Роль внимания и памяти в деятельности сотрудника ОВД

24 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Внимание и память. Их роль в профессиональной деятельности сотрудника ОВД

1.1. Понятие внимания в психологии. Его виды и свойства.

1.2. Память. Виды и типы памяти.

1.3. Роль внимания и памяти в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

2. Психологические особенности допроса подозреваемого, обвиняемого.

2.1. Специфика формирования показаний обвиняемого (подозреваемого), обусловленная особенностями их процессуального положения.

2.2. Тактико-психологические особенности допроса обвиняемого (подозреваемого)

3. Задача

Список литературы

 

1. Внимание и память. Их роль в профессиональной деятельности сотрудника ОВД

1.1. Понятие внимания в психологии. Его виды и свойства

 

Внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.

Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде — внешне направленное внимание, так и из фонда самой психики — внутри направленное внимание.

Выделим нейрофизиологические основы внимания. Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты, по терминологии физиолога А.А. Ухтомского. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности (7, с. 210).

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга.

Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.

Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Классификация основных типов внимания обычно производится путем разделения его реакции на а) генетически и социально обусловленные; б) непосредственные или опосредованные; в) происходящие автоматически или требующие волевого усилия и контроля. В первом случае можно выделить «природный», естественный тип внимания, связанный обычно с проявлением инстинктов размножения и самосохранения или с саморегуляцией организма. Социально-обусловленное внимание - продукт обучения и воспитания. Например, голый человек, появившийся среди бела дня на центральной улице большого города, привлечет к себе внимание не как субъект сексуального влечения (естественный тип внимания), а скорее, как нарушитель социального запрета, «табу», поддерживаемого основной массой населения.

Особый интерес психологов всегда привлекало произвольное внимание, требующее сознательного самоконтроля и сопровождаемое чувством усилия над собой, в некотором смысле самопринуждением индивида, который в этом случае подавляет свои непроизвольные реакции во имя долга, высших целей, разумной необходимости. Внезапно влетевший в аудиторию воробей вызовет непроизвольное внимание, а попытка понять и зафиксировать содержание серьезной лекции потребует произвольного.

Дело в том, что произвольное внимание в значительной мере и продукт, и условие нашей цивилизации, сделавшей необходимым непривлекательный труд - и физический, и умственный. По мнению французского психолога Т. Рибо, до возникновения цивилизации произвольное внимание практически не существовало (7, с. 212).

Можно предположить, что предрасположенность к произвольному вниманию является одним из факторов социального отбора, так как оно не только условие эффективной работоспособности нашего интеллекта, но и способствует лучшему взаимопониманию людей, предотвращает ненужные конфликты между ними, то есть дает человеку определенные дополнительные шансы для успешной социальной адаптации.

Основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность — одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

С первых дней появления на свет у младенца проявляется ориентировочный рефлекс, на основе которого складывается непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание по своей сути пассивно, но взрослые, общаясь с ребенком, постепенно начинают руководить вниманием малыша, направляя его с помощью указательных жестов на наиболее значимые или интересные объекты окружения.

Овладевая речью, ребенок, по существу, овладевает и способами управления своим вниманием. И если в начале жизни этим процессом управляли взрослые, то дальнейшее развитие речи и внимания все более и более освобождается от их опеки.

В повседневной жизни развитие произвольного внимания ребенка неотрывно от формирования различных видов деятельности. На первых этапах это игра, в первоначальном обучении - ориентировочно-исследовательская деятельность. Руководящая роль взрослого при этом заключается в целенаправленном привлечении внимания ребенка к тем способам и операциям, с помощью которых он может достигнуть поставленной цели. Советский психолог А. В. Запорожёц, анализируя, как формируются у детей дошкольного возраста двигательные навыки, постоянно подчеркивал необходимость специальной фиксации внимания ребенка на отдельных вспомогательных и промежуточных этапах овладения навыком. В процессе такой работы ребенок познает возможности своего внимания, выучивается использовать его адекватно поставленной задаче.

Упражняясь в деятельности, произвольное внимание приобретает и оттачивает свою регулирующую роль. Этот процесс длителен и в основном протекает стихийно. Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, он тем самым способствует тренировке внимания.

