только в отдаленной перспективе.

2. Поиск нового подхода в отношениях России с другими странами.

Вопрос о месте России в мировом сообществе, в том геополитическом пространстве, которое образовалось после распада СССР, весьма непрост, отзывается болью в национальном сознании.
Почему социально-экономический и политический кризисы в СССР породили и геополитический кризис? Ведь переживали подобные и даже более тяжелые кризисы другие государства, не разваливаясь как геополитическая целостность?
В настоящее время нет однозначного ответа на этот вопрос. Все зависит от политико-идеологических позиций. Спектр их весьма широк. Одна из них объясняет развал СССР как исторически неизбежный и давно назревающий процесс крушения «империи зла», «тюрьмы народов» и т. д. Суть другой — этот процесс явился результатом козней западных держав, предательства собственными политиками национально-государственных интересов, измены принципам патриотизма, идеалам социализма и т. д. Между этими позициями лежит много промежуточных вариантов.
В этом плане показательна и полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом сообществе, ее месте в системе международных отношений.
Одна из высказываемых точек зрения заключается в том, что Россия, признанная официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладая мощным ядерным потенциалом, обречена быть «великодержавной». Оппоненты этой точки зрения, оперируя реальными показателями сократившейся базы ресурсного обеспечения страны на международной арене (76 % по территории, 60 % — по населению, около 50 % — по ВНП от показателей СССР 1985 г.), низводят Россию лишь до уровня региональной державы.
Самоидентификация России в современном мире происходит в труднейших условиях.
Во-первых, страна переживает глубокий и всеохватывающий социально-политический и духовный кризис. Идет острая дискуссия вокруг вопросов о стратегии модернизации, средствах и методах ее реализации; общество расколото социально и политически, не способно сформировать сколько-нибудь общепринятое понимание общероссийских национально-государственных интересов, в том числе и реализуемых на международной арене.
Во-вторых, фактом является незавершенность становления России как суверенного государства современного типа. Признание Российской Федерации правопреемницей СССР в международных делах в известной степени «затуманило» несколько самоочевидных вещей: что государственность новой России не может выводиться из советской государственности. Ее нынешние лидеры, внеся определенный вклад в ликвидацию Советского Союза, тем самым отвергли связующие моменты с российской государственностью (в том числе периода существования царской империи). Борясь до обретения независимости в декабре 1991 г. против центра, Россия во многом боролась и против себя, так как лишилась преимуществ и возможностей единого хозяйственного комплекса.
В-третьих, с разделом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в северную и восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.
Специалисты в области международной политики, исходя, из реальностей современного мира, прогнозируют три пути формирования мирового порядка. Согласно первой мир предстает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР займет социалистический Китай. Однако этот вариант, по мнению большинства исследователей, маловероятен и умозрителен.
Вторая, однополюсно-авторитарная модель, в которой США по своей воле и вынужденно станут заниматься «устройством мира», исходя из собственных национальных интересов и миропонимания.
Третья, как неконфронтациоиная демократическая система, связанная с явно обозначившейся тенденцией формирования мирового сообщества народов, отношения в котором регулируются принципами и буквой международного права и где главную роль играет баланс интересов между различными, прежде всего ведущими государствами — центрами политического влияния и мощи.
И, хотя наиболее вероятной и перспективной в настоящее время представляется последняя модель, все же не исключено, что ее реализация будет испытывать на себе давление и влияние двух первых вариантов развития.
Наилучшей политикой для России является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Сказанное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависимость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь XXI в.) является "стратегия равноприближенности". В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.
В отношениях с США: стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоружение и контроль над вооружениями.
Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закончилась в 1972 г., когда СССР и США подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а Договором ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. Договор ОСВ-2 (1979 г.) расширил область ограничений, а Договор СНВ-1 (1991 г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обязались сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан Договор СНВ-2.
Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие его, не будут вести дело к пересмотру Договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и стратегическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО - нет. США в отношении России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить возможность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной степени соответствовала интересам США.
С особым вниманием Россия должна относиться к ситуации в восточноевропейских странах. В действиях руководства этих стран прослеживается тенденция найти свое место в формирующейся новой системе европейской безопасности, что выражается в создании малых блоковых структур.
Российско-германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безопасности, ее интеграция в основные европейские институты, трансформация НАТО, экономическое и технологическое сотрудничество, экология.
Объединение ФРГ с бывшей ГДР вызвало к жизни стремительно возрастающую геополитическую силу ("германский фактор"), которая будет оказывать существенное влияние на состояние стабильности в Восточной Европе.
Кстати, нужно признать, что результатами окончания "холодной войны" между СССР и США воспользовались не СССР и США, а объединенная Германия.
Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования от России, скорейшего вступления в НАТО, что наделе может нарушить баланс сил, стать источником витка конфронтации между Россией и Западом. В государствах Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение экономических связей с Россией. Националистические круги этих стран предъявляют к РФ и территориальные претензии.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона вплотную примыкают к границам Российской Федерации, являются одновременно и сферой жизненно важных ее экономических интересов, и плацдармом, на котором периодически могут возникать очаги напряженности, прежде всего по поводу территориальных притязаний отдельных государств к России.
В первом своем качестве страны АТР приобретают для нашего государства все большее значение. Во-первых, ряд этих государств в последние годы выдвинулись на передовые рубежи в экономическом развитии. Во-вторых, большинство из них (Япония, Южная Корея, Тайвань и др.) проявляют живую заинтересованность в установлении прочных торгово-экономических отношений с Россией. В-третьих, для России, находящейся в крайне сложном экономическом положении, весьма выгодно заключение соответствующих договоров с дальневосточными партнерами.
Прогнозируя развитие военно-политической ситуации у дальневосточных рубежей нашего государства, следует иметь в виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и дальнейшего развития экономических связей с КНР. Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов наличие в Японии политических сил, предъявляющих к России территориальные претензии.
Важным стратегическим союзником России в Азии на десятилетия вперед является Индия. С геополитической точки зрения, Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и рядом других стран, так и для укрепления своей внутренней стабильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, напрямую поддерживаемые из Пакистана.
Потребность в эффективном противодействии исламскому экстремизму и воинствующему национализму, попыткам расколоть единство страны ставит на повестку дня задачу сохранения Россией ее ведущей роли в Азии. Возможными направлениями решения данной задачи могут быть:
1. Охрана внешней границы СНГ (при сохранении прозрачности границ между республиками бывшего СССР).
2. Нейтрализация попыток создать замкнутое пространство военного союза исламского типа.
3. Военное сотрудничество (в национальных армиях велика доля российского оружия и военных специалистов, что создает возможность сохранения ее влияния на соответствующие страны) .
4. Предотвращение и разрешение любых международных конфликтов.
5. Сотрудничество во внешнеполитической деятельности.
6. Экономическое сотрудничество (согласование финансовой, налоговой и кредитной политики).
7. Защита русскоязычного населения (правовое обеспечение его интересов, регулирование миграции и защита прав переселенцев).
Преимуществом России при реализации этих направлений являются ее исторически сложившиеся политические, экономические, социальные и военные связи со странами региона. Всемерное их развитие на многосторонней и двусторонней основе безусловно будет способствовать соблюдению здесь ее интересов.
Обстановка на юге Европы во многом определяется развитием ситуации на Балканах и в районе Средиземноморья.
На Балканах под влиянием происходящих в Европе кардинальных перемен происходят глубокие внутриполитические изменения практически во всех, за исключением Греции, странах — Румынии, Болгарии, Албании, бывшей СФРЮ. Здесь сталкиваются национальные интересы США, западноевропейских (особенно Германии) и исламских государств (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана).
В Средиземноморье нестабильность обусловливается сохранением очагов напряженности на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах, неурегулированностью кипрского вопроса и остротой греко-турецких противоречий, наращиванием в странах региона военной мощи и распространением в них передовых военных технологии, включая технологию производства оружия массового поражения.

