Россия и мир в конце 20 столетия

14 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

1. Реформы в экономической, политической и духовной сферах российского общества.
2. Поиск нового подхода в отношениях России с другими странами.
3. Становление постиндустриального общества.

Список литературы.

1. Реформы в экономической, политической и духовной сферах российского общества.

К концу 80-х гг. экономика СССР имела следующие черты: экстенсивный тип экономической модели; административно-командная система управления; централизованное уравнительное распределение. Следствием этого стали гигантомания, полная невосприимчивость экономики к НТР, огромные диспропорции в народном хозяйстве, усиление ВПК. Надвигавшийся кризис в силу своей масштабности не мог оставаться только экономическим, он перерос в политический.
Основные проявления кризисных явлений в политической сфере: геронтократия (власть «старцев»), полная бюрократизация власти, клановость, сращивание государственных органов с преступным миром, «теневой экономикой», складывание партийно-государственных «мафиозных» структур.
В этот период отчетливо проявляются кризисные явления в социальной сфере; продовольственная, жилищная, экологическая проблемы, низкий уровень благосостояния населения, социальная апатия, правовой нигилизм, несоблюдение законов (экономические преступления, хищения и пр.), социальное расслоение (уровень жизни привилегированной касты аппаратчиков был несравним с уровнем жизни основной массы населения).
В начале 80-х гг. СССР вступил в этап комплексного системного кризиса. Были исчерпаны возможности экстенсивного развития, экономический рост практически прекратился. Экономический кризис в совокупности с застоем в духовной сфере, утратой идеологических ориентиров и авторитета КПСС, массовым брожением в обществе, падением трудовой дисциплины, осложнением международной обстановки и наметившимся отставанием СССР в производстве новейших видов вооружения поставили высшее партийное руководство перед необходимостью преобразований в обществе. После завершения пятилетки «торжественных похорон» и прихода к власти М. С. Горбачева в марте 1985 г. новое руководство взяло курс на реформы.
Их ключевыми понятиями стали традиционные для российских реформаторов понятия перестройка и гласность. Как и раньше они не имели четких определений и постоянной смысловой нагрузки и в зависимости от ситуации могли иметь различный смысл.
В целом перестройка определяется как политика реформ, направленная на преодоление кризиса в обществе, повышение эффективности и укрепление основ социалистического строя и власти Компартии. Однако перестройка потерпела поражение, поскольку повсеместно к власти пришли антикоммунистические силы, что создало принципиально новую политическую ситуацию: произошел подрыв тоталитарной власти союзного партийно-государственного руководства; начался процесс распада СССР; в России сложилось реальное двоевластие: Горбачев-Ельцин. Это означало конец перестройки и начало открытой политической борьбы в рамках Союза и отдельных республик.
Таким образом, в эпоху перестройки произошло разрушение экономической монополии государства, заложены основы гражданского общества, обнажен кризис коммунистической власти и идеологии. Это вело к развалу СССР, советского блока и означало конец самой политики перестройки. Начинался новый этап — открытой политической борьбы за принципиальное изменение существующего строя.
На состоявшемся в конце октября 1991 г. 5-м Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики. Обозначив программу своих действий и обратившись к населению за поддержкой, он подчеркнул, что предстоящие меры будут болезненны, но предлагаемый им путь - единственно возможный в сложившихся условиях. Трудности и лишения, по словам Президента, будут ощущаться в течение года, но к осени 1992 г. начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Был определен день перехода к радикальным реформам - 1 ноября 1991 г., который, по настоянию республиканских лидеров, был перенесен на 2 января 1992 г.
План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.
Так как реформы требовали твердого руководства, Президент заявил о своей готовности возглавить правительство. В связи с этим он запросил у Съезда согласия на предоставление ему дополнительных полномочий, позволявших изменять структуру высших органов исполнительной власти (с последующим утверждением Верховным Советом), определять персональный состав правительства. После бурных дебатов Съезд одобрил основные принципы предлагавшихся реформ и сроком до декабря 1992 г. наделил Ельцина дополнительными полномочиями. Избранный на Съезде Председателем Верховного Совета Р. Хасбулатов призвал Съезд и Верховный Совет активно помогать Президенту.
Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Сторонники этого шага доказывали, что разовое освобождение цен быстро приведет к установлению сбалансированного соотношения цен и спроса, сократит избыточную денежную массу, наполнит товарами прилавки, будет способствовать конкуренции. И в конечном итоге приведет к оживлению и росту экономики. Рыночные отношения сами отрегулируют производство. В то же время противники либерализации предупреждали, что в условиях монополизированной советской экономики освобождение цен само по себе не приведет к росту конкуренции предприятий в борьбе за потребителя. Напротив, отпуск цен, особенно на сырье, энергоносители и транспортные услуги приведет к фактическому банкротству большинства предприятий, резкому падению производства, массовой безработице и обнищанию большей части населения страны. Они обращали внимание и на тот факт, что практически нигде в мире монетаристская модель не была реализована в чистом виде. В тех же странах, которым пришлось выходить из кризиса, начиная от США времен «великой депрессии» и заканчивая Японией, всюду огромная регулирующая роль принадлежала государству.
Подвергалась жесткой критике и программа ускоренной приватизации, которая, по мнению ее критиков, приведет не к появлению эффективного собственника, а к растаскиванию государственной собственности.
Созданное Президентом правительство, возглавляемое вице-премьером Е. Гайдаром, отказалось от предложений по реформированию экономики на основе ведущего регулирующего воздействия государства и сохранения за ним контроля в базовых отраслях. Акцент делался на ускоренное формирование собственников, которые могли стать прочной опорой реформ и власти. Интеллигенция и служащие, а также часть квалифицированных рабочих, ставшие социальной базой в борьбе против всевластия КПСС в условиях перераспределения собственности уже не могли быть надежной опорой. Так называемый средний класс советской эпохи, проголосовавший за демократию и рынок, не был классом собственников. Создать такой класс ускоренными темпами и было задачей правительства реформ, чтобы не утратить власть.
Начало радикальных реформ открыло период перехода к иному социально-экономическому строю. Благодаря энергичному воздействию на население средств массовой информации многие россияне оказались подготовленными к отказу от прежнего строя. Власти удалось нейтрализовать возможное неприятие его негативных сторон. Мало кто отдавал себе отчет, что будет означать для него лично отказ от ставших привычными низких цен на товары и услуги первой необходимости, бесплатного медицинского обслуживания, образования, жилья, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Трудности и обстановка углублявшегося экономического кризиса, прежде всего дефицита всего необходимого и раздражение от длинных очередей, парализовали волю к критическому осмыслению предлагавшихся реформ у большинства населения.
Вместе с тем, рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо оптимистичных прогнозов их увеличения в 3-5 раз и пессимистичных - в 8-10 раз, в течение одного 1992 г. цены подскочили в 36 раз. Рост заработной платы и социальных выплат не успевали компенсировать снижение покупательной способности населения.
Однако оказавшееся в новых условиях население начало приспосабливаться к росту цен. Очень важным моментом стало преодоление психологического барьера неопределенности и бездеятельности. Многие люди стали надеяться на свои силы, постепенно осознавая, что государство уже не будет заботиться о них, как прежде. В то же время перед теми, кто поверил в возможность занятия предпринимательством в России, открылись новые перспективы.
Однако либерализация цен не включила механизм конкуренции. Предприятия-монополисты пошли не по пути снижения издержек, а по пути повышения цен на свою продукцию. В стране шло падение производства. В особенно критическом положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. Предполагалось, что именно эти предприятия, обладавшие высокими технологиями и современным оборудованием, обеспечат прорыв отечественной промышленности на мировой рынок. Произошло же резкое сокращение государственного оборонного заказа и экспорта вооружений. Одновременно у государства не оказалось средств на проведение конверсии. В итоге в оборонных отраслях резко сокращалось производство, сотни тысяч высококлассных специалистов вынуждены были уйти в другие отрасли хозяйства, прежде всего в торговлю.
Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства. Фермерское движение без финансовой поддержки со стороны государства не могло встать на ноги. Передел же колхозно-совхозной собственности, во-первых, не мог дать достаточных материальных средств, а во-вторых, он натолкнулся на сопротивление как самих крестьян, так и руководителей колхозов и совхозов. Сельскохозяйственное производство сокращалось и страна все больше зависела от продовольственного импорта.
Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. В этих условиях от них выиграли прежде всего те, кто наживался за счет менее расторопных сограждан. 29 января 1992 г. Президент издал указ «О свободе торговли», предоставивший равные права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли. Указ подтолкнул к занятию торгово-посреднической деятельностью сотни тысяч людей. Рост торгово-посреднических операций происходил на фоне падения объема промышленного производства и престижа производительного труда. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническая деятельность, с другой, вели к резкому расслоению общества и как следствие к росту социальной напряженности.
В тяжелом положении находилось не только производство, но и социальная сфера, наука, система здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу. Только в 1992 г. в коммерцию ушли 90 тыс. ученых. Численность научно-педагогических работников сократилась на 27 %.
Культура России в первой половине 90-х годов развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось менее одного процента. В такой обстановке начала действовать федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства". Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С.А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А.К. Толстого в Брянской области. Сохранялись сформировавшиеся на рубеже 80-90-х годов тенденции развития науки, литературы и искусства. Усилилась коммерциализация культуры. Коммерческой деятельностью занялись многие научно-исследовательские институты и вузы, театральные и музыкальные коллективы. Появились основанные на частном предпринимательстве художественные галереи и салоны.
Итоги "перестройки" для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись "перест-роечные" процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизапией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.
Внутренние соотношения доходов различных социальных групп российских граждан доперестроечного времени гораздо более соответствовали аналогичным пропорциям в западных странах. Но после начала радикальных преобразований в российском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По данным Российской Академии наук, к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднеобеспе-ченных - 13-15, бедных - 40, живших за чертой бедности -40 %. По данным других социологов, к средним слоям следовало отнести всего лишь 7 % населения, к бедным - 25, находящимся за чертой бедности - 65 %.
До начала радикальных преобразований в стране, если судить по доходам, был средний класс, к которому относились служащие, высококвалифицированная часть рабочего класса, интеллигенция, государственные служащие. Именно эта часть населения оказала максимальную поддержку начатым Горбачевым преобразованиям. Но в ходе реформ именно этот слой меньше других что-либо выиграл.
Сокращение производства привело к росту безработицы. И только инерция системы и традиционная политика директората удерживала страну от массового выброса на улицы миллионов безработных. В условиях России ссылки на безработицу, как на необходимый фактор повышения эффективности труда и мобильности рынка рабочей силы, оказались неоправданными. Плановая экономика страны и характер размещения предприятий, отсутствие свободного и доступного рынка жилья сделали проблему безработицы настоящим бедствием. В стране есть города и поселки, судьба которых напрямую зависит от работающих там предприятий. Люди, занятые в местной промышленности, были не в состоянии найти работу по месту жительства и не имели возможности переехать в другой регион.
Официально регистрируемые Федеральной службой занятости безработные составляли лишь небольшую часть фактически безработных в стране. Скрытая безработица, когда значительная часть рабочих переводится на неполную неделю, а то и вовсе посещает предприятия, но не работает, стала массовым явлением. Директорам предприятий стало даже выгодно отправлять работников в принудительные неоплачиваемые отпуска, чем увольнять их. Поскольку в этом случае пришлось бы платить пособие по безработице.
Социальную напряженность, вызванную падением производства, снижала так называемая вторичная занятость: совместительство, работа во временных трудовых коллективах, в которых были задействованы в 1994 г. 8 млн. чел., из них 3 млн. занимались торгово-посреднической деятельностью. На конец 1994 г. потенциальная безработица в стране по оценкам специалистов составляла 9,9 млн. чел. или 13,2 % всего трудоспособного населения страны. Тогда как официальный статус безработного имели всего 1,5 млн. чел., или 2 % экономически активного населения, но это спасало обстановку, поскольку на начало 1995 г. Государственный фонд занятости мог обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3 % трудоспособного населения.
По отдельным регионам безработица достигла катастрофических для местного населения размеров. Например, в Ивановской области в начале 1995 г. безработных было около 40 % всех трудоспособных жителей. Причем более 40 % составляли люди с высшим и средним специальным образованием. В Москве и Санкт-Петербурге, Белгородской, Саратовской, Ульяновской областях более половины всех безработных составляли люди с высшим и средним специальным образованием.