Очень рано у детей проявляется и предвосхищающее внимание. Предвосхищение ребенка, как правило, аморфно и неопределенно, оно эмоционально окрашено. Это готовность услышать, увидеть, узнать что-то интересное. Лишь постепенно на ее основе формируется прогностическое внимание, прямо сопряженное с четким представлением о конечном результате.

Более систематическое развитие регулирующей функции внимания связано с формированием навыков учебной деятельности. Планирование, оценка результата, коррекция и контроль невозможны без своевременной активизации внимания, что, в конечном счете, обязательно приводит к формированию соответствующих навыков.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.

Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, концентрированность, интенсивность, устойчивость и переключаемость — связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах. В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Кратко охарактеризую указанные свойства.

Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но их повторением. Например, телевизионная реклама и в сотый раз привлекает внимание взрослого зрителя, вызывает ориентировочную реакцию и у ребенка и даже (может быть еще в большей степени именно в том случае) если ее содержание совершенно нелепо. Устойчивость — временная характеристика внимания.

Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта. Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы (8).

Распределение, то есть способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания. Наполеон мог, по нескольким свидетельствам, диктовать своим секретарям смесь ответственных дипломатических документов одновременно.

Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Переключаемость внимания — скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека — уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других — менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость - это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

 

1.2. Память. Виды и типы памяти

 

Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлевать и воспроизводить по мере надобности полученные впечатления.

Эта способность составляет функцию памяти. Стоит только представить себе, кем был бы человек, лишенный памяти, чтобы понять ее огромнейшее, ничем не заменимое значение. Ведь, не обладая памятью (такие случаи встречаются, но относятся к сфере патологии), человек не мог бы усваивать общественный опыт, передаваемый ему другими людьми, отложившийся в книгах, предметах искусства и культуры. Он не мог бы накапливать и собственный индивидуальный опыт.

Каждый новый день он встречал бы с душой, «чистой как белый лист бумаги». Он ничему не мог бы научиться, ничего не мог бы освоить. Повседневные обыденные вещи, слова, явления природы он воспринимал бы как ничего не значащие воздействия и не отзывался бы на них, как это свойственно новорожденному младенцу. Процессы запечатления, сохранения и восстановления воспринятого материала составляют три звена единого процесса памяти. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как от того, что и как человек запомнил, зависит и то, что и как он сохраняет своей памятью и что может воспроизвести (3, с. 172).

Интерес к природе и механизмам памяти возник очень давно. Великий философ Древней Греции, живший за четыре века до нашей эры, - Аристотель написал специальный труд о работе памяти. С того времени много раз ученые пытались дать объяснение этой удивительной способности человека. Однако подлинное научное ее объяснение стало возможным лишь с развитием других наук, в частности физиологии высшей нервной деятельности - учения о мозге и его работе. Но до сих пор еще на многие вопросы ученые не имеют ответа.

Мы не знаем причин неожиданных «провалов памяти», когда у человека «вертится на языке» хорошо известное, но куда-то вдруг исчезнувшее слово (фамилия человека, название города...), а потом вдруг почему-то оно всплывает... Мы не можем объяснить случаи феноменальной памяти, которая существует у отдельных людей, например, возможность человека, прослушав лишь один раз названные ему в беспорядке 30 - 50 и даже 70 чисел, без труда и совершенно точно воспроизвести эти числа через 3 - 5 дней, через месяц, через год и даже через 15 лет. И все же научная мысль и специальные исследования раскрыли важнейшие законы работы памяти. Тем самым люди научились в известной степени управлять этим процессом.

Важнейшим достижением биологической науки, в частности физиологии высшей нервной деятельности, явилось учение И. П. Павлова о законах образования в коре головного мозга животных и человека временных нервных связей – ассоциаций.

Они являются материальной основой памяти и позволяют научно объяснить многие явления запоминания, забывания и воспроизведения воспринятого материала (3, с. 174).

