Романский стиль

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. и ит. Roma — Рим), что указывает на его связь с античной, древне-римской культурой. Романский стиль развивается ранее всего (XI в.) во Франции — самой развитой тогда стране. Ведь и «Песнь о Роланде» появилась именно там, как и первые средневековые замки, крепости, стены с башнями, окружавшие не только замки, но и вновь возникающие города. Образование городов — важнейший фактор для этой эпохи. Значительное место приобретает новая сила, рождающаяся в городах,— ремесленники, цехи, в которые они объединяются. С этим новым, складывающимся сословием связаны не только изменения в политической и государственной жизни, но и новые явления в искусстве. Так, широкое распространение при­кладного искусства выражает одну из сторон реальной жизни - ее материальную, внешнюю форму. Работа ремесленников безогово­рочно воспринималась в качестве искусства: предметами искусства считались не только ювелирные, но и кожаные (например, седла) и другие изделия. Особенно славились Лиможские эмали и другие украшения, как просто орнаментальные, так и сюжетные, всякого рода амулеты и вотивные предметы (от лат. voto — обет) вроде известного изображения Святого Водима, обратившего в христиан­ство целую область. Это изображение выполнено из дерева, но с медной головой.

В таких изделиях художественного ремесла отчасти примирялись противоречия времени: основным из них было с одной стороны тесная связь или даже подчинение культуры церкви, религии, а с другой — все большее взаимодействие с реальной жизнью.

В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям. Среди них — теория одного из отцов церкви Блаженного Августина (354—430). Родом из Северной Африки, Августин был сыном отца-язычника и матери-христианки. Учился он риторике в Риме и Милане, изучал древнегреческую философию, учение Платона, оказавшее на него большое влияние. Идейно принял в 387 г. христианство и стал епископом в Африке. В его учении сильно математическое начало. Путь к спасению души и истине — это путь к порядку и числу, что значит к понятию красоты. Совершенная фигура — фигура «разносторонне равно­значная», следовательно, завершенная, замкнутая. Речь идет о законченности понятий: начало и конец. И это положение очень важно для изобразительного искусства, для архитектуры: та же завершенная композиция, построение форм, четкая каноничность решения, ведущая к статичности изображения. Свою теорию Бла­женный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях.

Идеи Августина нашли выражение как в романском, так и в готическом стилях.

Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos — школьный) в первый период своей деятельности (XI—XII века — время романского стиля) на основании учения Августина, который в свою очередь опирался на учение Платона, стремились система­тизировать христианское учение и соответственно влияли на уси­ление строгих правил канона в искусстве.

Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях — часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт — соответствует стро­гой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.

Однако в раннюю романскую эпоху в философии развивались и другие теории. Одной из них было учение Пьера Абеляра (1079— 1142). В своей книге «Да и нет» и других французский мыслитель утверждал значение разума по формуле «познаю то, во что верю», выступал против обобщенного понятия «человечности», взявшего верх над понятием «человека» и других положений схоластики. Абеляра объявили еретиком. Главным его противником был фран­цузский аббат Бернар Клервоский (1090— 1153), основатель бенедиктинского монастыря в Клерво (1115). Бернар принадлежал к числу инициаторов Крестовых походов (особенно второго похода, 1147— 1149 год), важнейших событий Средневековья в XI—XIII вв., мощ­ных военных походов в Малую Азию против «неверных», за освобождение «Гроба Господня» и «святой земли» Иерусалима. Бернар Клервоский сыграл немалую роль в теологии и философии своего времени.

Замечательным литературным памятником эпохи явилась «Пе­реписка Абеляра с его возлюбленной Элоизой». Переписка возникла в результате того, что Абеляр похитил Элоизу, племянницу кано­ника, но был с ней насильственно разлучен. После этой любовной драмы Абеляр жил в различных монастырях и скитах. Он умер по дороге в Рим, где хотел пожаловаться на своих врагов папе. Пере­писка привлекла особое внимание в XIX веке, когда много раз переиздавалась. Прах влюбленных был соединен и похоронен на кладбище Пэр Ляшез в Париже, а их имена стали нарицательными.

С XII в. ведет свое начало также повлиявшая на всю культуру Средних веков история ересей и ее героев. Примеров из этой мучительной истории множество. Так, некий монах Генрих не то из Тулузы, не то из Лозаны толковал по своему сущность Евангелия и проповедовал свое учение от Луары до Пиренеев. В 1134 году он был заключен в тюрьму в Клерво, потом в Тулузе, и далее следы его пропадают. Пьер де Бриез умер на костре между 1132 и 1139 годами. История продолжается и далее в последующий период готики. Монах Фра Дольчино (от ит. fra — «брат» — монах), объяв­лявший о конце света, был жестоко казнен в 1307 году. Его имя приобрело особую известность, потому что он упомянут в великой «Божественной Комедии» Данте Алигьери в XXVII песни «Ада».