2. Поиск нового подхода в отношениях России с другими странами.

Перед Российской Федерацией как правопреемницей Советского Союза встала задача выработки новой концепции внешней политики с учетом реальности, сложившейся в мире в результате распада СССР. Необходимо было утвердить себя в качестве ядерной державы, взявшей обязательства, по договорам, заключенным СССР, выстроить систему отношений с бывшими союзными республиками, активно строившими свою государственность и искавшими свое место в мировой системе, и наконец, определить свои приоритеты во взаимоотношениях с зарубежными государствами в условиях фактически формирующегося однополюсного мира. В условиях тяжелого экономического положения, в котором оказалась страна, Россия вынуждена была искать финансовую поддержку у США, Германии и других развитых стран, что обусловливало определенную зависимость проводимого внешнеполитического курса от политики этих стран.
В 1992-1995 гг. развитие отношений России с западными странами шло в русле глобальной политики, проводившейся США и НАТО. Влияние страны в мире продолжало падать. Бывшие восточноевропейские союзники заявили о своем стремлении вступить в НАТО. В этот период произошли несколько встреч президентов России и США, подписаны десятки договоров и соглашений, среди которых Договор СНВ-2 (январь 1993 г.). В то же время российско-американские отношения развивались на фоне экономического оживления в США и глубокого кризиса в России. Валовой национальный продукт в США в 1994 г. составлял более 6 трлн. долл., тогда как в России он даже по самым оптимистичным оценкам не превышал 800 млрд. долл. У России не оказалось необходимых ресурсов, чтобы продолжать играть роль сверхдержавы. Это отразилось на отношении к ней США и других развитых стран.
Особое место в двусторонних отношениях занимал вопрос об ограничении ядерных вооружений. В частности о вступлении в силу Договора СНВ-1. Так как после распада СССР ядерное оружие оказалось на территории Украины, Белоруссии и Казахстана, то вступление Договора в силу требовало превратить его в многосторонний. В мае 1993 г. в Лиссабоне был подписан протокол, в котором руководители Казахстана, Украины и Белоруссии гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответствующие гарантии Украине. После присоединения Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия Договор СНВ-1 вступил в силу 5 декабря 1994 г.
Если Договор СНВ-1 был сравнительно легко ратифицирован российским парламентом, то вокруг подписанного Б. Ельциным в 1993 г. Договора СНВ-2 разгорелись споры. Помимо ограничения числа боеголовок. Договор предусматривал радикальное изменение структуры ядерных сил России - он требовал уничтожения межконтинентальных ракет шахтного базирования, составлявших основу ядерной мощи России (тогда как основу мощи США составляли ракеты морского базирования). Кроме того. Договор запрещал использование разделяющихся головных частей индивидуального наведения лишь на наземных ракетах, но не на морских, по которым у США был перевес. Эти односторонние уступки со стороны России привели к радикальному изменению соотношения ядерной мощи двух стран в пользу США. В итоге Договор даже не был вынесен на ратификацию.
Острой проблемой безопасности, обсуждавшейся в 1993-1994 гг. были вопросы пересмотра фланговых ограничений, установленных для России парижским Договором об обычных вооруженных силах в Европе. После распада СССР наиболее боеспособные части остались на Украине или были выведены из Прибалтики. Жесткие ограничения, установленные Договором, не могли удовлетворить Россию в новых геополитических условиях. Поэтому вопросы изменения ограничений стали предметом обсуждений в ходе переговоров о возможном расширении НАТО.
В то же время развитие отношений между странами тормозилось наследием «холодной войны». В США к середине 1993 г. действовало около 300 законодательных ограничений на торговлю с Россией. Россия так и не получила доступ к высоким технологиям, экспорт ее продукции в США и европейские страны ограничивался.
Россия стремилась расширить свое сотрудничество с европейскими государствами и организациями (такими как ОБСЕ и ЕС).
Вопрос о расширении НАТО стоял в Европе еще с 1991 г. Инициаторами его являлись восточноевропейские страны. В 1993 г., находясь с визитом в Варшаве, Президент Б. Ельцин подписал российско-польскую декларацию, в которой «с пониманием» отнесся к намерению Польши вступить в НАТО. В декларации говорилось, что в перспективе такое решение суверенной Польши, направленное на общеевропейскую интеграцию, не противоречит интересам других государств, в том числе интересам России». Подобные заявления Ельцин сделал в Чехии и Словакии. В январе 1994 г. Совет НАТО одобрил предложенную США программу «Партнерство ради мира», которую рассматривал как альтернативу расширению НАТО на Восток. В марте 1994г. российским руководством было принято решение о присоединении к ней. К программе присоединились практически все бывшие республики СССР. Это, однако, не означало отказа НАТО от расширения.