Как это было установлено в последние десятилетия, в работе памяти значительную роль играют и сложные биохимические процессы, протекающие в мозгу человека (и животного). Введение в кровь некоторых химических препаратов резко снижает возможность усвоения нового материала и увеличивает быстроту и полноту забывания.

Мысль о роли ассоциаций в работе памяти была первоначально высказана Аристотелем. В настоящее время эти связи понимаются как отражение в мозгу человека тех зависимостей и отношений, которые в действительности существуют в окружающем мире. Эти связи могут быть случайными, например связи временной последовательности отдельных эпизодов в происшедшем событии («Как только прозвучал бой часов, из сада раздался выстрел»), связи бывают и существенными, отражая действительные зависимости бытия («Сверкнула молния, и за ней послышался удар»).

На основе учения об ассоциациях еще психологи XIX в. стали отличать механическую память от логической. Механической памятью называют удержание человеком какого-то материала путем установления случайных связей как между его частями, сторонами, так и между его появлением и какими-то внешними событиями, сопутствовавшими ему. Так, пятилетние дети легко запоминают стихи на иностранном языке. У них легко устанавливаются связи последовательности одного звукового комплекса, идущего за другим. Ребята не понимают значения того, что говорят, но слова запомнились цепочкой, и одно слово «по ассоциации» вытягивает за собой из памяти следующее (3, с. 175).

Примером такой механической памяти может служить попытка связать какое-нибудь намерение (например, взять из дому библиотечную книгу) с завязыванием узелка на носовом платке. Человек при этом надеется, что, вынув платок и увидя завязанный на нем узелок, он «по ассоциации» вспомнит и о намерении взять книгу. Но искусственность таких связей делает их очень непрочными. Часто, смотря на узелки, человек не может вспомнить, зачем он их завязал. Связи разрушились.

Однако нельзя совсем отбросить как ненужные такие связи, которые образуются между образами явлений, совпавших в пространстве или во времени и зафиксировавшихся в виде цепи ассоциаций в сознании человека.

Как часто, не имея других средств, человек намеренно вспоминает забытое, воспроизводя даже те случайные обстоятельства, детали, с которыми было связано событие, которое он хочет вспомнить; «Когда же я встретил нашего друга?.. Это было утром; помню, я шел на работу; значит, это не было в воскресенье... и не во вторник, потому что во вторник я работал вечером... значит, это было в понедельник. Помню, что он был без пальто, в одном костюме; значит, было тепло. А теплые дни установились только с прошлой недели...» Так, с помощью рассуждений, опираясь на случайно сохранившуюся связь, человек восстанавливает забытое (10, с. 166).

В отличие от механической памяти, логическая, или смысловая, память выступает там, где человек устанавливает между воспринимаемыми явлениями существенные, смысловые связи. Например, взрослый человек запоминает прочитанную им информацию о событиях за рубежом, виденный спектакль, состоявшийся разговор. Он воспроизводит его не слово в слово, в бывшей действительно последовательности, но выделяет главное и основное, оперирует связями причины и следствия, цели действия человека и использованных им средств, его намерения и совершенных поступков и рядом других.

Таким образом, память - способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и опыт.

Накопление, хранение и воспроизведение информации - общие свойства нейронных сетей. Невозможно переоценить биологическое значение этих процессов для адаптации индивидуального поведения к окружающей среде. Без способности к научению и памяти ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку оказались бы невозможными как планирование успешных действий, так и преднамеренное избегание ошибок. Соответственно в последние десятилетия нейробиологи уделяли этим процессам много внимания. Было обнаружено, что запоминается лишь малая часть осознаваемых нами явлений, а те в свою очередь представляют собой ничтожную долю общей сенсорной информации. В то же время большинство накопленных сведений со временем, несомненно, забывается. Без таких механизмов отбора и забывания информации мы были бы буквально затоплены ее непрерывным потоком; результаты этого были бы такими же катастрофическими, как и отсутствие способности к научению и памяти.

Память различают по формам восприятия информации (логически-смысловая и чувственно-образная; последняя подразделяется на модально-специфические виды - зрительную, слуховую, моторную); по уровням усвоения (воспроизводящая и облегчающая); по происхождению в фило- и онтогенезе (филогенетическая - инстинкты и онтогенетическая); по длительности хранения информации. Онтогенетическую память составляют условные рефлексы и другие формы приобретенной информации.