Основным видом искусства романского времени была архитек­тура, существовшая в основном в двух видах: замок (крепость) и собор (монастырский ансамбль).

Уже в IX веке начали появляться замки, служившие убежищем во время вражеских набегов. Сначала они были деревянными, но после изобретения машин для метания камней, устроенных по принципу лука и другой техники, замки-крепости стали строить из камня. Основное сооружение — собственно сам замок — состоял из трех частей. Верхний этаж — сеньер, здесь располагалось жилище владельца. В нижнем этаже помещались склады, конюшни, загоны для скота. В подземелье находились колодец и тюрьма. Замок был окружен крепостной стеной, затем рвом, через который можно было перейти только по мосту. Мост был подъемным, и когда его поднимали, попасть в замок становилось почти невозможно. Часть ансамбля составляла дозорная башня, через отверстия которой на головы нападающих сыпались камни, лилась горячая смола и т. п. Башня эта во Франции называлась донжон, а в Германии — бергф-рид. Обращает на себя внимание и еще одна черта средневековой культуры — появление национальных особенностей, что связано с формированием национальных государств, прежде всего, как уже говорилось, во Франции.

Первые каменные замки были построены во Франции в XI веке. В качестве примера часто приводят известный замок в Куси. Что касается аналогичного примера церковной архитектуры, таковым считается Нотрдам (Богоматерь) Ла Гранд в Пуатье. По плану — это господствующий тип, ведущий начало от античных и раннехристианских римских храмов — базилика. Название он полу­чил от слова «базилевс» (от греч. — властитель). Такие здания в античности использовались как «казенные дома»: для биржы, тор­гов, собраний и т. п. Базилика представляет собой прямоугольник, разделенный внутри колоннами или столбами на продольные части, называемые нефами (от лат. — navis — корабль). В конце здания — в алтаре в античных языческих храмах должна была стоять статуя бога, обычно того, которому посвящался храм. В христианских храмах — это место богослужения. Средний неф выше и шире боковых. Каждый из боковых нефов может завершаться, как и центральный, полукруглым выступом-апсидой, предназначенной для алтаря. Алтарные ниши лучше всего освещены находящимися в них окнами. В остальном помещении свет падает через окна в боковых стенах и окна фасада. Со временем пространство перед алтарем центрального нефа расширяется, чтобы там могло поме­ститься большее количество молящихся. Для этого центральный неф пересекается поперечным нефом, называемым «трансепт». Таким образом, план принимает крестообразную форму. В плане средневековых базилик лежит латинский крест — крест с более длинным, чем поперечный, продольным нефом.

Подобные храмы строили уже после IX века в Бретании, Нор­мандии, Шампани, Прирейнской области. В них еще преобладают деревянные перекрытия на стропилах (бревнах, служащих основа­нием для крыши). В дальнейшем проблема перекрытия становится одной из главных для архитектуры Средневековья. Своды появля­ются позднее, с развитием романского стиля.

Подобно замковым ансамблям, возникают монастырские ансамбли — аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для мона­хов, двор, сад, служебные постройки и прочее. Таким было аббатство Сен Жермен де Пре (XI в.), бенедиктинское аббатство в Нормандии. Нельзя не упомянуть и могущественное аббатство Клюни (XI в.) в Бургундии. Отличительные черты этой архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством, сочетания каменных бло­ков. Мощные стены объединяют внутреннее пространство — место молений, отрешенности от всего земного — от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны. Фасад с двух сторон фланкирован двумя башнями. Третья башня появляется над средокрестием — пересечением трансепта и про­дольных нефов. Аббатство Клюни во многом господствовало над менее значительными монастырями и диктовало им свои правила, тем более, что именно в Клюни папа Урбан II впервые призвал к крестовым походам.

В таких романских ансамблях и храмах скульптуры мало. Капи­тели колонн примитивны, но с развитием романского стиля они приобретают, можно сказать, сюжетный характер: изображаются библейские персонажи, сцены (Поклонение волхвов, Ева и т. д.), причем фигуры плоскостны и подчинены характеру стены, как и более монументальные фигуры в порталах, на фасаде. Скульптуры, которыми изобилуют церкви зрелого романского стиля, не имеют самостоятельного значения, они — придаток архитектуры, подчи­нены ей и слиты со стенами. Пластическое совершенство, гармония пропорций принесены в жертву выразительности, часто утрирован­ной.

Влияние античности, большая свобода и нарядность наблюда­ются в церквях южной Франции, на территории, принадлежавшей Риму. Так, например, в известной церкви Сен Трофим в Арле использованы античные коринфские капители, много орнамента, особенно растительного; в нарядности и полихромии ощущается влияние Востока.

Живописи романского времени сохранилось совсем мало. По­жалуй, два самых известных памятника монументальной росписи Средневековья находятся в церкви св. Николая в деревушке Тавэн и в церкви аббатства Сен-Савен, где ими покрыты все стены. Эти росписи на библейские сюжеты лишены глубины пространства, фон светлый, преобладают зеленые и желтовато-охристые тона.

