Роли менеджера в организации

1 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В данной статье рассмотрим традиционные и современные подходы к определению содержания роли и определяемых им обязанностей менеджера. Затем проанализируем «исполнение» менеджерами назначенных им ролей и познакомимся с трудами Р. Стюарт, Г. Минцберга и Ф. Лутэнса. В более поздних исследованиях акцент делается на двойственности проблемы роли, на активном участии менеджеров в ее определении, а не просто пассивном выполнении указаний «режиссеров», подчеркивается многообразие управленческих ролей: вы не найдете и двух менеджеров, «играющих» одинаковые роли.

Очень важно осознать содержание понятия «роль». Все мы играем множество ролей: студента, члена команды, секретаря клуба, продавца, инженера, менеджера или родителя. Анализ ролей менеджера предполагает анализ процессов формирования и выполнения людьми принятых на себя обязательств в определенных социальных ситуациях во взаимодействии с другими людьми. Аналогичные процессы формируют и содержание действий менеджеров, которые в свою очередь

участвуют в определении обязанностей других сотрудников организации. Чтобы избежать двусмысленностей, мы используем терминологию, предложенную Д. Катцем и Р. Каном.

Роль - сумма ожиданий окружающих по отношению к занимающему определенную должность индивиду.

Ролевое множество - индивиды или институты, имеющие какие-либо ожидания по отношению к человеку.

Представим себе человека, роли которого нам необходимо проанализировать. Он или она находится в центре группы других людей или институтов, которые составляют ролевое множество, в свою очередь состоящее из неких субъектов, имеющих значимые контакты с нашим героем и ожидающих от него выполнения определенных действий. Во время взаимодействия с ним или ею эти ролевые отправители информируют «адресата» о своих ролевых ожиданиях. Результат такого рода коммуникаций - появление отправленной роли. Получение информации и интерпретация ее «адресатом» означает формирование полученной роли - т. е. восприятия индивидом ожиданий ролевых отправителей, что выражается в ролевом поведении - действиях человека как реакции на полученные сообщения. Поэтому ожидания ролевого множества формируют запросы и ограничения индивида, а его поведение, в свою очередь, предоставляет ролевому множеству информацию о соответствии «получателя» ожиданиям.

Ожидания ролевых отправителей формируют контекст, в котором действует индивид, и выступают основой сравнений предполагаемого и актуального его поведения. В гл. 1 мы провели границу между менеджментом как комплексом определенных действий и статусом, или должностями, индивидов, их выполняющих. Нередко управленческие функции выполняют сотрудники организации, которые формально не входят в структуры менеджмента (например, медсестра, планирующая внести изменения в практику работы, чтобы сократить время ожидания пациентов клиники). Напротив, индивиды, занимающие четко определенные места в иерархии менеджмента, часто расходуют свое время на действия, не имеющие никакого отношения к управлению организацией (например, проректор университета читает курс лекций по менеджменту). Распределение управленческой деятельности в организации само по себе является менеджментом, поэтому так разнообразна практика управления. Руководители высшего звена нередко избавляются от части управленческих функций, перекладывая свои обязанности на подчиненных. Основное влияние на роль менеджера оказывают заинтересованные в деятельности организации группы.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!