По длительности хранения информации различные авторы выделяют несколько вариантов памяти, причем во всех вариантах первым этапом отмечается сенсорная (иконическая) память - доли секунды. Далее следуют противоречия:

• первичная память - несколько секунд, вторичная - от нескольких минут до нескольких лет, третичная - на протяжении всей жизни;

• кратковременная память - десятки секунд, долговременная - более минуты и на протяжении всей жизни;

• кратковременная первичная - десятки секунд, кратковременная вторичная - от нескольких минут до нескольких лет, долговременная - на протяжении всей жизни (1, с. 81).

Общей идеей этих классификаций является длительность хранения информации. Вместе с тем в приведенных классификациях заключаются противоречия. Например, термин «сенсорная память» отражает ее происхождение, а термины «кратковременная» и «долговременная» память свидетельствуют о длительности хранении информации. Отождествление понятий «сенсорная» и «иконическая» память необоснованно, поскольку «иконическая» память - это лишь один из вариантов сенсорной памяти - зрительная память, как, например, «эхоическая» - слуховая память. В названных классификациях учитываются не все временные интервалы, их продолжительность в разных классификациях не согласуется.

Предлагается в основу классификации положить не длительность хранения информации, а механизм, сохранив при этом идею длительности хранения информации. В этом случае целесообразно выделить три вида памяти:

• мгновенная память - отпечаток, энграмма внешних воздействий, отражающая явления последействия в анализаторах в виде ощущений;

• кратковременная память, основой которой являются электрофизиологические процессы;

• долговременная память - хранение информации в виде структурных и биохимических изменений в нейронах головного мозга.

 

1.3. Роль внимания и памяти в профессиональной деятельности сотрудника ОВД

 

Сначала рассмотрим роль памяти в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Свидетельские показания в большинстве случаев формируются в результате непроизвольного (непреднамеренного) запоминания.

Это значительно снижает объем и точность запоминания и воспроизведения. Однажды на лекции профессора Листа по уголовному праву произошел следующий инцидент. Один из студентов, оскорбленный замечанием другого студента, набросился на него с угрозами. В ответ на это другой выхватил из кармана револьвер и прицелился в нападающего. Инцидент был прекращен в результате вмешательства присутствующих. Дело разбиралось в университетском суде. По нему прошло много свидетелей. Процент непреднамеренно ложных показаний у каждого свидетеля колебался от 20 до 80, а свидетелями были студенты, специализирующиеся по уголовному праву. Причем по основной и наиболее напряженной части события (когда возникла угроза выстрела) процент ошибочных показаний еще более резко возрос (2).

По этой части давались не только ложные, но и прибавлялись вымышленные показания. Этот инцидент специально был инсценирован профессором Листом для изучения формирования свидетельских показаний. Такие эксперименты были неоднократно повторены, в них были получены аналогичные результаты.

В опытах Штерна было исследовано изменение показаний свидетелей в зависимости от промежутка времени между запоминанием и воспроизведением. Штерн показывал испытуемым три картинки и предлагал запомнить их содержание (преднамеренное запоминание).

Испытуемые знали о последующем опросе по этим картинкам, т.е. у них была установка на запоминание. Первый опрос был произведен тотчас после экспозиции, а второй - через пять дней.

Было установлено, что отсрочка воспроизведения на пять дней увеличивает количество ошибок на 10%. В опытах также было установлено, что из всех показаний безошибочным был только 1%. При этом надо учитывать, что восприятие обстоятельств было целенаправленным, с установкой на запоминание, а преднамеренные ложные показания были полностью исключены.

В этих и других опытах установлено, что количество ошибок меньше в свободном рассказе, чем в ответах на конкретные вопросы. Небезынтересно также отметить, что чем выше ответственность лица, дающего показания, тем меньше количество ошибок. (В опытах Штерна эта ответственность повышалась вопросом экспериментатора: «Можете ли вы дать присягу, что ваши показания правильные?»)