Более других распространен устрашающий сюжет — Страшный Суд. Особенно часто он встречает прихожан сразу же при входе в церковь: в полукруге (тимпане) над порталом изображены события Страшного Суда. В центре выразительная фигура Всевышнего Судии — Христа, кругом, по сторонам,— черти, наказывающие грешников. Наиболее свободно представлены фигуры плачущих, 201

страдающих грешников. Фигура Христа сверхчувственна, более абстрактна, лишена сюжетной фабулы и как бы противопоставлена земному миру — это создает контраст божественного и земного. Внутренняя динамика образа выражена в гротескном изломе фигу­ры, напряженном ритме складок. В поздний период усиливается объемность фигур, чему пример — изображение св. Петра в портале священной ему церкви в Муассаке на юге Франции.

Значительное явление французского романского искусства — известные замки по берегам реки Луары. Недаром в великолепном сериале телевидения (по каналу «Культура») «Знаменитые замки Европы» им было уделено большое внимание. Их число впечатляет (60 более или менее примечательных). Это замки, которые строи­лись и достраивались на протяжении веков и меняющихся стилей:

от романского, последующего за ним — готического и позднее, вплоть до XVII в.: замок Анжер IX в. с капеллой XI в., 17 его башен были достроены к XIII в., прославленный замок Блуа (стро­ился с IX в.) — резиденция короля Франциска I. Замок Ланже принадлежал Ричарду Львиное Сердце (с конца XIII в.); замок Шинон, где он умер, стал резиденцией Карла VII, его стены видели Жанну д'Арк, а потом кардинала Ришелье, знаменательного персо­нажа истории и одного из героев ряда романов А. Дюма-отца. История Франции тесно связана с Луарой, как связана с ней династия правителей Франции с XIV по XVI вв. (Людовик XII, Франциск I и другие). Особый интерес к этой истории, к замкам Луары возник в связи с их описаниями и местом в литературе; в поэзии Пьера де Ронсара (XVI в.), а также в романах не только Дюма, но и Бальзака, Стендаля, Альфреда де Виньи. Замки Луары овеяны легендами, что типично для Средневековья, когда процве­тает литература разных форм: народные сказания, эпос, а в период готики — замечательная рыцарская поэзия. Ее распространение охватывает всю Европу.

Литература этого периода связана еще с одним весьма значи­тельным для Средних веков искусством — искусством книги, разу­меется, рукописной, украшенной иллюстрациями, миниатюрами и другими элементами книжного оформления.

История и рассмотрение книжного искусства Средних веков занимает многие тома научных трудов, она обильна фактами, многообразна и заслуживает специального исследования. Сложи­лось множество школ создателей этих произведений во Франции и в Германии романского и готического времени, а также в Англии.

Второе по значимости государство Средних веков к концу XV в. превратилось в «Священную римскую империю германской нации». Оно было основано в 962 году германским королем Отго­ном I. Весьма напористые германские племена во главе с Оттоном I покорили Центральную и Северную часть Италии, а также Бургундию, Нидерланды, отдельные области Швейцарии, Чехию. Вместе с тем уже с XIII в. начинается и обратный процесс распада, окончательно завершившийся к середине XVII в.

Но во времена Отгона I и его ближайших преемников государ­ство развивалось, особенно значителен был рост городов, о которых уже говорилось. Соответственно процветало искусство. И особенно примечательной была миниатюра того времени. Один из выдаю­щихся ее примеров — Евангелие Отгона III (XI в.), внука Отгона I, выполненное в стиле одной из многих школ романской миниагюры, который можно назвать «антикизирующим». Изображения по ан-гичному свободны, лишены экзальтированной динамики, отлича­ющей произведения других школ. Античные колонны, представ­ленные на многих лисгах книг эгой школы, придаюг сгагуарность всем сценам этих миниатюр, как и уравновешенная, хотя и не строго каноничная, но чегкая композиция и постановка фигур.

Архитектура германских городов во многих случаях отлична от типично романской уже тем, что часто здания строятся не из камня, а из кирпича, особенно в городах, входящих в торговый Союз Ганзы во главе с Любеком. Приморские города Ганзы давали клятву защищать свои акватории от очень распространенных тогда пират­ских судов. Союз носил определенно прагматический характер, что и сказалось на искусстве. Постройки в ганзейских городах проще, скульптура грубее. Зато ремесленные изделия достигают высокого уровня совершенства. Так, знаменитый Гальберштадтский шкаф (начала XIII в.) ничуть не уступает в художественном отношении церковным алтарям, тем более что по форме он близок к ним. Его двери, сделанные в виде алтарных створок, изображают святых и изобилуют орнаментом.

Характерное произведение германского зодчества этого пери­ода — колокольня в Роттенбурге, в которой, подобно другим по­стройкам рассматриваемого времени (конец XII—XIII вв.), уже проглядывают черты готического стиля.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!