3. Становление постиндустриального общества.

В настоящее время мир вступает в новое, информационное, постиндустриальное сообщество. Вхождение это началось не сразу, а в результате длительного развития всей европейской цивилизации на протяжении XX века.
Первая волна научно-технического прогресса (конец 40-х - начало 50-х годов) революционизировала экономическую инфраструктуру. Возникли новые наукоемкие, трудо- и энергосберегающие отрасли экономики, такие как авиакосмическая, радиотелевизионная, робототехническая и др. Характерной приметой всего периода явилось широкомасштабное развитие военно-промышленного комплекса. На базе научно-технологических достижений стало возможным создание принципиально новых типов вооружения и средств их доставки, способных в кратчайшие сроки поразить самые удаленные цели. Эти и другие факторы в совокупности дали возможность модернизировать промышленность и сельское хозяйство, ускорить темпы экономического развития. Для 50-60-х годов привычными стали такие понятия, как «германское чудо», «итальянское чудо» и т.д., под которыми подразумевалось быстрое экономическое развитие соответствующих стран.
Во второй половине 70-х годов с началом новой волны научно-технического прогресса, получившей название информационной или телекоммуникационной революции, современный капитализм вступил в новый этап своего развития. Результатом этой революции явились широкомасштабное использование в экономике электронно-вычислительных машин, информатизация и компьютеризация экономики, электронная роботизация, применение станков с программным управлением, создание центров сбора, обработки и хранения информации, внедрение интегральных схем и др.
Новые технологии привели к изменению роли, значения и характера самого труда. Выявилась тенденция вытеснения из сферы материального производства живого труда, индивидуальный работник в значительной степени перестал быть агентом производственного процесса и встал рядом с ним в качестве контролера и регулировщика. Наряду с трудом и капиталом информация и знание приобрели значительную роль в качестве источника прибавочной стоимости и факторов, определяющих функционирование и развитие общества.
В наши дни тесная связь технологии с результатами лабораторных исследований, состояние науки и результаты фундаментальных исследований имеют большое значение для технологического прогресса и экономической конкурентоспособности стран и народов. Разрыв между научным открытием и его промышленным использованием все более сокращается. О значимости этого фактора свидетельствуют общие расходы на исследования и разработки, которые во всем мире в 1988 г. составили примерно 450-500 млрд. долл. Из них львиная доля пришлась на индустриальные страны, в том числе на США - 140 млрд., Западную Европу и Канаду вместе взятые - 90 млрд., Японию -50 млрд. долл.
Важную роль приобретают также разработка и размещение глобальных технологических систем для информационных и иных услуг. Эти системы, включающие погодные, коммуникационные, навигационные и иные компоненты, имеют огромную социальную и экономическую значимость. Эволюция экономики в направлении информационных, энергосберегающих и наукоемких отраслей снижает ее зависимость от природных ресурсов. Полупроводниковые чипы, пластмассы, используемые в автомобилестроении, кабель из волоконного стекла и пр. требуют значительно меньше сырья. В будущем эта тенденция, несомненно, усилится, что приведет к дальнейшему изменению роли отдельных видов природных ресурсов.
Развитие науки и технологии после второй мировой войны способствовало впечатляющим успехам в сельскохозяйственном производстве. Этот феномен, который получил название «зеленая революция», является результатом целенаправленных исследований и полевых испытаний по улучшению семенных сортов пшеницы, кукурузы, риса и других зерновых, пригодных и рентабельных для выращивания в развивающихся странах. Темпы производства зерна в период с 1950 г. по 1985 г. превзошли темпы роста численности населения. Объем их производства возрос с 700 млн. т. до 1,8 млрд. т., что составило примерно 2,7 % в год. Темпы роста населения за тот же период были равны 2 %. Бурно развивающиеся области молекулярной биологии позволили создать такие сорта зерновых, которые открыли новые возможности и пути восполнения нехватки пищевых продуктов.
Под влиянием этих процессов во второй половине XX в. значительно изменилась и социальная структура западного общества. Развитие науки и техники оказывало огромное влияние на человеческие факторы производства. Это выразилось в беспрецедентном повышении общеобразовательного и квалификационного уровня рабочей силы, резком возрастании места и роли работников умственного труда, специалистов различных профессий, экспертов, научно-технических работников, инженерного персонала.
Работники умственного труда превратились в массовый пласт, удельный вес которого быстро возрос в общей численности самодеятельного населения. Нововведения привели также к существенным сдвигам во всей структуре занятости, характере организации труда, производственных и трудовых отношениях. Внедрение новейших наукоемких, трудо- и энергосберегающих отраслей способствовало появлению новых профессий (например, компьютерщиков, программистов, биотехнологов и др.), требующих высокого квалификационного уровня с высокой оплатой труда и имеющих больший престиж и авторитет. Расширился приток работников умственного труда на служебно-административные посты, связанные с функциями управления и власти, производством и реализацией товаров, разработкой и производством вооружений, усилился процесс их вовлечения в ряды государственной бюрократии, общественных и политических организаций, радиотелевизионные сети и средства массовой информации.