Показательным является и само содержание ошибочных ответов. Например, один испытуемый, рассказывая про картину «Переезд художника на новую квартиру», ошибочно утверждал, что телегу везет не лошадь, а осел. Испытуемые часто вводили в показания предметы, отсутствующие в картине, но которые обычно бывают в данной ситуации (так, один испытуемый утверждал, что сбоку от лошади бежал пудель, что в руках у художника были часы, в действительности - была лампа). Иногда необычное свойство предмета заменялось другим, более привычным.

В следственной практике следует иметь в виду, что сами вопросы следователя могут иметь внушающее воздействие. По степени внушающего влияния вопросы следователя можно разделить на следующие группы:

1. Маловнушающими являются вопросы разделительные («упал потерпевший или не упал?»).

2. Менее внушающими являются прямые вопросы (например, «какого цвета был костюм преступника?»).

3. Более внушающими являются вопросы о наличии или отсутствии определенных вещей, предметов (даже если они ставятся в разделительной форме). Например, вопрос: «был ли стул в комнате или нет?» несколько побуждает к утвердительному ответу. Это объясняется тем, что когда задается такого рода вопрос, у свидетеля невольно возникает представление о соответствующем предмете, и оно начинает оказывать влияние на показания свидетеля.

4. Значительную внушающую силу имеют вопросы, содержащие подсказку (вопросы типа: «ведь мужчина был в кепке?»). Опыты свидетельствуют, что значительная часть испытуемых дает подсказываемые ответы даже в тех случаях, когда они противоречат действительности.

5. Наибольшей внушающей силой обладают совершенно недопустимые в процессуальном отношении вопросы, предусматривающие ложный ответ, сбивающие свидетеля с толку. (Например: «какой предмет держал в руках Петров в такой-то ситуации?», хотя в действительности Петрова в этой ситуации могло не быть. Растерявшийся свидетель может второпях ответить, что никакого предмета в руках у Петрова не было, вместо того, чтобы ответить, что не было самого Петрова.)

Вероятность ошибочных показаний, относящихся к отдельным деталям, несколько выше, чем вероятность ошибочных показаний, относящихся к событию в целом. Показания о событиях, участником которых был сам свидетель, более достоверны (так как лучше запоминается тот материал, который связан с действиями человека) (2).

Для получения более полных и достоверных показаний возможно оказание мнемической помощи дающему показание, содействие установлению возможно большего количества ассоциаций, выезд с этой целью на место происшествия, напоминание свидетелю фабулы события, отдельных его деталей. Значительно облегчает дачу показаний хронологическая последовательность воспроизведения, напоминание свидетелю о последовательности достоверно установленных фактов, внимательное выслушивание всего того, что предшествовало событию, даже если это не имеет прямого отношения к делу.

Оценивая показания свидетелей и других участвующих в деле лиц, следователь должен учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией ранее воспринятого. Вспоминая те или иные события, люди обычно выделяют прежде всего те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям.

Например, при испуге преувеличивается степень угрожающих обстоятельств, чувство ненависти содействует воспроизведению прежде всего негативных качеств другого человека и т.п.

Направленность воспроизведения зависит также от степени понимания событий, от жизненного опыта и интересов человека.

Воспроизведение всегда перестраивается в соответствии с задачами деятельности человека. Нередко люди изменяют последовательность действительных событий, подвергают их обобщениям, опускают различные детали или, наоборот, выдвигают отдельные детали на передний план, преувеличивают отдельные стороны объекта. Следователю необходимо иметь в виду, что, воспроизводя то или иное событие, люди реконструируют его и под влиянием знаний, приобретенных уже после восприятия этих событий (9).

Иногда услышанная свидетелем версия сильно влияет на его показания.

Итак, запоминание различных событий и обстоятельств свидетелями обычно бывает непланомерным, специально неорганизуемым. Наиболее характерными ошибками воспроизведения при таком запоминании являются следующие:

1) смешиваются предметы (вместо одного предмета указывается сходный с ним другой);

2) изменяется количество предметов (увеличивается или уменьшается в зависимости от отношения к событию, эмоционального состояния и т.д.);

3) при воспроизведении событий и обстоятельств осуществляется их реконструкция в зависимости от индивидуально-типологических свойств личности и психических состояний.