Постепенно Россия преодолевала характерные для переходного периода колебания во внешнеполитическом курсе и все более осознавала свои национальные интересы. Значительно укрепились ее отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с Китаем, Индией, Южной Кореей. В декабре 1992 г. состоялся визит Президента Б. Ельцина в Пекин, заложивший основу российско-китайских отношений. В ходе визита было подписано 24 документа, важнейшим из которых была декларация об основах взаимоотношений между Россией и КНР.
Развитие отношений с бывшими союзными республиками шло по двум направлениям: в рамках Содружества Независимых Государств и развитие двусторонних отношений. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны, обеспечило плавное решение вопросов, связанных с разделом имущества и долгов бывшего СССР, решения транспортных и финансовых вопросов, миграции населения.
На Алма-Атинской встрече 21 декабря 1991 г. состав СНГ был расширен. В СНГ вошли одиннадцать из пятнадцати бывших союзных республик. Однако отношения с бывшими союзными республиками складывались непросто. Все они стремились найти свое место в мировой системе, обеспечить наиболее благоприятные для местных элит условия перераспределения бывшей союзной собственности. Экономическая политика, проводившаяся республиками, была различной. В 1993 г. в результате денежной реформы в России из обращения были изъяты денежные знаки образца 1961-1992 гг. Существовавшая до этого времени единая рублевая зона распалась. В течение последующих двух лет все союзные республики обзавелись собственной валютой. В этом же году было ликвидировано Главное командование объединенных вооруженных сил СНГ. Вместо него был создан Штаб по координации и военному сотрудничеству государств СНГ. В течение года Россия подписала свыше 90 соглашений со странами СНГ по военному и военно-техническому сотрудничеству. В течение 1993-1994 гг. наряду с существовавшим до этого Советом глав государств СНГ был создан Исполнительный секретариат СНГ, учрежден Совет министров иностранных дел. Совет командующих пограничными войсками и другие органы Содружества. Был введен институт председателя СНГ, избираемого на год, а также принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета. В сентябре 1993 г. государства-участники СНГ подписали Договор о создании Экономического союза стран СНГ, предусматривавший поэтапное формирование общего рынка, единого таможенного и валютного пространства.
В течение 1992-1994 гг. состав СНГ был подвижен. В октябре 1992 г. из СНГ вышел Азербайджан и вернулся туда в 1994-м, после прихода к власти Г. Алиева. В 1993 г. в Содружество вошла Грузия. Бывшие союзные республики понимали необходимость тесной координации политики для укрепления своей государственности и избежания конфликтов. Кроме того, за годы независимого существования бывшие союзные республики не нашли источников выхода из кризиса, в итоге стали стремиться искать поддержку у России, сохраняя при этом свой суверенитет. Они стремились ослабить собственный кризис за счет сохранения Россией роли экономического донора. Россия стремилась сохранить свое влияние на постсоветском пространстве путем повышения эффективности механизмов сотрудничества в рамках СНГ, постепенного формирования наднациональных институтов Содружества, укрепления военно-технического сотрудничества, сохранения военного присутствия России в странах СНГ, формирования экономического союза. В военно-политической области Россия стремилась реализовать Договор о коллективной безопасности, подписанный в 1992 г., укрепить практику российского миротворчества, установить эффективный совместный контроль внешних границ СНГ.
В странах «ближнего зарубежья» остались 25 млн. русских, в одночасье оказавшихся иностранцами. Практически повсеместно русское население вытеснялось из республик. Миллионы русских были вынуждены мигрировать в Российскую Федерацию. Российское руководство, стремясь закрепить русское население в государствах ближнего зарубежья и не допустить его стихийную миграцию, разработало концепцию поддержки русских в бывших союзных республиках с целью их адаптации к новым условиям.
За 1992-1999 гг. в рамках СНГ было заключено свыше 600 договоров и соглашений, однако Содружество пока не сформировалось как прочное межгосударственное образование. Возобладала тенденция развития двусторонних отношений.