Тенденция постоянного возрастания численности, экономической и социальной значимости «нового среднего класса» привела к изменению социальной структуры индустриального общества. На смену противостоянию классов буржуазии и пролетариата пришла предельно дифференцированная, «многоярусная» социальная структура, большую часть «этажей» которой заполнили именно представители «среднего класса». Произошли определенные изменения и в составе самого этого слоя. Былое преобладание фермеров, мелких предпринимателей и акционеров сменилось приоритетной значимостью для всей социальной структуры общества различных групп «белых воротничков» - инженерно-технических кадров, менеджеров, государственной бюрократии, представителей новых интеллектуальных, творческих профессий в области маркетинговых, информационных и других услуг.
Таким образом, прежняя пирамидальная социальная структура общества, где буржуазно-аристократическая элита противостояла огромной пролетарской массе, сменилась ромбовидной моделью с явным преобладанием средних слоев и сравнительно малочисленными высшими и низшими категориями населения. Более четкими стали границы и между однотипными социальными группами - стратами.
В отличие от традиционных классов индустриального общества современные страты образуются не только по месту и роли в общественном производстве, но и по уровню доходов, соображениям социального престижа, определяемым подчас ситуативной конъюнктурой, модой, доступностью образования. Важной особенностью многомерной структуры современного западного общества стала высокая степень социальной мобильности, относительная легкость перемещения вверх-вниз по ступеням социальной иерархии. Это - поистине открытое общество с плюрализмом жизненных и социальных форм, без жесткой стандартизации поведения и мироощущения личности.
Новое качество социально-экономических отношений в западном обществе, изменение ориентиров в его развитии, качественный виток технологического прогресса значительно изменили и международное экономическое пространство. Новейшие средства коммуникации облегчают торгово-экономические связи в масштабах всей планеты, реализацию прямых заказов из отдаленных источников ресурсов, обмен услуг и т.д. О масштабах этих процессов свидетельствуют, например, следующие цифры. По существующим данным, мировой объем прямых зарубежных инвестиций в 1995 г. достиг 2,6 трлн. долл., увеличившись за один год на 235 млрд. долл. Причем почти 90 % этой суммы пришлось на транснациональные корпорации. Ежедневные глобальные движения капиталов уже в 1992 г. превысили рубеж 1 трлн. долл. Произошла радикальная трансформация глобальных торговых потоков. Международная торговля стала мощным фактором, способствующим росту мировой торговли. За последнюю четверть века объем международной торговли возрастал на 5,5 % ежегодно. Объем продаж многонациональных корпораций в 1992 г. достиг 5,5 трлн. долл. при общем объеме всего мирового экспорта за этот же год в 4 трлн. долл. Более того, в том же году объем иностранных инвестиций достиг 2 трлн. долл., в то время как в 1987 г. он составлял всего половину этой суммы.
Усиливаются интеграционные процессы в мировой экономике. В настоящее время в мире насчитывается 15 интеграционных объединений, многие из них пока что представляют собой довольно аморфные образования. Но некоторые уже достигли значительных успехов и составляют реальную экономическую и в определенной степени политическую силу. Это прежде всего относится к Европейскому союзу, в состав которого входит 12 европейских стран, и Северо-Американской ассоциации свободной торговли (НАФТА), включающей в себя США, Канаду и Мексику.
Функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ) и другие финансовые организации и институты. МВФ из небольшого объединения 35 стран, бывших его учредителями, скоро превратился в Организацию, охватывающую практически всю мировую экономику. Складывается и неуклонно расширяется система многообразных связей между этими структурами и отдельными государствами. При этом возрастают степень и масштабы взаимного влияния национальных экономик друг на друга. Например, говорят, что когда американская экономика начинает чихать, экономика остального мира схватывает воспаление легких. Инфляция в одном государстве часто стимулирует инфляцию в других странах. Повышение цен на нефть странами-экспортерами неизбежно сказывается на уровне цен на другие товары на мировых рынках. Поэтому такие вопросы, как снижение или повышение цен на нефть и газ, кофе и молоко и т.д., определяются не правительством какой-либо отдельно взятой страны, а на уровне ОЭСР, ОПЕК, ЕС и других международных организаций. То же самое можно сказать о множестве других проблем, от правильного решения которых зависит сама жизнеспособность и эффективность национальной экономики.
Эти сдвиги и изменения в совокупности стимулировали и интенсифицировали процессы транснационализации экономики, формирования в мировой экономике глобальных хозяйственных комплексов в лице многопрофильных транснациональных корпораций, банков и т.д. В результате расширения сферы деятельности транснациональных компаний и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между отдельными государствами. Вся планета как бы превратилась (или превращается) в единую глобальную экономическую систему, составной частью которой стали отдельные национальные экономики.

Список литературы.

1. Бабин Ю. Послевоенная Европа // Север. –1994, № 12.
2. Всемирная история: В 24 т. /  Под  ред.  Бадак А.В., Л. А. Войнич  Т. 21. - Минск.: Литература, 1998.
3. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.
4. Загорский А. Европа после «холодной войны» // Курьер ЮНЕСКО. – 1993, декабрь.
5. Кредер А. А. Новейшая история: XX век. – М.: ЦГО, 1995.
6. Новейшая история зарубежных стран. XX век. / Под ред. А. М. Родригеса. – М.: Владос, 1998.
7. Радугин А. А. Политология. – М.: Центр, 1998.
8. Федяшин А. От валютного союза – к супердержаве «Европа» // Эхо планеты. – 1997, № 12.
9. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(21.7 KiB, 31 downloads)

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!