При допросе необходимо установить прежде всего те обстоятельства, которые были объектом сенсорной (чувственной) деятельности свидетеля, а не результатом его суждений и умозаключений.

При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, следователю необходимо учитывать особенности процесса узнавания. Этот процесс основан на взаимодействии восприятия и памяти (выше уже говорилось об узнавании в его связи с восприятием).

Узнавание в ряде случаев не может быть осуществлено мгновенно и расчленяется на отдельные моменты припоминания.. Припоминание начинается с осознания знакоместа предмета, возможности соотнести его с ранее воспринятым образом. Но переживание знакоместа может быть и ложным, так же как и само узнавание. Это зависит от физиологического и психического состояния человека. Так, в случаях крайнего переутомления, когда затруднена аналитико-синтетическая деятельность мозга, человеку иногда начинает казаться, что данная обстановка воспринимается повторно, хотя в действительности она воспринимается впервые.

В стрессовых ситуациях, в обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов в результате торможения ранее образованных связей.

В заключение отметим, что при допросе несовершеннолетних лиц необходимо учитывать, что особенностью детской памяти является ее образный характер. Дети и подростки лучше запоминают предметы и наглядные ситуации. Из словесного материала они лучше запоминают эмоционально действующие части рассказа и значительно хуже — отвлеченные понятия.

В процессе воспроизведения материала подростками не всегда осуществляется систематизация материала, его группировка, выделение существенного; иногда второстепенные, но наглядно яркие стороны предмета выступают на передний план.

Дети и подростки более подвержены внушению. При формулировке вопросов на допросе следователю необходимо особенно тщательно избегать того, что может оказать внушающее воздействие. О высокой степени внушаемости подростков свидетельствует следующий факт. У учащихся 5 класса спросили, какого цвета борода у их учителя физики — черная или рыжая. Многие учащиеся дали определенный ответ в отношении цвета бороды их учителя (некоторые сказали, что борода черная, а другие — рыжая), в то время как у этого учителя вообще не было бороды.

Дети и подростки более склонны к ложному узнаванию, так как видовые признаки они принимают за индивидуальные. (Так, одна девочка ложно опознала человека, якобы изнасиловавшего ее, показав на сходство цвета туфель, кепки, роста, цвета брюк и волос.) Недостаточность знаний подростка также может быть причиной ложного узнавания. (Один подросток ложно опознал оружие по короткому дулу предъявлявшегося оружия, но предъявлялся карабин, а в преступном действии использовался обрез ружья.)

В следственной практике иногда возникает необходимость опроса лиц с различными формами ослабления памяти — амнезией. Особенно часто встречается старческая амнезия, вызванная склерозом мозга. Для нее характерно прежде всего забывание собственных имен, их смешивание. Наибольшему забыванию подвергаются факты недавнего прошлого, тогда как факты далекого прошлого сохраняются в памяти достаточно прочно.

Люди, перенесшие физические травмы (например, сотрясение мозга) могут страаатъ ретроградной амнезией. В этих случаях они прежде всего забывают факты, которые непосредственно предшествовали травме, а затем все более и более отдаленные факты. При выздоровлении начинается обратный процесс.

Нередко амнезия связана с поражением отдельных участков коры больших полушарий (при различных ранениях, опухолях, кровоизлияниях). При поражении височной области мозга утрачивается речедвигательное представление (афазия). Афазия может иметь различные формы (человек не может говорить, но понимает чужую речь или наоборот, говорит, но не понимает чужой речи). Афазия часто связана с нарушением осмысленного воспроизведения. Поражение теменно-затылочной области мозга нередко ведет к изменению зрительных образов. В результате крайнего переутомления может затрудняться процесс узнавания (это временное нарушение памяти называется парамнезией).

Свойства и особенности внимания также следует учитывать в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Так, например, при допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Особенно важно в деятельности сотрудников ОВД такое качество внимания как его распределенность - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!