3. Становление постиндустриального общества.

В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально изменяющая отношение мира человека и мира природы. Она еще не получила общепринятого названия. Это и понятно - она еще более в истоках, чем в развороте. Ее расцвет еще впереди.
Общество, контуры которого только-только проявляются, будет характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нем информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, связь и коммуникации, быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более и более наукоемкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее место в деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.
Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальней вглядеться в само понятие «информация». Еще недавно, так сказать, в докибернетическую пору информация понималась попросту как передача сообщения. В последние десятилетия на волне кибернетического бума это понятие переосмысливалось и углублялось. Сегодня оно трактуется как некоторая субстанция, которая питает как исследователей, вчитывающихся в непознанное, так тех, кто стоит у руля процессов управления производством и социальной жизни.
Возникли философские концепции, в которых информация ставилась в один ряд с протяженностью и движением. Информационность трактуется в них - как свойство всего Универсума и каждой его составляющей. Во многих случаях у разных авторов информация понимается как отраженное разнообразие, устранение неопределенности, отрицание энтропии, передача многообразия, мера сложности структур, вероятность выбора и т. д. При всем этом логически строгого общепринятого определения информации пока нет.
И на бытовом уровне уже ходят присказки типа «информация - мать эрудиции». Понимание того. Что информация есть некоторый содержательный сгусток любого знания, его внутренняя доминанта, глубинный стержень становится широко распространенным. Полагая возможность развития общества как «информационного», мы тем самым утвеждаем, что центр тяжести в «техносфере» и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и «вещественных» моментов на «информационные».
Техника и технология наших дней весьма наукоемки. Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космическое производство, биотехнологии и т. п.) выводят производство на новый уровень, принципиально отличный от предшествующей истории. В их лице мир вглядывается в свое обозримое будущее. Действительно, создание этих технологий вполне можно охарактеризовать как революцию, т. е. радикальное качественное преобразование в основах производительной деятельности, в отношении Человечества и Природы.
Весь мир производства там, где он вступил в фазу революционных изменений, разительно меняет свой облик. Меняется соотношение производства благ и сферы услуг в пользу последней. Снижается весомость тяжелой промышленности, идет ее разукрупнение, диверсификация (умножение многообразия). Жесткие вертикальные моноструктуры заменяются территориально рассеянными производственными сетями. Интеллектуальная деятельность подвергается всесторонней «технологизации». Компьютерная технология расширяет возможности мыслительных актов, разоружает память, создает предпосылки для творческих взлетов.
В этой ситуации резко возрастает необходимость создания «республики ученых», т. е. того сообщества, которое занималось бы беспрерывной атакой неизведанного, умножала бы «умственную силу» рода людей. Высоко значимым становится массовое образование, построенное на основе фундаментальных свершений науки. Страна, где пренебрегают сферой образования и поворачиваются спиной к науке, обречена на гниение. Дальновидные экономисты давно осознали значимость «человеческого капитала». А это значит, что наиболее впечатляющий результат, высочайшую эффективность дают «вложения» в человека. Будущее экономики, экологии вообще человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик.
Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для, глубоких социальных изменений. Они охватят все этажи общественной целостности - социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования. Традиционные представления о социальных структурах, характерные для XIX в. или первой половины XX в., по всей вероятности, уйдут в прошлое. Уже происходят процессы, ведущие к тому, что в промышленном производстве остается все меньше «синих воротничков» (рабочих). Зато все больше становится «белых воротничков» (специалистов) и «стальных воротничков» (роботов). Возникает новый слой работников с высокой интеллектуальной квалификацией. А. Тоффлер называет его «когнетариат».
Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями (например, А. Д. Урсул), это общество должно быть не только информационным, но и экологическим. Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще не решает всех коллизий в отношении «общество - природа».

Список литературы.

1. Верт Н. История советского государства. – М., 1991.
2. Всемирная история: В 24 т. /  Под  ред.  Бадак А.В., Л. А. Войнич  Т. 21. - Минск.: Литература, 1998.
3. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.
4. Загорский А. Европа после «холодной войны» // Курьер ЮНЕСКО. – 1993, декабрь.
5. История России. ХХ век./Под ред. А.Н. Сахарова.- М.: АСТ, 1998.
6. Кредер А. А. Новейшая история: XX век. – М.: ЦГО, 1995.
7. Новейшая история зарубежных стран. XX век. / Под ред. А. М. Родригеса. – М.: Владос, 1998.
8. Пайпс Р. История СССР. – М.,1995.
9. Радугин А. А. Политология. – М.: Центр, 1998.
10. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1995.
11. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996.

(20.4 KiB, 11 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!